Содержание
1 Упоминание в документах
2 Позиции историков по отношению к этим генеалогиям
3 Различные гипотезы родословной
3.1 Мецская гипотеза: Арнульф сын Арноальда Мецкого
3.2 Фонтенелльская гипотеза: Арнульф сын Бодогизеля
4 Генеалогические дополнения
4.1 Принцесса франков, мать Ансберта
4.2 Происхождение отца сенатора Ансберта
4.3 Мать Арнульфа Мецского: святая Ода
4.4 Семья святого Вандриля
1. Упоминание в документах
Ни один современный Арнульфу Мецкому (около 582—640) документ не говорит о его происхождении. Первые Каролинги помнили больше свое происхождение от Пипинидов, то есть по материнской линии, чем происхождение Арнульфингов. Только происхождение Анзегизеля подтверждено документально и не вызывает вопросов. Родство между Святым Арнульфом и Анзегизелом определенно описано полтора века спустя историком Павлом Диаконом.
Следующие документы также так или иначе свидетельствуют о ранних Арнульфингах и их предках:
· Житие Святого Коломбана (650 год): «Бертульф происходил из благородной, хотя и языческой семьи, и приходился двоюродным братом блаженному Арнульфу из Меца».
· Житие Святого Арнульфа (650 год): «Арнульф, благородной франкской крови, сын благородных и знатных родителей».
· Продолжатели Фредегара (750 год): «…и Пипин, сын покойного Ансегизела, франки знатного происхождения, правили Австразией».
· Павел Диакон в «Деяние Мецких епископов» (783 год): «Агиульф, который, как говорят, был рожден дочерью короля франков Хлодовея, а отец его происходил из знатной сенаторской семьи. За ним воспоследовал его племянник по имени Арноальд. За ним следовал Паппол. После них к управлению Церковью был допущен блаженнейший Арнульф, муж славившийся повсюду светом святости и блестящим происхождением… … этот почтенный муж, во времена своей юности родил в узах законного брака двоих сыновей, а именно, Ансхиза (Анзегизеля) и Клодульфа. Анзегизель родил Пипина, … Пипин родил Карла, мужа во всех отношениях сильнейшего… …он родил Пипина, …»
· Commemoratio genealogiae domni Karoli gloriossimi imperatoris (810 год): «Анспертус, сын славных и знатных родителей, из сенатского рода взял в жены дочь короля Хлотаря по имени Билихильда от которой у него родилось три сына и дочь. Старшего сына звали Арноальд, второго Фериол, третьего Модерих, а дочь — Тарцизия. Фериол был епископом в городе Юзес. Модерих был епископом в d’Aristum (южная Франция). Арноальд был отцом епископа Арнульфа. Сеньор Арнульф родил Флодульфа и Анхиза. Флодульф был рукоположен в сан епископа. Анхиз родил Пипина. Пипин родил Карла. Карл был отцом короля Пипина, который стал отцом славного и благородного короля Карла Великого». Позже эта родословная была продолжена с поколениями происходящими от Карла Великого.
· Commemoratio genealogia domni Arnulfi episcopi et confessoris Christi (840/855 год): включает в себя Commemoratio genealogiae domni Karoli gloriossimi imperatoris с добавлением братьев Ансперта, деда Арнульфа. Эта генеалогия также возобновлена продолжателями.
· Рукопись, написанная в 840—855 годах в аббатстве де Фонтенелль: "Бодогизус родил Арнульфа, блаженного епископа города Мец. Святой Арнульф родил Ансгиза, отца Пипина майордома франков. Пипин родил герцога Карла. Герцог был отцом короля Пипина. Пипин стал отцом Карла, самого известного в этом роде. Карл стал отцом императора Людовика.
· Genealogia regum Francorum (870 год): «Хлотарь II отец Дагоберта и Билихильдис (Билихильды). Билихильдис родила Арноальда от знатного мужа Анспертуса. Арноальд родил Арнульфа, позднее ставшим епископом Меца. Арнульф родил Флодульфа, Вальхиса и Ансигиза. Ансигиз родил Пипина от Бегги дочери майордома Пипина. Пипин Старый отец Карла Старшего. Этот Карл отец короля Пипина и Карломана, ставшего позднее монахом. Король Пипин родил Карломана и императора Карла. Карл был отцом Пипина, Карла Юного и Луи. Луи родил Лота, Пипина и Людовика от Ирменгарды и Карла Лысого от Юдифи». Этот вариант Commemoratio genealogiae domni Karoli gloriossimi imperatoris был направлен на то, что вывести Билихильду не от Хлотаря I, а от Хлотаря II и сделать ее сестрой Дагоберта. Хлотарь II и Арнульф были современниками друг друга и последний хронологически не мог являться его правнуком первого.
· Житие Святого Клодульфа (875 год): «Таким образом, он (Клодульф) был сыном Арнульфа, который был епископом Меца […] его отец происходил из древнего сенаторского рода, который возглавляет его отец Арноальд [ …], который была сыном Ансперта. Говорят Агилульф, епископ Меца, родился от дочери короля Кловиса. Матерью Клодульфа была Дода; не было более благородных и знатных родителей».
