Смекни!
smekni.com

Тюльпановая революция (стр. 4 из 7)

Управление внутренних дел Бишкека распространяет специальное заявление, в котором призывает горожан «не поддаваться на провокации политических экстремистов, преследующих личные, корыстные цели». По данным УВД, оппозиция намерена попытаться дестабилизировать ситуацию и в столице, объявив «бессрочный митинг» в различных общественных местах города, а также организовывая проведение несанкционированных акций протеста и создав так называемый «Бишкекский народный совет».

Из-за акций оппозиции на неопределённый срок перенесено заседание премьеров стран — членов Центрально-Азиатского сотрудничества. Саммит должен был пройти в Бишкеке 25 марта.

В Оше и Джалал-Абаде не работает общественный транспорт, закрыт международный аэропорт в Оше, захваченный накануне оппозицией. Жизнь парализована. Большинство магазинов закрыты из-за страха хозяев перед мародёрами, цены на хлеб повысились вдвое. В средних школах и университетах объявлены внеочередные каникулы. На улицах не видно ни милиции, ни толп. Все сотрудники правоохранительных органов были вынуждены переодеться в гражданскую одежду и скрываться по домам.

ГУВД, УВД и ГАИ Оша фактически перешли на сторону оппозиции. Более того, с «народным правительством» Ошской области сотрудничает Южная группировка войск.

Из зоны конфликта на юге Киргизии выведены все сотрудники правоохранительных органов, оставшиеся на стороне властей. По словам пресс-секретаря президента страны Абдиля Сегизбаева, это сделано для того, чтобы избежать провокаций и столкновений.

На базе УВД Оша спешно формируются народные дружины — в основном из добровольцев, жителей окрестных сёл. В помощь к ним приданы сотрудники милиции, решившие оказать содействие новой власти. Все они патрулируют улицы без знаков различия и без оружия. По словам жителей Оша, все склады оружия были заблаговременно эвакуированы на север.

По предварительным данным, оппозиция овладела Кадамжайским районом и городом Кызыл-Кия в Баткенской области (единственная ещё целиком не занятая южная провинция).

Российский генконсул в Ошской области Юрий Иванов сообщил Интерфаксу, что к нему в последнее время поступают звонки от русскоязычных граждан. Люди говорят, что боятся за свою жизнь. Иванов заметил, что люди, назвавшие себя «новыми властями области», обязаны обеспечивать безопасность российского генконсульства и культурного центра в Оше. Пока, по словам дипломата, никаких эксцессов не было.

Власти Узбекистана и Таджикистана в одностороннем порядке закрывают свои границы с соседней Киргизией. В Таджикистане принимаются дополнительные меры «по недопущению попыток перехода через границу политических и вооружённых экстремистов в восточные Мургабский и Джиргатальский районы Таджикистана, где проживает многочисленная диаспора этнических киргизов», заявляют в таджикском пограничном ведомстве.

Лидеры киргизской оппозиции не исключают возможности отделения южных областей Киргизии и образования самостоятельного государства; об этом, в частности, заявляет Курманбек Бакиев. В этом случае киргизская революция имеет все шансы перерасти в гражданскую войну.

4.3. Кульминация

23 марта в киргизской столице произошли столкновения между участниками несанкционированного митинга оппозиции и ОМОНом. На главной площади Ала-Тоо собралось от 500 до 800 человек, в основном 16-18-летние студенты, члены молодёжных движений «Бирге» («Вместе») и «Кел-Кел» («Иди-иди»). Лишь 15 минут лидерам оппозиции было позволено выступить с призывами поддержать выступления на юге и высказать своё мнение по поводу ситуации, сложившейся на этот момент в республике. После этого в толпу митингующих вклинился отряд омоновцев с щитами и дубинками, которые в течение получаса задержали и увезли несколько десятков активистов в РОВД Первомайского района Бишкека. С юга республики в столицу продолжают прибывать сторонники оппозиции, собираясь в пригородах. В рядах силовиков происходят перестановки: уволены главный прокурор и начальник МВД[8].

