Тюменского государственного университета
Камнем преткновения в конфликте между Египтом и государством ваххабитов послужило их религиозное течение, действия и положения которого побудили реакцию мусульманского мира к вторжению в Хиджаз, поэтому следует начать с понятия «ваххабизм».
Ваххабизм – название (устоявшееся в востоковедной литературе) движения последователей Абд аль-Ваххаба, именовавших себя единобожниками или просто мусульманами. Эта идеология возникла в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности тогдашним состоянием духовной жизни и была реакцией на глубокий кризис аравийского общества.
Все виды поклонения и верований, противоречащие этим установкам, считались ширком (многобожием). Абд аль-Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей. Он осудил также такие языческие пережитки, как заклинания, амулеты, талисманы. Вместе с тем ваххабизм был направлен против официального "отуреченного" ислама. Он призывал беспощадно бороться с отступниками веры - шиитами, османскими султанами - "лжехалифами" и турецкими пашами.
Особое отношение было у ваххабитов к Мухаммеду, пророку и основателю ислама, которому Аллах, согласно мусульманской догматике, поведал священные тексты "вечной книги" Коран. Они считали его обыкновенным человеком, избранным Аллахом для пророческой миссии. Но его нельзя было обожествлять, ему не следовало поклоняться, у него ничего нельзя просить. Места, связанные с жизнью Мухаммеда, нельзя делать объектом поклонения.
Эмир Мухаммед ибн Сауд и его сын Абд аль-Азиз в 1744 г. вступили в союз с Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом. С тех пор более полувека они вели упорную борьбу за объединение земель Аравии под знаменем ваххабизма. К середине 80-х годов XVIII в. Саудиды утвердились на всей территории Неджда. Произошло слияние эмиратов в крупное по аравийским масштабам феодально-теократическое государство. После смерти Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в 1791 г. эмиры из династии Саудидов объединили светскую и духовную власти в своих руках. Отсутствие централизованного государства с четкой административной системой делало ваххабитское государство крайне непрочным, подтверждением тому служили феодальные и племенные мятежи.
В 1786 г. ваххабиты совершили свой первый набег на побережье Персидского залива - на область аль-Хасу. Таким образом, начинался период ваххабитских завоеваний за пределами Неджда. После смерти Абд аль-Азиза ваххабитами руководил эмир Сауд. В 1803 г. его войска захватили Кувейт и Бахрейн, а также внутренние районы Омана. В апреле 1803 г. ваххабиты взяли Мекку, в 1804 г. была захвачена Медина, а к 1806 г. - весь Хиджаз. Объединив почти всю Аравию, ваххабиты достигли не только военной и политической победы, но и религиозного лидерства на территории Аравии.
Известие о взятии ваххабитами Мекки и Медины в1803 – 1804 гг. заставило османские власти поволноваться за собственный престиж и духовный авторитет. Однако Османской империи, занятой внутренними распрями, балканскими войнами и противостоянием с Россией, подавить ваххабизм было не так просто, так как Порта не могла выделить большую армию для борьбы с ваххабитами. Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в привлечении к этому Мухаммеда Али - могущественного вассала Турции и паши Египта [1].
Мухаммеда Али называют основателем современного Египта, однако его место рождения город-порт Кавала на побережье Эгейского моря. Туркоязычие и служба в Османской армии даёт повод считать его «скрытым турком». Год рождения тоже вызывает сомнения, поскольку считается, что он в угоду своему честолюбию избрал 1769 год, поскольку в этот год родились такие выдающиеся начальники, как Наполеон, Веллингтон, Ней.
С десяти лет Мухаммед Али участвовал в табачной торговле, а в семнадцать лет поступил на османскую военную службу в иррегулярные наёмные формирования. В 1801 году в составе албанского отряда направляется для борьбы с французами, где его карьера складывается очень успешно: от младшего офицера до командующего албанским корпусом наёмников в мае 1803 года. Именно в 1803 году, когда в Египте оставались только османские и мамлюкские войска, начинается его активная борьба за власть.
После устранения конкурентов в албанском корпусе Мухаммед Али заключил побратимский договор с мамлюкским предводителем Аль-Бардиси, что давало право пренебрегать распоряжениями османского султана. Установление связей с главами крупных торговых семей и болословской элитой, в частности союзнические отношения с сейидом Омаром Макрамом(глава каирского духовенства), имели ключевое значение на пути к власти. И в 1805 году силами албанцев Мухаммед Али осадил османского наместника Хуршид-пашу, и вследствии решения египетских богословов султан Селим III в июле утверждает Мухаммеда Али пашой Египта [2].
