План
Введение
1 Обнаружение и сохранность
2 Иконография
3 Прообраз
Введение
Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
1. Обнаружение и сохранность
Мозаика была обнаружена 24 октября 1831 года при раскопках античных Помпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в 1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. Сначала мозаика была выложена на полу, как в её оригинальном виде; около 1913 мозаику поместили на стену для лучшего обзора. На полу дома Фавна в 2005 выложили копию мозаики. Размеры грандиозной картины составляют 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.
Изображённый на мозаике царский доспех Александра реконструирован в фильме Оливера Стоуна «Александр». Доспех украшен на груди горгонейоном, изображением головы горгоны Медузы. Часть мозаики, где изображены телохранители Александра из гетайров, не сохранилась, и только беотийский шлем гетайра с позолоченным венком передает внешний вид прославленных античных всадников. Также повреждён фрагмент с изображением штандарта персидских войск.
2. Иконография
Мозаика изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III в битве при Иссе. Александр без шлема, в роскошном льняном доспехе, на коне поражает копьем телохранителя Дария. Сам Дарий с растерянным лицом, безоружный, пытается развернуть свою колесницу. Его застывший жест выражает беспомощность и отчаяние. Доказательств того, что на мозаике изображён сюжет сражения при Иссе, не обнаружено (кроме схожих описаний битвы у Арриана и Курция). Возможно символический бой не привязан к какой-либо конкретной битве, но призван прославить подвиги Александра в азиатском походе. Лицо Александра на мозаике имеет заметное сходство с его известными бюстами.
3. Прообраз
В смысле иконографии сходство с мозаикой имеет рельеф на царском Сидонском саркофаге (IV век до н. э.), который также изображает схватку Александра с персами; вероятно, оба памятника восходят к общему первоисточнику. Помпейское произведение считается копией мастеров александрийской школы мозаики с живописного древнегреческого полотна, исполненного в другой технике. Греческий оригинал, видимо, упомянут древнеримским писателем Плинием Старшим («Естественная история», 35.110) как работа по заказу македонского царя Кассандра, выполненная Филоксеном из Эретрии, греческим художником конца IV в. до н. э. Временная привязка создания картины, сделанная из литературных данных, подтверждается манерой исполнения с ограниченным набором использованных цветов и способом рисования, характерного для раннеэллинистического времени.
Литература
· Kleiner, Fred S. Gardner's Art Through the Ages: A Global History. — Cengage Learning, 2008. — С. 142. — ISBN 0495115495
· Bernard Andreae: Das Alexandermosaik. Reclam, Stuttgart 1967.
· Michael Pfrommer: Untersuchungen zur Chronologie und Komposition des Alexandermosaiks auf antiquarischer Grundlage. von Zabern, Mainz 1998 (Aegyptiaca Treverensia. Trierer Studien zum griechisch-römischen Ägypten 8), ISBN 3-8053-2028-0.
· Klaus Stähler: Das Alexandermosaik. Über Machterringung und Machtverlust. Fischer-Taschenbuch-Verlag, Frankfurt am Main 1999, ISBN 3-596-13149-9.
· Paolo Moreno, La Bataille d’Alexandre, Skira/Seuil, Paris, 2001.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Иссе_(мозаика)