24 марта утром на окраине Бишкека собирается митинг оппозиции с требованием отставки Акаева. На митинге выступает Курманбек Бакиев. Митингующие движутся в центр, на площадь перед Домом правительства. По договорённости с МВД колонну пропускают беспрепятственно. По дороге к ней присоединяются жители окраин Бишкека и приезжие с юга республики. Агрессивно настроенная молодёжь ещё до штурма Дома правительства принялась бить стекла в автобусах и забрасывать камнями стоящих в оцеплении милиционеров. Когда шествие оппозиционеров достигло площади перед семиэтажным Домом правительства (он же Президентский дворец, он же «Белый дом»), в ряды митингующих ворвались несколько десятков мужчин и спровоцировали драку. Нападавшие, которых было значительно меньше, чем демонстрантов, были отброшены, но эта стычка имела катастрофические последствия. Сотни разгорячённых людей, в основном молодых, вооружённых кольями, обрезками арматуры, камнями, смели милицейское оцепление и ворвались в здание. Внутри толпа стала всё крушить, бить стекла, выбрасывать из окон папки с документами. После короткой ожесточённой стычки силам правопорядка пришлось спасаться бегством. Итог столкновения — сотни раненых с обеих сторон, особенно среди сотрудников правоохранительных органов. Приказа на использование силы солдаты внутренних войск и милиция так и не получили. Аскар Акаев с семьёй и ближайшими соратниками успел покинуть Дом правительства за несколько минут до штурма, отдав приказ не применять силу против манифестантов[9]. К вечеру из заключения освобождают известного лидера оппозиции Феликс Кулов, после чего он выступает по киргизскому государственному телевидению с обращением к нации. Поздравив их с победой народной революции, он призывает киргизов соблюдать спокойствие, не сводить счёты с противниками, а силовые структуры страны — не применять против мирных людей оружие. В эфир одно за другим выходят прямые включения с заседаний координационного совета оппозиции. Его председателем избран Курманбек Бакиев. Вместе с другими лидерами оппозиции — Розой Отунбаевой, Мамбетжунусом Абыловым и Феликсом Куловым — он начинает переговоры о создании коалиционного правительства. Идея его организации одобрена ОБСЕ.

Прежнее правительство отправлено в отставку после того, как о своём уходе заявляет его глава Николай Танаев[10]. Министры-силовики пока остаются на своих местах — это необходимо для того, чтобы поддерживать порядок в Бишкеке и во всей республике.

4.4. Ночь погромов

Верховный суд Киргизии на экстренном заседании отменил итоги парламентских выборов. Тем самым суд вернул полномочия предыдущему составу парламента, который в двенадцатом часу ночи назначил своим спикером Ишенбая Кадырбекова, бывшего министра строительства, проигравшего недавние выборы в Нарынской области.

Всё это происходит на фоне массовых погромов и грабежей в центре Бишкека. Ещё засветло центр города стал по-настоящему опасным местом. Милиция бесследно исчезла. В ночь с четверга на пятницу организованному ограблению подвергаются магазины и рынки, в основном принадлежащие семье Аскара Акаева, а также турецким и китайским предпринимателям. В торговом центре Silk Way остались одни манекены. Китайский торговый центр «Го Ин» пострадал больше остальных магазинов: здание не только разграбили, но и сожгли. Бензоколонки принадлежащей сыну Акаева сети НК «Альянс» — лидера на топливном рынке республики — заблаговременно закрылись по приказу хозяина. Это моментально привело к дефициту бензина, но ближе к ночи заправки попросту начали взламывать.

Курултай из депутатов старого и нового парламентов поручает Кулову, в прошлом — генералу милиции, общее руководство силовыми структурами. Телеобращение Кулова о необходимости сохранения мира, согласия и прочих общечеловеческих ценностей не спасает положения — его почти никто не слушает.

Москва показывает спокойную реакцию к смене власти в Киргизии. Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко лишь призывает конфликтующие стороны «вернуться в русло законности». Столь спокойная реакция, очевидно, вызвана тем, что лидеры оппозиции, по всей видимости, уже установили отношения с Кремлём. В конце января — начале февраля 2005 Курманбек Бакиев и Роза Отунбаева побывали в Москве и были приняты здесь на высоком уровне.

4.5. Первые шаги новой власти

25 марта Киргизский парламент третьего созыва назначает Курманбека Бакиева исполняющим обязанности президента и премьер-министра страны. Сразу после этого Бакиев назначает на должность министра иностранных дел ещё одного деятеля оппозиции — Розу Отунбаеву. Координатором всех силовых структур республики становится освобождённый накануне из тюрьмы лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, а и. о. генпрокурора — оппозиционный депутат парламента Азимбек Бекназаров. ЦИК возглавляет бывший зампредседателя комиссии Тургуналы Абдраимов. 26 марта Киргизский парламент назначает досрочные выборы президента на 26 июня. Между тем, в стране юридически сосуществуют два парламента: прежний и новый. Однако ЦИК к 28 марта неожиданно подтверждает легитимность нового «акаевского» парламента, который подтверждает полномочия Бакиева в качестве временного главы государства и избирает своим спикером оппозиционера Текебаева. В стане пришедшей к власти оппозиции зреет раскол. Слева новой власти начинает противостоять «Комитет 27 марта»[11]. Бакиев все более отчетливо проводит политику бонапартизма, используя акаевцев для борьбы со своими недавними соратниками. 29 марта на посту службы национальной безопасности он утверждает давнего врага Кулова 62-летнего кадрового советского чекиста Таштемира Айтбаева.