«Белые гвельфы» нашли убежище в гибеллинских коммунах Тосканы (прежде всего, в Пизе) и обратились за помощью к императору Генриху VII, вступившему со своей армией в Италию. Хотя в 1313 г. император скончался во время организации похода на Флоренцию, внешняя угроза оставалась острой: против республики выступил пизанский диктатор Угуччоне делла Фаджиола, разбивший в 1315 г. в сражении при Монтекатини флорентийское ополчение, а затем на владения Флоренции напал синьор Лукки Каструччо Кастракани, подчинивший себе практически всю Тоскану. Флоренция была вынуждена призвать на помощь Роберта, короля Неаполя и предоставить ему высшую власть в республике с правом назначения подесты. Сюзеренитет неаполитанского короля над Флоренцией продолжался до 1322 г. Однако захват Каструччо Кастракани в 1325 г. Пистойи и очередное поражение флорентийцев при Альтопаско вновь потребовали экстраординарных мер: Флоренция перешла к практике найма вооружённых отрядов иностранных кондотьеров для своей защиты[8]. Синьором республики с правом назначения подесты, приоров и ряда других должностных лиц и огромным денежным вознаграждением был избран герцог Карл Калабрийский, сын короля Роберта. В 1328 г. Флоренции удалось освободить Пистойю, а со смертью в том же году Каструччо Кастракани отпала необходимость в правлении иностранцев. В результате была восстановлена старая республиканская конституция.
2.2. Социально-экономическое развитие Флоренции в середине XIV века
Флоренция в конце XIV века. Старинная гравюра
К середине XIV века Флоренция превратилась в ведущий финансовый и промышленный центр Европы. Банковские дома Флоренции кредитовали ведущие европейские государства и папу римского, брали на откуп взимание налогов в Англии, Франции, Неаполе, получали монопольные права на вывоз основных продуктов (шерсти из Англии, зерна из Южной Италии). Продукция суконных и шерстяных мастерских республики экспортировалась по всей Европе и Восточному Средиземноморью, а сырьё для производства столь ценимого тонкого флорентийского сукна привозилось в город из Англии, Фландрии и Франции. Флоренция стала одним из первых государств, где начали развиваться капиталистические отношения, возникла прослойка наёмных рабочих и мануфактурное производство.
В середине XIV века продолжилась экспансия Флорентийской республики в Тоскане. В 1331 г. была окончательно присоединена Пистойя, в 1351 г. — Ареццо, в 1361 г. — Вольтерра. Попытка захвата Лукки оказалась неудачной, несмотря на союз, заключённый с Венецией в 1336 г. Более того, в 1342 г. Лукка перешла под власть Пизы, что вынудило Флоренцию вновь обратиться за военной помощью к иностранцам: в 1342 г. капитаном и пожизненным протектором Флоренции был избран Готье де Бриенн, герцог Афинский, в руках которого сосредоточилась административная власть, управление финансами и иностранными делами. Готье де Бриенн заключил мир с Пизой и начал борьбу с финансовым кризисом в стране введением моратория на погашение долгов. Опираясь на нобилитет и низшие слои населения Готье де Бриенн попытался уничтожить республиканское устройство, а во время выступления «тощих пополанов» в поддержку герцога был разграблен Дворец Синьории и уничтожено знамя народа (гонфалон) — символ республики. Приоры были полностью лишены власти. Покушения на основы конституционного строя республики вызвало в 1343 г. восстание во Флоренции с призывом восстановления свободы, во главе которого стояла цеховая верхушка и некоторые нобили. Готье де Бриенн был изгнан, а к власти пришли магнаты и «жирные пополаны». Однако попытки магнатов добиться возвращения им прав на занятие высших государственных должностей провалились: новое восстание пополанов привело к изгнанию магнатов из Флоренции. Была осуществлена реформа, обеспечившая раздел власти в республике между старшими, средними и младшими цехами, что означало дальнейшую демократизацию общественно-политического строя.
Однако в связи с банкротствами английского и французского королевств в 1340-х гг. в стране разразился тяжёлый финансовый кризис, особенно сильно затронувший ведущие банковские дома Барди и Перуцци. Кризис в значительной степени подорвал позиции флорентийской олигархии и способствовал демократизации государственной системы. Население города к этому времени выросло до 120 тысяч человек, причём значительно увеличился удельный вес нецеховых ремесленников и наёмных рабочих из иммигрантов. Они не имели представительства в органах управления и право на объединение в торгово-ремесленные корпорации. Это усиливало антагонизм между цехами и нецеховым населением Флоренции и выливалось в голодные бунты (1368) и первые в европейской истории забастовки пролетариата (забастовка чесальщиков шерсти в 1345 г.). В 1346 г. был принят закон, лишающий избирательных прав иммигрантов, чьи отцы не родились во Флоренции. В 1347 г. правительство попыталось запретить занятие государственных должностей гибеллинами, однако этот закон не прошёл из-за сопротивления младших цехов, опасающихся злоупотреблений при выборах. Эпидемия чумы в 1348 г., унесшая почти половину населения республики, ненадолго сдержала процессы усиления аристократических элементов в управлении, однако уже в 1351 г. был, наконец, утверждён закон о гибеллинах, причём право определения лиц, отстраняемых от занятия должностей, предоставлялось Синьории. В результате значительная масса граждан была лишена избирательных прав.
