Так, органами предварительного следствия Моисееву и Яшкову было предъявлено обвинение по п. «а» ч. 2 ст. 163 УК РФ – вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия при следующих обстоятельствах.
31 декабря 2008 года в ночное время Моисеев и Яшков направлялись на автомашине под управлением Моисеева по проспекту Ленина. В семистах метрах от остановки «Тагильская» автомобиль под управлением Моисеева совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате чего пострадала пешеход Красильникова, которая была доставлена с тяжелыми травмами в больницу и госпитализирована. После этого Моисеев и Яшков приехал к матери Красильниковой и предъявили последней незаконные требования о передаче ему 25 тыс. руб., обосновывая их тем, что в дорожно-транспортном происшествии установлена вина ее дочери, а также своими расходами на ремонт автомашины, подтвержденными документально. Свои требования Моисеев и Яшков подкрепили угрозами в адрес матери Красильниковой о том, что в случае отказа последней выплатить указанную сумму денег они наймет людей, которые изобьют ее и заставят выплатить деньги. Мать Красильниковой восприняла данные угрозы как реальную возможность причинения ей телесных повреждений и передала Моисееву и Яшкову денежные средства в размере 8 тыс. руб.
Приговором Советского районного суда г. Орска действия подсудимых были квалифицированы по ч. 2 ст. 330 УК РФ.
В обоснование своей позиции суд в приговоре сделал вывод о том, что у подсудимых было предполагаемое право требовать передачи денежных средств, что подтверждается материалом проверки, согласно которому виновным в дорожно-транспортном происшествии являлась Красильникова, а также калькуляцией стоимости ремонтных работ[92].
При квалификации по ст. 330 УК РФ не требуется устанавливать то обстоятельство, что посягательство было направлено на тождественное имущество. Лицо может совершать противоправные действия относительно другого имущества, осознавая свое право на эквивалентную замену.
Отличными в составах вымогательства и самоуправства являются и возрастные ограничения привлечения лица к уголовной ответственности. Если субъектом вымогательства в силу ст. 20 УК РФ является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста, то субъект самоуправства общий, то есть лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста[93].
Таким образом, отграничение вымогательства от смежных составов может проводиться как по всем признакам состава преступления: объекту, субъекту, субъективной и объективной стороне (в случае отграничения от самоуправства), так и по отдельным его признакам (при принуждении к совершению сделки отсутствуют такие признаки, обязательные для вымогательства, как безвозмездность и корыстная цель, и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В российском уголовном законодательстве имеются составы преступлений, конструкция которых, их сущностное содержание, предложенная законодателем формулировка понятия и признаков вызывают принципиальные замечания как представителей теории уголовного права, так и правоприменительной практики.
Одним из таких преступлений является вымогательство.
В первую очередь, массу споров вызывает диспозиция ст. 163 УК РФ (параграф 1.1 главы I). Она содержит абсолютно определенные виды угроз, что исключает наказуемость подобных деяний при использовании вымогателями различных иных угроз. В связи с этим была предложена авторская формулировка части первой указанной статьи с указанием на «иные угрозы»: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, либо сопряженное с использованием иных форм психического насилия».
Исходя из данного определения основным объектом вымогательства являются общественные отношения собственности, поскольку преступная деятельность при вымогательстве направлена в первую очередь на отношения собственности, а посягательство на интересы личности при этом средство для достижения корыстной цели. Непосредственным объектом данного преступления являются отношения собственности либо иные имущественные отношения, участником которых является потерпевший, а также личность с точки зрения таких ее неотъемлемых благ, как жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация, психическая неприкосновенность, сохранность имущества.
Самостоятельную проблему при исследовании объекта вымогательства составляет характеристика его предмета (параграф 2.1. главы II). Сущность авторской точки зрения на данный вопрос заключается в том, что предмет преступления всегда материален и в преступлениях против собственности обладает признаком вещности. Исходя из самого определения «вымогательство» очевидно, что оно предполагает завладение чужим имуществом, приобретение на него права. Тем самым, предметом вымогательства может быть имущество, принадлежащее потерпевшему на праве собственности, а также и имущество, которым он владеет в качестве субъекта ограниченного права собственности.
Что касается объективной стороны исследуемого преступления, то она предполагает совершение виновным двух взаимосвязанных и самостоятельных действий: требования передачи имущества или права на него либо совершения действий имущественного характера и угрозы (параграф 2.2 главы II). При этом первое из них направлено против основного объекта, а второе (угроза) – против интересов личности, с тем чтобы обеспечить осуществление посягательства на основной объект.
Субъективная сторона вымогательства характеризуется виной в форме прямого умысла (параграф 2.3 главы II).
Специфика вымогательства, особенности его объективных и субъективных признаков предопределили различный по объему и содержанию набор квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков для каждого из посягательств (параграф 3.1 главы III). В качестве квалифицирующих признаков законодатель предусматривает совершение вымогательства: группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия; в крупном размере. В качестве особо квалифицирующих признаков законодатель предусматривает совершение вымогательства: организованной группой; в целях получения имущества в особо крупном размере; с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
При этом стоит акцентировать внимание на том, что российскому законодателю следует ужесточить наказание за вымогательство, связанное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой такого применения. Санкции норм, предусматривающие наказание за данный вид вымогательств, должны быть одинаковы с санкциями норм о разбое, так как степень общественной опасности этих преступлений одинакова.
Немало трудностей среди представителей теории уголовного права и правоприменительной практики вызывает отграничение вымогательства от смежных составов. Квалификация данного вида преступлений крайне затруднительна, так как по формальным признакам это деяние, на первый взгляд, подпадает под действие сразу нескольких статей Особенной части УК РФ. В связи с чем была предпринята попытка сформулировать ряд отличительных черт вымогательства, на основании которых станет доступным его отграничение от смежных составов (параграф 3.2 главы III). Так, такое отграничение может проводиться как по всем признакам состава преступления: объекту, субъекту, субъективной и объективной стороне (в случае отграничения от самоуправства), так и по отдельным его признакам (при принуждении к совершению сделки отсутствуют такие признаки, обязательные для вымогательства, как безвозмездность и корыстная цель, и т.д.).
В-целом, проведенное исследование позволило определить специфические особенности, характеризующие современное вымогательство, состояние уголовного законодательства за данный вид преступления, существующие проблемы и трудности восприятия правовой природы вымогательства, его состава, отграничение от смежных составов. На основании чего, в дипломной работе были предприняты попытки сформулировать рекомендации и предложения для дальнейшего совершенствования уголовно-правовых норм и разрешения вопросов, возникающих у сотрудников правоприменительной практики, по исследуемому составу преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 21 января 2009 года). – М.: Приор, 2009.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 15 марта 2010 года). – М.: Юристъ, 2010.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 10 ноября 2009 года). – М.: Юрайт, 2009.
4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 25 января 2010 года). – М.: Омега-Л, 2009.
5) Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 20 февраля 2010 года). – М.: Омега-Л, 2010.
Книги, монографии, учебники, учебные пособия
1) Агафанов, Ю.А. История уголовного законодательства Советского государства: сборник правовых актов 1917-1991 гг. [Текст] / Ю.А. Агафанов. Краснодар: Краснодар. юрид. ин-т МВД России, 2000.
2) Аминов, Д.И. Уголовное право: Общая и Особенная части [Текст] / Под ред. А.П. Ревина. – М., 2000.
3) Богданчиков, С.В. Противодействие преступным посягательствам на абсолютные права собственности: Монография [Текст] / С.В. Богданчиков, А.А. Магомедов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.