Смекни!
smekni.com

Причины и последствия Первой мировой войны (стр. 2 из 3)

Французский план хотя и предусматривал активные наступательные действия, но носил пассивно - выжидательский характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действия противника. План предусматривал создание трех ударных группировок, но только одна из них (Лотарингская) получила активную задачу – наступать на Лотарингию и Эльзас. Центральная группировка должна была стать связующим звеном, прикрывая границу в своей полосе, а бельгийская – действовать в зависимости от положения противника. Если немцы нарушат нейтралитет Бельгии и начнут наступать через её территорию, то эта армия должна быть готова к наступлению в северо-восточном направлении.

Английский план исходил из того, что всю тяжесть ведения войны на суше должны взять на себя союзники – Россия и Франция. Основной задачей английских вооруженных сил выдвигалось обеспечения господства на море. Для действий на суше намечалась переброска семи дивизий во Францию.

Русский план войны в силу экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала предусматривал одновременно наступательные действия против Австро-Венгрии и против Германии. План имел два варианта. По варианту «А»: если Германия сосредоточит главные силы против Франции, то основные усилия русской армии направлялись против Австро-Венгрии. По варианту «Г»: в случае нанесения Германией главного удара по России, русская армия свои основные усилия обращала против Германии. Северо-западный фронт должен был разгромить 8-ю немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией. Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро-венгерские войска, находившиеся в Галиции.

К началу военных действий стратегическое развертывание войск в соответствии с принятым планом войны было закончено лишь Германией. Против Франции и Бельгии немцы развернули 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (около 1,6 млн. человек и 5 тыс. орудий). Немецким войскам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (свыше 1.3 млн. человек и 4640 орудий). На Восточно-европейском театре войны против Германии и Австро-Венгрии сосредотачивалось 75 русских дивизий (свыше 1 млн. человек и 3200 орудий). Противники России имели 64 дивизии (около 1 млн. человек и 2900 орудий).1

Следовательно, к началу войны ни одна из сторон не имела общего превосходства в силах.

4. Отношение к войне различных классов и партий в России.

В отличие от Русско-японской войны, которая была непопулярной, война 1914 года вызвала у населения взрыв патриотизма. Война началась во имя защиты Сербского народа. В русском народе веками воспитывалось сочувствие к младшим братьям славянам. Ради их освобождения от турецкого ига было пролито немало русской крови.

С объявлением мобилизации сразу прекратились все забастовки. Рабочие, которые накануне устраивали демонстрации с лозунгами: "Долой самодержавие!", теперь встали на сторону царя. На заседании Государственной Думы 26 июля 1914 г. лидеры всех буржуазно-помещичьих фракций выступили с призывом сплотиться вокруг "своего державного царя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства", отложив "внутренние споры и счеты" с правительством. На этом же заседании Дума единогласно (социал-демократы отказались от голосования) одобрила военные кредиты. П.Н. Милюков, формулируя цели русской буржуазии в этой войне, заявил: "Только в результате войны должно наступить разрешение нашей вековой национальной задачи: свободного выхода к морю". Также Милюков заявил, что во имя этой задачи кадетская партия на время войны отказывается от оппозиции.

В начале войны были созданы всероссийские союзы - Земский и Городской, поставившие своей целью привлечь широкие общественные слои к совместным с правительством мероприятий по обороне государства. Но царская бюрократия отнеслась к этим организациям с недоверием, ограничив их деятельность только помощью больным и раненным, и разрешив их деятельность только на период войны.

Верховным главнокомандующим русской армии был назначен великий князь Николай Николаевич, пользовавшийся огромной популярностью как в армии, так и в народе. Россия вступила в войну неподготовленной. Со времен Русско-японской войны была проделана большая работа по реорганизации и перевооружению российской армии и флота, которая должна была закончится к 1917 году, война же началась тремя годами раньше.

