Смекни!
smekni.com

Деятельность хозяйственного общества по определению своих аффилированных лиц (стр. 2 из 4)

входящих в состав коллегиального органа управления хозяйственного общества либо осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа этого общества;

имеющих право единолично или совместно с одним или несколькими своими аффилированными лицами (родственниками и свояками) распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества и (или) иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом этого общества, в размере 20 и более процентов.

Таким образом, в локальном нормативном акте хозяйственного общества, которым будут регулироваться его отношения с аффилированными лицами, должно быть четко установлено, когда, кому и в какие сроки перечисленные аффилированные лица хозяйственного общества должны предоставлять соответствующую информацию. Например, в упомянутом акте может быть определено, что физическое лицо в 20-дневный срок с момента получения права распоряжаться 20 и более процентами акций (долей участия) в соответствующем юридическом лице обязано сообщить хозяйственному обществу о наличии у него такой возможности (права). Такая информация должна направляться по юридическому адресу хозяйственного общества и, по нашему мнению, адресоваться самому обществу, а не общему собранию участников и (или) совету директоров (наблюдательному совету), иначе никто не сможет воспользоваться данной информацией до проведения ближайшего совета директоров или общего собрания. Целесообразно также, чтобы в обществе был работник, в чьи обязанности будут вменены сбор такой информации, ее систематизация, ведение учета аффилированных лиц.

Итак, согласно ч. 4 ст. 56 Закона физические лица вышеуказанных категорий, являющиеся аффилированными лицами конкретного хозяйственного общества, обязаны предоставить последнему следующую информацию:

- о юридических лицах, в уставных фондах которых они единолично или совместно со своими аффилированными лицами (родственниками и свояками) имеют право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) в размере 20 и более процентов. Указанную информацию физическое лицо предоставляет в том виде и в том объеме, которые определены хозяйственным обществом в локальном нормативном акте, посвященном аффилированным лицам. По нашему мнению, такая информация должна включать сведения о наименовании соответствующего юридического лица, его месте нахождения, а также иные сведения, которые не будут являться коммерческой тайной этого юридического лица и при этом могут быть интересны хозяйственному обществу, в частности о видах деятельности, осуществляемых юридическим лицом.

Полагаем также, что физическое лицо обязано предоставлять сведения не только о тех юридических лицах, в которых ему непосредственно принадлежит доля участия (акции) в размере 20 и более процентов, но и о тех, в которых это физическое лицо может контролировать 20 и более процентов их капитала в силу косвенного контроля или "договорного" влияния *** . Более того, указанное относится не только к физическому лицу, единолично обладающему таким контролем или влиянием, но и к лицу, которое обладает ими совместно со своими близкими родственниками и свояками. При этом все доли всех родственников и свояков соответствующего физического лица "суммируются" с долей самого физического лица, и если такая "совокупная" доля превышает 20 %, то физическое лицо должно информировать хозяйственное общество о соответствующем юридическом лице;

- о юридических лицах, в которых соответствующее физическое лицо или его аффилированные лица в виде близких родственников или свояков занимают должности в органах управления. Законодатель не конкретизирует, о каких органах управления юридического лица идет речь. К таковым же, как известно, относятся не только совет директоров (наблюдательный совет), дирекция (правление) либо директор (генеральный директор), но и общее собрание участников хозяйственного общества. Однако члены общего собрания участников общества не занимают в названном органе определенные должности, иными словами, член собрания участников - это не должность в органах управления общества. Следовательно, в рассматриваемой ситуации участие определенного физического лица либо его аффилированных лиц в общем собрании участников некоего общества не обязывает их уведомлять об этом соответствующее хозяйственное общество. Кроме того, поскольку законодатель ведет речь исключительно об органах управления юридического лица, участие соответствующего физического лица либо его близких родственников и свояков в ревизионной комиссии (занятие должности ревизора) либо в каких-то иных контрольных органах юридических лиц также не влечет за собой необходимости направлять информацию о таких лицах.

