РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По предмету: История политических и правовых учений
Вариант № 1
Выполнил:
Студент 2 курса
3 семестр
Вороженко Евгения Николаевна
Нижневартовск, 2011
Вариант №1
Задание 1. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и
различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство…………………..3
Задание 2. Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов (сер. XIX в.),
ее теоретическую и философскую основу……………………………………………5
Список используемой литературы…………………………………………………..10
Задание 1. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие политико-правовых концепций Платона и Аристотеля" по следующим критериям: сущность и происхождение государств, учение о формах правления, собственность, земля, закон, справедливость, рабство, равенство.
Ответ 1.
Сходство и различие политико – правовых концепций Платона и Аристотеля
ПЛАТОН (428/427 - 348/347 гг. до н. э.)
Древнегреческий философ. Родился в аристократической семье, афинянин, с
407 г. до н.э. — ученик Сократа. После его смерти много путешествовал, посетил
Египет, южную Италию, в зрелые годы основал в Афинах свою Академию.
Попытка Платона реализовать свои политические идеи в качестве советника тирана
Сиракуз Дионисия окончилась крахом.
Большинство произведений Платона написаны в форме диалога.
Теоретическую основу мировоззрения философа составляет объективный идеализм.
Он убежден в наличии объективно существующего мира идей ("эйдосов"),
являющегося духовным субстратом материального мира. Метод Платона —
диалектический, то есть сведение много к единому.
В диалоге "Государство" Платон конструирует модель идеального полиса, в
котором правят философы, отсутствует частная собственность. Платон —
приверженец аристократической формы правления.
АРИСТОТЕЛЬ (382-322 гг. до н.э,)
Древнегреческий философ. Родился в Стагире. В 367 г. до н.э. отправился в
Афины и стал учеником Платона. В 343 был приглашен Филиппом, царем
Македонии в качестве воспитателя его сына Александра. В 355 г. до н.э. основал в
Афинах свою школу (Ликей). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от
преследования по обвинению в преступлениях против религии.
Аристотель — универсальный мыслитель, охватил в своих трудах почти все
отрасли знания. Разработал основные принципы рационально-логического
мышления и аналитического метода исследования и использовал их при
рассмотрении проблем государства. Не отделял политику от этики.
Основные политические трактаты: "Политика", "Афинская полития",
"Никомахова этика".
Сторонник умеренной демократии. Разработал учение о шести формах
правления, концепцию органического происхождения государства. Считал рабство,
частную собственность естественными явлениями.
Положение Аристотеля о политической сущности человека легло в основу
европейской политической традиции.
Критерии | Платон | Аристотель |
сущность и происхождение государств | Существование особого мира «идей». Государство образовывается из-за потребностей человека в пище, одежде, жилье и т.д. Идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. существовало 4 сословия: правители –философы, войны, земледельцы и ремесленники, торговцы. 4 вида устройства государства: крито-лакедемонское , олигархия, демократия, тирания. | Каждая вещь состоит из материи и формы. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией. Государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения является семья, из нескольких семей возникает селение, или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. Выделял правильные и неправильные формы государственного устройства: К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия. |
учение о формах правления | Не уделял особого внимания. Форма правления – либо монархия, если править будет один философ, либо аристократия, если правителей будет несколько | В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии – неимущим. |
собственность | Выступал за обобществление имущества | Выступал за наличие частной собственности. Был противником обобществления имущества. |
земля | Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки | земля принадлежала аристократии |
закон | необходимости утверждения закона в общественной жизни | Закон должен властвовать над всем |
справедливость | Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое. | Два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая |
рабство | производственные потребности земледелия полностью обеспечивались за счет рабского труда | Несколько доводов в обосновании рабства. Решающий среди них – естественные (природные) различия между людьми. Неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, способны исключительно к физическому труду. |
равенство | отсутствует | отсутствует |
Задание 2. Раскройте политико-правовую концепцию славянофилов (сер. XIX в.), ее теоретическую и философскую основу.
Ответ 2. Противоположностью западничеству явилось в России в рассматриваемый период течение славянофильства, которое получило свое развитие в творчестве Хомякова, Аксакова.
