Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.
Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, она сама должна отвечать определенным требованиям:
-не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;
-содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;
-обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.
Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.
-Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей.
Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами, каждая из которых пыталась выработать свою мораль.
Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность.
-Право и обычаи. Обычаи – это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей.
Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им большей значимости и обязательности.
-Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть придержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы.
Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.
-Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно, но выражают волю только членов общественных объединений.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их сотрудников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.
-Право и технические нормы. Технические нормы – это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Они часто закрепляются в актах органов государственной власти.
В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.
-Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обуславливается его государственным строем, характером отношений классов и социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.
-Право в силу его общеобязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства.
-Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.
-Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов – отраслей, институтов и норм.
-Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемы государством нормы права не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны применяться только во взаимосвязи.
-Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.
-Право не совпадает с нормативно – правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другими правовыми актами и отменены.
Таким образом, право – это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.
4. Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др.
На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения государства. Традиционно выделяются теологическая, классовая, патриархальная, договорная теория, теория насилия, марксистская, органическая, а также ирригационная теория.
Все перечисленные теории охватывают те или иные стороны происхождения государства.
Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».
Оценивая данную теорию, необходимо отметить, что освещение власти божественным, придавало власти и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно, что эта теория была весьма распространена в средние века.
Божественная теория получила своеобразное развитие и в трудах некоторых современных теологов, которые утверждали, что переход к производящей экономике, начавшийся 10 -12 тысяч лет назад, имел божественное начало и религиозное обоснование данного предположения содержится еще в библии.
Теологическая теория исходит из религиозных воззрений, она не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государства
Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. В соответствии с патриархальной теорией государственная власть является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха ассоциируется властью отца над членами его семьи
Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила сначала в трудах Аристотеля, но своё развитие нашла в XVII веке в сочинениях англичанина Фильмера “Патриарх”. Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.
Вместе с тем, современное состояние научных знаний о происхождении государства, возникновению частной собственности, отнюдь не умаляет первоначальную роль семьи. С одной стороны, появление ” “больших семей” общинников-земледельцев – основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах – это вполне реальные, научно установленные процессы.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции. Договорная теория была переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди. Согласно этой теории государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
В договорной теории различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.