Начало первой мировой войны привело к распаду II Интернационала, изменившего принципам пролетарского интернационализма, и проголосовавшего за поддержку буржуазии в войне. 22 июля (4 августа) 1914 г. в германском рейхстаге социал-демократическая фракция проголосовала за предоставление военных кредитов правительству. Английские, бельгийские и французские социалисты вошли в состав империалистических правительств. В России думская фракция меньшевиков, боясь потерять всякое влияние в народе, голосовала вместе с большевиками против военных кредитов. Но под давлением председателя бюро II Интернационала меньшевики заявили, что со стороны России и ее союзников война является "справедливой" и отошли от дел.

Единственной партией, четко стоявшей на своих позициях, оказалась партия

большевиков. В манифесте ЦК РСДРП, опубликованном 19 октября 1914 г. в

Центральном Органе партии "Социал-демократ", был провозглашен лозунг

превращения империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против эксплуататорских классов. Первыми шагами на пути к этой великой цели должны были стать безусловный отказ от одобрения военных кредитов и выход социалистов из буржуазных правительств, полный разрыв с политикой "национального мира", создание нелегальных организаций, поддержка братания на фронте, организация всякого рода революционных выступлений пролетариата в тылу. Большевики противопоставили социал-шовинистскому лозунгу защиты буржуазного отечества лозунг революционного пораженчества. В этом заключается подлинный интернационализм большевистской тактики, рассчитанный на братский союз рабочих всех стран в борьбе против империалистической войны, за свержение всех буржуазных правительств, за установление всеобщего демократического мира. Тактика революционного пораженчества исходила из интересов развития мировой социалистической революции. В тоже время она не противоречила и правильно понятым национальным интересам. По мнению большевиков, развитие производительных сил общества – концентрация производства и капитала, сращивание промышленного капитала с банковским, формирование системы государственно-монополистического капитализма - все это должно создать материальные предпосылки социалистической революции. Но так как революцию нельзя вызвать искусственно, то она должна вырасти из объективно назревшего общеполитического кризиса. Первая мировая война ускорила созревание во всех воюющих странах революционной ситуации. По мнению большевиков, такая ситуация могла возникнуть в любой стране.

Большевики были первыми, кто пошел по такому пути. Уже 16-18 июля 1914 г. на петербургских заводах и фабриках появились листовки большевиков, призывавшие рабочих к активным выступлениям против военной угрозы и к международной солидарности трудящихся. 20 июля прошло шествие "патриотической" манифестации по тверской улице с лозунгами: "Долой войну!", "Не надо крови!". По официальным, явно заниженным данным, антивоенные выступления рабочих и крестьян прошли в 17 губерниях, некоторые из них вылились в вооруженные схватки с полицией.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и

торговли были учреждены, с целью "организовать всю неиспользованную мощь русской промышленности для удовлетворения нужд обороны государства", Центральный военно-промышленный и районные комитеты в провинции, куда вошли видные промышленники, банковские деятели, представители технической интеллигенции. В тоже время расширили свои функции союзы земств и городов, образовавшие в июле 1915 года на паритетных началах Главный комитет по снабжению армии. Объединяясь в военно-промышленные комитеты, расширяя круг деятельности Земского и Городского союзов и устанавливая через Особое совещание при военном министре связь с высшим командным составом, буржуазия претендовала на общее руководство военно-экономической мобилизацией в стране.

Продолжавшийся отход русских войск, рост революционного движения вызывали опасение, что правительство не справится с ситуацией. В совете министров царило смятение. Министры жаловались на изоляцию правительства, которое не имеет опоры "ни снизу, ни сверху". Большинство министров пришло к заключению, что единственным выходом из политического тупика может быть только соглашение с Думой на основе определенной программы. На совещании членов Думы и Государственного совета 11 и 12 августа 1915 года было положено начало так называемому Прогрессивному блоку. Платформа блока должна была обеспечить "сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами". В угоду правым членам блока было решено не включать в программу социальные реформы и сохранять исключительную сдержанность в политических вопросах. Но главная задача блока заключалась в смене правительства, то есть в создании "объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной программы". Такая формула означала образование коалиционного, смешанного кабинета, состоявшего из бюрократов, буржуазных лидеров и ответственного перед царем. В основе же самого блока лежал компромисс между двумя группировками - умеренно правыми (прогрессивные националисты и партии центра) и буржуазными (октябристы, кадеты и прогрессисты) элементами с равнением на самые умеренные - фракцию русских националистов.