Что касается объема предоставляемой обязанными к тому физическими лицами информации о юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления, то он также должен определяться в локальном нормативном акте хозяйственного общества. При этом следует учитывать, что такая информация не должна относиться к коммерческой тайне соответствующего юридического лица;

- об известных соответствующим физическим лицам совершаемых или предполагаемых сделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными. Рассматривая указанную обязанность, необходимо выделить несколько моментов.

Во-первых, подчеркнем, что Закон обязывает физическое лицо, являющееся аффилированным лицом хозяйственного общества, предоставить информацию лишь об известных ему сделках, в которых такое лицо может быть заинтересовано. Такой подход вполне понятен, так как указанное лицо может просто не знать о тех сделках, которые совершаются либо готовятся к совершению с обществом, в заключении которых оно может быть признано заинтересованным лицом.

Во-вторых, нельзя не заметить, что предоставление информации об уже совершаемых сделках общества может и не достичь цели, которую, очевидно, преследует законодатель, а именно соблюдение требования ст. 57 Закона о том, что решение о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, должно быть принято общим собранием участников хозяйственного общества. Если сделка уже совершается, то вполне возможно, что соответствующая информация запоздает, в результате чего общество заключит сделку без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 57 Закона.

В-третьих, в отношении предполагаемых сделок хозяйственного общества очень важно предусмотреть срок, в течение которого с момента, когда определенному физическому лицу стала известна информация о предполагаемой сделке, оно должно сообщить об этом обществу. Определить такой срок следует опять же в локальном нормативном акте хозяйственного общества, в котором регулируются отношения с его аффилированными лицами. По нашему мнению, указанный срок целесообразно ограничить 3-5 днями с того момента, когда физическому лицу стало известно о возможном совершении сделки "с заинтересованностью". Такой срок позволит обществу совершить сделку с точным соблюдением всех предусмотренных законодательством процедур.

Наконец, заметим, что информация о вышеназванных сделках носит оценочный характер, что оставляет аффилированному лицу возможность при желании сослаться на то, что ему не было известно о предполагаемых сделках хозяйственного общества, тем самым уйдя от выполнения обязанности по предоставлению такой информации обществу.

Частью 5 ст. 56 Закона предусмотрено, что признанные аффилированными лицами хозяйственного общества физические лица, которые обладают правом единолично или совместно со своими близкими родственниками и свояками распоряжаться 20 и более процентами в уставном фонде соответствующего общества или юридического лица - аффилированного лица такого общества, могут уполномочить предоставлять обществу рассмотренную выше информацию одного из них. При этом законодатель устанавливает, что соответствующая информация должна доводиться до сведения общего собрания участников, или совета директоров (наблюдательного совета), или до того и другого органа одновременно. По этому поводу еще раз заметим, что сведения все-таки не должны направляться лишь в адрес общего собрания участников, поскольку общество, учитывая нерегулярность работы данного органа управления, может быть лишено возможности использовать указанные сведения в конкретной ситуации при заключении сделки, в которой имеется заинтересованность аффилированных лиц.

Равно как и в отношении физических лиц, признанных аффилированными лицами хозяйственного общества, Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) в ч. 6 ст. 56 устанавливает обязанность определенных категорий юридических лиц, являющихся аффилированными лицами общества, предоставлять оговоренную в Законе информацию.

Указанную обязанность Закон возлагает только на юридические лица трех категорий:

- юридическое лицо, имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества, - в размере 20 и более процентов;

- юридическое лицо, имеющее право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом этого общества, - в размере 20 и более процентов;

- юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним или признается зависимым.

Выделение именно этих категорий аффилированных лиц хозяйственного общества достаточно понятно: все перечисленные юридические лица, признанные аффилированными по отношению к обществу, обладают возможностью влиять на принимаемые последним решения. Следовательно, такие юридические лица являются "наиболее опасными" аффилированными лицами хозяйственного общества, поскольку общество может под их влиянием совершить сделку, противоречащую интересам самого общества, но удовлетворяющую интересам указанных лиц, в силу чего пострадают интересы иных участников (акционеров) хозяйственного общества.