· Уммо в его Житие Святого Арнульфа пишет (X век) «Блаженный Арнульф родился от отца родом из Аквитании и матери из Швабии в замке Леисензи около Шомона во времена императора Маврикия [… ] его женой была Дода, девушка из благородного рода […] от неё он имел двух сыновей: Клодульфа и Анхиза […] у Анхиза родился сын Пипин, принц Германии, от его жены Бегги, сестры святой Гертруды Невельской […] от сестры Пипина по имени Вальдрада родился Гуалхиз, который родил святого Вандрегизеля, проповедника Христа […] От сестры Гуалхиза (Валхиза) родился святой Гонд де Уаес, сын графа Вердена».
· Англо-саксонские рукописи конца XI века или начала XII века: «Анхиз, оставив Трою, родил сына Франко, который дал своё имя всем франкам. Этот Франко, princeps generis, родил Грифо. Балдгисл родился от Грифо. Лодупих родился от Балдгисла. Алпгис родился от Лодупиха. Алпгилс родил Аодульфа. Аодульф родил Ансигиза. Ансигиз отец Пипина. Карл родился от Пипина». Есть и другой вариант: "Грифо родил Халдгисла. Момулин родился от Халдгисла. Батгисл родился от Момулина. Батгисл родил Аодульфа. Аодульф родил Ансигиза […] ".
· Житие Святого Гундульфа (XII век): «Гундульф сын Мундериха, убитого по приказа короля Австразии Теодориха I за покушение на его власть, воспитывался вместе со своим братом Бодогизелем при дворе Хлотаря I. В старости, осыпанный милостями короля Теодеберта II, он даёт наставление своему племяннику Арнульф, сыну Бодогизеля: „Слушай меня, любимый племянник. Проклятие от Бога на наш род начались со смертью от меча Мундериха, сына отцеубийцы Хлодериха. Молись, чтобы Христос не покарал нас, ибо Бог проклял потомков Хлодериха до третьего и четвертого колена“. Отказавшись от света, Гундульф постригся в монахи, и после смерти Монульфа, стал епископом в Тонгерене, в возрасте шестидесяти лет».
· Эгидий д’Орвал (1250 год): «Лотарь, король франков, отец Дагоберта, был отцом Билихильды. Она родила от благородного Ансберта Арноальда или Бодогизеля, которого также называли Боггис. Боггис от жены Оды родил сына Арнульфа, ставшего позже священником в Меце. Арнульф от жены Доды родил Ансигизеля и Клодульфа».
Синтезом всех этих материалов является то, что ранние авторы не знают происхождения святого Арнульфа, а просто говорят, что род был несомненно благородным и знатным. Генеалогии же появившиеся спустя полтора века наполняют род новыми поколениями и новыми представителями поколений уже известных.
2. Позиции историков по отношению к этим генеалогиям
Историки приняли позицию по которой Арнульф Мецкий был сыном другого епископа Мецского Арноальда. Эта позиция долгое время была общепринятой. Однако в XVII веке один из историков изучавший Commemoratio genealogia domni Arnulfi episcopi et confessoris Christi обратил внимание, что брат сенатора Анспертуса и дядя святого Ферроля святой Фирмин из Юзеса является ближайшим родственником императора Авита. Так впервые появилась гепотиза, совершенно неизвестная средневековым авторам, которая пыталась породнить Каролингов с правителями Римской империи.
Только в конце XIX начале XX века историческая наука оспорила этот тезис, что особенно присуще работам Луи Салтета. Рассматривая генеалогии в сравнении с другими современными им документами, он раскрывает их несоответствие и заявляет на этом основании, что все генеалогии Каролингов фальшивые. Это мнение, господствующее в течение всего XX века, и сейчас имеет много сторонников.
Но критика Салтета имеет свои недостатки: обращая внимание на присутствующие в генеалогии противоречия и несоответствия историческим фактам, автор не раскрывает нам методы их составления, а главное причины, побудившие их авторов к созданию той или иной фальсификации. К тому же в его работах не было исследована генеалогия Фонтелльской рукописи. В 1986 году Йорг Ярнут занялся критическим изучением различных вариантов родословной Каролингов, признанных ранее ложными. По его мнению, работа средневековых фальсификаторов состояла больше в том, чтобы интерполировать подлинные факты, а не изобретать новые генеалогии. По его мнению, генеалогии основываются на интерполяции и интерпретации подлинных документов, которые были доступны епископству Меца в VIII веке.
3. Различные гипотезы родословной
Изучение всех ложных родословных Каролингов приводит к двум основным гепотезам:
· Мецской гипотезе: по которой Арнульф Мецкий был сыном епископа Мецского Арноальда,
· Гипотеза, основанная на данных рукописи аббатства де Фонтенелль, согласно которой Арнульф был сыном Бодогизеля.
Сообщение Эгидия д’Орвал (1250 год) является первой попыткой объединить обе эти гипотезы.
3.1. Мецская гипотеза: Арнульф сын Арноальда Мецкого
Мецской эта гипотеза названа потому, что выводит родословную Каролингов от епископов города Меца VI и VII веков. Её отличительной особенностью является, то что Святой Арнульф является сыном епископа Арноальда Мецкого. Первым документом, котором делалось такое заявление, был Commemoratio genealogiae domni Karoli gloriossimi imperatoris, написанный, как предполагают, в 810 году на основании рукописей епископства Мец.
Создание этой родословной обусловлено может быть следующими целями:
· узаконить власть Каролингов, делая их родственниками Меровингов;
· представить Каролингов в качестве объединителя галло-римлян через брак сенатора Ансберта и Блитхильдис (Билитхиьдис).