При характеристике рассматриваемого института важно иметь в виду также те реалии, в которых он претворяется в жизнь. Приостановление предварительного следствия по конкретному делу воспринимается, прежде всего, как факт его незавершенности: такого рода дело, как говорится, числится за следователем или иным должностным лицом, ответственным за расследование, «висит» на нем, что может послужить поводом для служебных или прокурорских проверок обоснованности приостановления, а вместе с этим – и отношения к своим обязанностям того, кто отвечает за расследование такого дела. Данное обстоятельство является «питательной средой» для различного рода уловок и ухищрений, к которым порой вынуждены прибегать названные должностные лица, а нередко – и их непосредственные руководители для того, чтобы создавать видимость отсутствия у них «висячих уголовных дел» и усердного соблюдения жестких сроков, установленных для своевременного раскрытия преступлений и принятия итоговых решений.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено в следующих случаях:
– когда отпадают основания для приостановления дела (обвиняемый, скрывающийся от следствия, найден и его участие в производстве по делу обеспечено; для обвиняемого или подозреваемого, который не имел реальной возможности участвовать в деле, удалось обеспечить такую возможность;
– обвиняемый выздоровел и может участвовать в следственных действиях; лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено и его реальное участие в следственных действиях обеспечено;
– получено решение Конституционного Суда РФ, не препятствующее дальнейшему производству по делу);
– при необходимости производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого в случае отмены начальником следственного отдела или прокурором вынесенного следователем постановления о приостановлении следствия; отмена начальником следственного отдела или прокурором постановления о приостановлении предварительного следствия производится в случае его незаконности или необоснованности. Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть признано незаконным или необоснованным также судом, однако при этом суд может только обязать прокурора принять меры к устранению допущенных при вынесении постановления нарушений.
– при возникновении необходимости дополнительных следственных действий, которые можно выполнить в отсутствие обвиняемого. В таких случаях возобновление производства оформляется мотивированным постановлением следователя или иного должностного лица, расследующего данное дело (п. 2 ч. 1 ст. 211 УПК).
В случае возобновления предварительного следствия прокурор, осуществляющий надзор за следствием, должен принять решение о продлении срока предварительного следствия не более чем на один месяц. Если для производства следственных действий, в связи с необходимостью которых предварительное следствие было возобновлено, или для совершения иных процессуальных действий, необходимых для окончания предварительного расследования, требуется более одного месяца, дальнейшее продление срока предварительного следствия осуществляется соответствующими прокурорами в порядке, установленном ст. 162 УПК.
Возобновляя предварительное следствие, следователь обязан сообщить об этом обвиняемому, его защитнику, законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а также прокурору.
В случае истечения по приостановленному уголовному делу установленных УК РФ сроков давности привлечения к уголовной ответственности уголовное дело подлежит прекращению. Прекращение уголовного дела за истечением срока давности, однако, невозможно, если производство по нему было приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия. В таких случаях течение сроков давности должно быть приостановлено, и возобновляется оно лишь при условии задержания обвиняемого или его добровольной явки в органы, осуществляющие уголовное судопроизводство.
Производство по возобновленному уголовному делу (включая исчисление сроков следствия, сроков применения принудительных мер и т.д.) осуществляется в общем порядке.
2. Сущность и значение производства в надзорной инстанции
Вступление приговора (как обвинительного, так и оправдательного) в законную силу означает конец состязания сторон. Вследствие этого, становится недопустимым любое требование обвинителя, несущего всю тяжесть бремени доказывания, вернуться к вопросу о наступлении или усилении уголовной ответственности лица, в отношении которого состоялось данное судебное решение, за то же самое деяние, если он в отведенное законом для состязания сторон время не сумел всесторонне доказать виновность лица в соответствующем. Напротив, бывший обвиняемый, освобожденный в силу закона от бремени неблагоприятных последствий доказательственной деятельности, может вновь ставить вопрос о пересмотре состоявшегося судебного решения в свою пользу. Не исключается постановка вопроса «в пользу обвиняемого» и по инициативе прокурора, выступающего в данном случае как орган надзора за законностью, и даже потерпевшего. Такой пересмотр принял в российском уголовном процессе форму производства в порядке судебного надзора.
Надзорное производство – это самостоятельная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на его принесение должностных лиц, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений любого суда, действующего на территории РФ, независимо от того, подлежат ли они кассационному обжалованию и опротестованию или нет.
В стадии надзорного производства решаются прежде всего общие задачи уголовного судопроизводства, изложенные в ст. 2 УПК РФ. Суды надзорной инстанции, исправляя допущенные нижестоящими судами ошибки, отменяя необоснованные и незаконные судебные решения, изменяя приговоры и прекращая дела производством, обеспечивают правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).
Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.
Очевидно, что пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ и имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.
Решения, принятые судами рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.
Изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ и решений, принятых при рассмотрении в порядке надзора, публикуемых в Бюллетене Верховного Суда РФ, необходимо для понимания сущности и задач производства в надзорной инстанции, устранения ошибок, допускаемых нижестоящими судами.
Производство в порядке надзора имеет некоторые общие черты с производством в кассационной инстанции. Они проявляются в единстве задач и целей производства в этих стадиях, в общих принципах уголовного судопроизводства, в таком общем для этих двух форм проверки законности и обоснованности приговора правиле, как запрет «поворота к худшему» в результате рассмотрения дела в вышестоящем суде, в единых основаниях отмены или изменения приговора, определения или постановления и др.
Вместе с тем, кассационное производство, с одной стороны, и производство в порядке надзора – с другой имеют и весьма существенные различия:
1. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений мировых судей (ч. 3 ст. 354 УПК), а в порядке надзора – решения, которые уже вступили в силу (ст. 402 УПК);
2. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 355 УПК). В порядке же надзора помимо этих актов возможен пересмотр определений кассационной инстанции, а также постановлений нижестоящей надзорной инстанции (ст. 403 УПК);