Государственная регистрация недвижимого имущества через призму судебных споров
Государственное регулирование рынка недвижимости заключается, прежде всего, в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая процедура призвана обеспечить интересы, в первую очередь, участников рынка, а также государства, местных органов власти и других субъектов права. Вопросы правового регулирования оборота недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним занимают далеко не последнее место в структуре споров, рассматриваемых хозяйственными судами.
Судебное решение как основание для регистрации
Споры о правах на недвижимость, разрешаемые хозяйственными судами, относятся к числу наиболее сложных и в сравнении с другими категориями гражданско-правовых дел отличаются заметным разнообразием. Категории судебных дел, которые могут затрагивать правоотношения в сфере недвижимости, ее регистрации, предопределяются содержанием Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон), отдельные статьи которого прямо предусматривают случаи, когда государственная регистрация может быть осуществлена на основании судебного решения. Согласно ст. 55 Закона судебные решения, устанавливающие или прекращающие права, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, являются основанием для государственной регистрации.
Решение суда о признании права, то есть об установлении факта принадлежности на праве собственности, направлено на подтверждение уже существующего права. При вынесении судебного постановления презюмируется и установление факта создания данного недвижимого имущества.
Пример
Хозяйственным судом рассмотрен иск об установлении факта принадлежности недвижимого имущества. РУП «Агентство» отказало ООО «Ф» в приеме заявления и документов, представленных для регистрации перехода права собственности на капитальное строение на основании ст. 10 Закона.
Судом было установлено, что заявитель является добросовестным приобретателем, о чем свидетельствуют представленные в суд документы, такие как договор купли-продажи, решение райисполкома, акт приема-передачи турбазы «П». У заявителя отсутствует возможность получить либо восстановить самостоятельно документы, необходимые для государственной регистрации. Заинтересованные лица претензий на данные строения не предъявляют. Спора о праве не имеется.
На основании изложенного заявленные требования судом были удовлетворены. Установлен факт принадлежности недвижимого имущества на праве собственности ООО «Ф». В судебном постановлении констатировано, что оно служит основанием для регистрации соответствующим органом юридического факта.
Если имеется соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, то регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации по основаниям, относящимся к самому решению суда. Однако при этом он обязан исполнить порядок (процедуру) регистрации, установленный Законом. Причем субъект обязан представить необходимые для регистрации документы, установленные законодательством.
Нет регистрации - нет права
Встречаются ситуации, когда в процессе рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству усматривается наличие спора о праве. В соответствии с абзацем 7 ч. 1 ст. 151 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), выяснится, что спор возник о праве. Суд отказывает в принятии искового заявления на основании ст. 164 ХПК в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде.
Говоря о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, необходимо отметить, что она носит заявительный характер. Из этого следует, что она не является обязанностью лица перед регистрирующим органом. Однако не стоит забывать, что до государственной регистрации право на недвижимость не возникает.
Пример
Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску ООО «Б» к РУП «Г» об установлении факта ничтожности сделки в части, касающейся передачи в аренду незарегистрированных помещений здания. В обоснование предъявленных требований истец, ссылаясь на ст. 170, 181, 220 и 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), утверждал, что реконструкция здания была произведена самовольно. Ответчик предъявленные требования не признавал, мотивируя возражения, в частности, тем, что им предпринимались шаги по узакониванию перепланировки здания.
Судом было установлено, что стороны состоят в договорных отношениях, в соответствии с которыми истцу передано в аренду имущество - нежилое здание. Истцом с согласия ответчика были проведены работы по реконструкции здания, в результате которых увеличилась его фактическая общая площадь. Выполнение работ по реконструкции здания в установленном законом порядке не согласовано, проектная документация на реконструкцию здания не разрабатывалась. Ни одна из сторон в РУП «Агентство» для регистрации фактической общей площади здания не обращалась.
В соответствии со ст. 220 ГК в случаях, когда вновь созданное недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности на него возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законодательством. До завершения создания недвижимого имущества, а в соответствующих случаях - до его государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательством, к имуществу применяются правила о праве собственности на материалы и другое имущество, из которого недвижимое имущество создается.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности исходя из п. 1 и 2 ст. 220 ГК. Оно не вправе пользоваться и распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Ответчик не представил суду доказательств регистрации в установленном порядке проведенной истцом реконструкции здания. Исходя из вышеизложенного, требования об установлении факта ничтожности сделки - договора аренды - судом удовлетворены.
ОТСУТСТВИЕ РЕГИСТРАЦИИ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ СДЕЛКИ НИЧТОЖНОЙ
Несмотря на заявительный характер государственной регистрации, который предполагает проявление инициативы со стороны лица, чьи вещные права подвергаются той или иной динамике, законодателем в ряде нормативных правовых актов прямо предусмотрена именно обязанность государственной регистрации сделки. В противном случае отсутствие регистрации, то есть совершение сделки с нарушением установленных требований, в соответствии с п. 1 ст. 166 ГК влечет за собой ее ничтожность.
Пример
Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя С. к УО «Г» о признании договора аренды нежилых помещений ничтожным.
Судом было установлено, что между сторонами заключен договор аренды нежилого помещения. В силу п. 22 договора он считается заключенным со дня его регистрации. Ответчиком было нарушено данное обязательство, и договор не был зарегистрирован в РУП «Агентство». Согласно ст. 580 ГК договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 23 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.05 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» по основаниям несоблюдения нотариальной формы или требования о государственной регистрации хозяйственный суд устанавливает факт ничтожности сделки, которая в силу требований актов законодательства либо соглашения сторон, заключивших сделку, подлежит нотариальному удостоверению или в соответствии с законодательством подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Исходя из анализа действующего законодательства несоблюдение требования о государственной регистрации сделки является основанием для установления факта ничтожности сделки.
На основании изложенного суд пришел к выводу о ничтожности заключенного между сторонами договора аренды.
Таким образом, обязательная государственная регистрация недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним является составной частью особого правового режима недвижимого имущества. В качестве основной цели такой регистрации выступает, прежде всего, установление прочной системы оборота недвижимости.
Обжалование действия регистрирующего органа
Согласно ст. 7–9 Закона достоверность государственной регистрации как акта укрепления прав на недвижимость может быть оспорена только в судебном порядке. В качестве общего основания для признания регистрации недействительной на основании ст. 11 и 12 ГК может служить несоответствие ее Закону или иному правовому акту, приведшее к нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц. В судебном порядке могут быть оспорены, в том числе признаны недействительными, те материально-правовые основания, которые легли в основу проведения государственной регистрации, например, завещание, договор, акт государственного органа и т.п. В этом случае лицо вправе применить один из способов защиты гражданских прав, который предусмотрен ст. 11 ГК, в форме, например, признания права, признания оспоримой сделки недействительной, применения последствий недействительности ничтожной сделки и т.п. и одновременно оспорить саму государственную регистрацию.