Внешняя политика после восстановления демократической конституции в 1343 г. лишилась экспансионистских устремлений и ограничивалась обороной границ республики. Более широко стала использоваться практика найма военных отрядов иностранных кондотьеров для защиты рубежей и отражения попыток агрессий в отношении Флоренции со стороны сопредельных государств. Лишь в 1362 г. республика оказалась втянута в широкомасштабные военные действия против Пизы, однако война завершилась в 1364 г. взаимным истощением сторон и признанием права свободы торговли Флоренции через порт Пизы.
Восстание чомпи и приход к власти олигархии (конец XIV — начало XV века)
Безраздельное господство партии гвельфов во Флоренции в 1370-х гг. привело к серьёзному политическому кризису: из-за протекционистской политики папы римского и грабительских набегов папских кондотьеров на территорию республики в 1375 г. разразилась война Флоренции с папой Григорием XI (Война восьми святых[9] 1375—1378 гг.). Хотя военные действия не отличались жестокостью и велись силами наёмных отрядов, война повлекла огромные государственные расходы, крупные убытки торгово-ремесленных кругов и моральный кризис. После бесславного завершения войны в 1378 г. одна из враждующих группировок в партии гвельфов во главе с семьёй Альбицци попыталась захватить власть в республике и изменить конституцию. Это вызвало ответную реакцию со стороны пополанов: 18 июня 1378 г. по призыву гонфалоньера Сальвестро де Медичи во Флоренции вспыхнул народный мятеж, изгнавший лидеров партии гвельфов и передавший власть младшим цехам. Но уже в июле восстание подняли неорганизованные наёмные рабочие шерстяных мастерских — чомпи, которые потребовали предоставления им права на создание цехов и участие в правительстве. Восставшим во главе с Микеле ди Ландо удалось захватить власть во Флоренции и добиться организации трёх новых цехов: Тинтори (красильщики), Фарсеттаи (портные) и Чомпи (чесальщики шерсти и прочие подсобные рабочие), которые получили право избирать трёх из девяти приоров республики. Это было кардинальное изменение всей конституционной системы Флоренции и попытка включения низов в политическую элиту государства. Но 31 августа 1378 г. отряды чомпи были разбиты объединившимися против них пополанами. Цех Чомпи был упразднён, однако другие два новых цеха сохранились. Власть перешла к младшим цехам, которые попытались провести реформы налогообложения и ликвидировать финансовый кризис. Однако борьба на два фронта (против чомпи и партии гвельфов), неудача реформ и отсутствие авторитетного лидера среди «тощих пополанов» ослабили режим. В 1382 г. во Флоренции вспыхнул мятеж магнатов, которые отстранили младшие цехи от власти, ликвидировали новые корпорации Тинтори и Фарсеттаи и восстановили контроль старших цехов над государственной администрацией республики.
Восстание чомпи обнажило глубокие социальные и конституционные противоречия в республике, однако во Флоренции политический конфликт не имел классового характера, как, например, в Генуе. Главным источником противостояния были конфликты между семьями. Флорентийская семья являлась очень сильным, хотя и неустойчивым институтом, являющимся основой конституционной системы, чьи родственно-территориальные связи пронизывали социальные слои и поддерживали состояние постоянной нестабильности в обществе. В 1382 г. к власти пришла узкая олигархия нескольких семей магнатов и «жирных пополанов», среди которых постепенно, к началу XV века, ведущая роль перешла к роду Альбицци. Олигархи осуществили новую реформу системы государственного управления республики: была резко усилены полномочия специальных комиссий, доля младших цехов в управлении снижена до 1/4, установлен контроль над процедурой выборов, власть приоров и советов коммуны и народа сильно ограничены новыми коллегиальными институтами, представляющими интересы правящей олигархии. Однако политическая элита Флоренции оставалась открытой и не превратилась в аристократию, радикальных изменений в законодательстве и организации системы управления не произошло. Продолжались межсемейные конфликты внутри правящей олигархии, и хотя Альбицци доминировали в системе управления республикой на рубеже XIV—XV веков, им так и не удалось монополизировать власть.