Мухаммед Али провёл следующие реформы и меры для развития страны: посодействовал созданию регулярной армии, с помощью которой вёл завоевательные войны в Аравии, Восточном Судане и доказывал свои права на Сирию турецкому султану; ликвидировал землевладение мамлюков и откупщиков, сосредоточив при этом все земли в руках государств, а также покрыв расходы на военные нужды; предпринимал меры, направленные на развитие сельского хозяйства, фабричной промышленности; реорганизовал управление страной; ввёл монополию внешней торговли; широко прибегал к помощи иностранных специалистов, из которых основу составляли французы, но были и американцы и англичане; основал ряд светских школ, в которых готовились национальные кадры; посылал за границу египетскую молодёжь для обучения [3].
Несмотря на критическое отношение шейха Абд ар-Рахмайа ал-Джабарти, в своей хронике он описывал Мухаммеда Али как человека настойчивого, целеустремлённого, обладающего проницательностью и решительностью, способностью руководить и организовывать. Однако в то же время приписывал ему несправедливость, завистливость и злобность [4], поскольку хронист не был предрасположен к Мухаммеду Али и упрекал его за абсолютную властность. Для ал-Джабарти Мухаммед Али оставался чужеземцем, руководствовавшимся узкоэгоистическими интересами и честолюбивыми устремлениями.
Несмотря на частые негативные высказывания в сторону Мухаммеда Али современниками, то стоит обратить внимание на обстоятельства его правления. Когда в стране нет корабельного леса, железа, меди, недостаточно пеньки для плетения верёвок и нет пригодных портов для морских судов, Мухаммед Али не отступает от целей и задач, строит флот и организует торговлю [5].
Следует сказать, что паша Мухаммед Али был донельзя удачливым человеком, несмотря ни на что, ему всегда везло. 4 июня 1810 года его спасло от пули неизвестного то, что его лошадь споткнулась [6]. Его завоевательные кампании, а также и своевременная смерть предводителя мамлюков Ал-Алфи в 1807 году подтверждают это.
Большое место в жизни паши занимала семья, его старший сын Тусун подавал большие надежды. Мухаммед Али устраивал грандиозные парадыв честь сына и доверял ему множество важных дел [7].
В планы каирского паши входило установление контроля над торговлей, укрепление собственного авторитета, завоевание Йемена, а также с помощью благочестивых лозунгов освобождения Мекки и Медины вывести из Египта солдат, которые поставили его у власти, но превращались в угрозу, неконтролируемую и опасную. В неофициальных переговорах Порта обещала передать Дамасский пашалык одному из его сыновей, если только священные города будут освобождены [8].
Мухаммед Али перед вторжением в Аравию укрепил приморские города Дамиету, Розетту и Александрию, в том числе сосредоточил в Суэцкой гавани военные и транспортные суда [9]. При этом он лично наблюдал и во многом руководил строительными работами [10]. В Суэце на строительстве кораблей работало несколько сот рабочих, и к марту 1810 г. было готово два десятка судов.
Для ведения завоевательных экспедиций Мухаммед Али собирал средства, часто вероломными методами. Так, в Египте 11 марта 1811 года начались массовые казни и грабёж мамлюков. В результате было захвачено огромное множество лошадей, верблюдов, дромадеров и другого скота, который был использован армией в процессе завоевания Аравии; устранёны конкуренты на власть паши, в лице знатных беев из числа мамлюков [11]. А 8 апреля 1811 года были ограблены и обложены большой суммой денег бедуины племени Авлад Али, населявшие ал-Бухайру. Произведено, благодаря разнообразным уловкам властей, штрафование цехов [12].
Египтяне превратили красноморский порт Кусай в главную базу снабжения экспедиционных войск и усилили крепость в северной части караванного пути паломников из Египта в Хиджаз, направив в них гарнизоны из наемных магрибинских солдат, а бедуинским племенам раздали подарки.
У египетской армии, состоявшей из турецких, албанских, магрибинских наёмников, было неплохое вооружение, включая артиллерию. Многие ее командиры имели опыт войны с французами и англичанами и познакомились с европейской военной тактикой. Дисциплина и моральный дух армии, однако, были в то время невысокими [13].
В августе 1811 г. часть войск была отправлена в Хиджаз с целью, захвата при помощи морского десанта Янбо, а кавалерия во главе с Тусуном-пашой [14] (Ахмад-паша, умер 28.09.1816 [15]), которому начальство над экспедицией было поручено 1 марта 1811 года [16], выступила туда же сухим путем. Морем было отправлено 1500 солдат, а с Тусуном шло 800 всадников. В качестве военного советника Тусуна, а фактически командующего отправился один из лучших военачальников Мухаммеда Али — Ахмед-ага, прозванный Бонапартом(умер 1.05.1816) [17]. При экспедиционном корпусе находился один из богатых египетских купцов — Мухаммед аль-Махруки, которому Мухаммед Али предназначил роль политического советника Тусуна. С войсками были направлены также каирские улемы.