Основные положения теории:
- Россия – не европейская страна, у нее свой путь развития. Россия самобытна. Отношение славянофилов к политике европеизации России было резко отрицательным.
- Истоки самобытности русского народа виделись представителями данного течения еще в принятии православия, которое и предопределило судьбу России - идти по своему собственному пути развития. Самобытность изначально заложена в менталитете русского народа. Самобытность русского народа - это:
- Религиозность.
- Соборность – приоритет коллективных, общинных ценностей.
- Монархизм – в России возможна только монархическая форма правления, республика пагубна для страны и для народа.
- Аполитичность русского народа. (В доказательство можно привести приглашение варягов на царство, отсутствие в истории России гражданских войн и революций, покорное отношение к власти.)
- Это народ – правдоискатель и богоискатель, которому безразличны внешние обстоятельства.
Славянофилы, тем не менее, осуждают существующее самодержавие, феодальный крепостной строй, обосновывают необходимость реформ и некоторых общественных преобразований.
Но они были первыми в России, кто обратил внимание на негативные последствия реформ Петра I: это и подавление общин, и насаждение в России бюрократического государства, и привнесение европейской культуры, причем насильственным путем, через преодоление сопротивления русского народа. Все эти преобразования привели к утрате духовного единства между народом и интеллигенцией.
Политическая программа славянофилов:
- Против введения частной собственности, за корпоративные формы собственности. Следует ввести общественную собственность на землю.
- Необходимо возрождение сословно – представительных учреждений и развитие местного самоуправления.
- Выступают за предоставление населению личных и политических свобод (слова, печати, вероисповедания и др.)
- Против революции, т. к. это зло, чуждое российскому сознанию.
Славянофилы стоят на позициях правового нигилизма. В этом течении сочетаются элементы консерватизма и либерализма.
Славянофилы выработали концепцию национально-самобытного пути развития России во всемирной истории и решительно противопоставили собственные политико-философские и религиозные искания западным. Самобытность, в свою очередь, отрицала возможность заимствования чужих обычаев, форм государственного устройства, законодательства. Поиск пути России вылился, в частности, в историософские концепции А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева. В 1880-х гг., после убийства народовольцами Александра II, центр тяжести исканий славянофилов перекладывается на идею монархии как единственно приемлемую форму правления для России. Лидерами славянофилов становятся М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров. Последний в работе "Монархическая государственность" утверждал, что монархия — это верховная власть нравственного идеала, возникшего при наличии глубокой религиозности народа и соответственного социального строя, поддерживающего и сохраняющего эту религиозность. Именно это, с его точки зрения, характерно как для истории, так и для современного состояния России. Активно разрабатывалась славянофилами и идея общинности как способа самоуправления и управления в масштабах государства (земства). В общем и целом можно проследить по нескольким пунктам противопоставление «идеальной» допетровской Руси (для славянофилов с Петра I начинаются все невзгоды России) «реальному» Западу; 1) возникновение государства: в России — добровольное призвание власти, в Европе — завоевание, насилие; 2) развитие государства: в России - мирный, эволюционный рост, в Европе — вражда, перевороты; 3) отношения между сословиями и людьми: в России — естественные, свободные, мирные, в Европе — договорные, недоверчивые, враждебные; 4) церковь: в России — не смешана с мирскими целями, в Европе смешалась с государством, образовала из разбойников рыцарей, из духовной власти светскую; 5) право, судопроизводство: в России основывается на обычаях, суд — на справедливости, совести, в Европе — на формальных законах; 6) быт и отношение к собственности: в России — общинно-семейная собственность, в Европе — частная собственность, индивидуализированный быт, жажда личного обогащения, разобщенность внутри семьи; 7) соотношение материального и духовного: в России — преобладание духовного, в Европе — материального, тяга к роскоши, богатству; 8) понятие о личности: в России — свобода в самопожертвовании, в Европе — культ личной свободы, произвол личности, эгоизм, склонность к бунту; 9) тип мышления: в России — цельность мировоззрения, в Европе — рационализм, формализм знаний, власть анализа; 10) историческая судьба: Россия — духовное лидерство. Запад — исчерпанность духовного начала.