Смекни!
smekni.com

Вымогательство как корыстное посягательство на собственность (стр. 2 из 14)

Как видно из текста закона, в диспозицию ст. 163 УК РФ законодатель заложил два самостоятельных понятия: вымогательство и шантаж. Такое объединение в одной норме двух качественно отличных преступлений вызывает сомнение в обоснованности представленного законодательного решения.

Законодатель использует понятия вымогательство и шантаж в системе уголовного законодательства в различных качествах: и как конструктивный признак основного состава, и как квалифицирующий признак соответствующих составов преступлений, и как условие освобождения от уголовной ответственности.

В связи с чем возникает необходимость рассмотреть с учетом требований современного уровня законодательной техники проблему нормативной интерпретации понятия вымогательства, а равно решить вопрос о правомерности наделения данного уголовно-правового понятия разными функциональными ролями[4].

В теории уголовного права в целом принимается предложенное законодателем понятие вымогательства, отмечаются вытекающие из закона характерные черты данного деяния: имущественная направленность, «усеченная» конструкция состава, определенное сходство, но не совпадение с хищениями. Системно оно, как правило, относится к иным (кроме хищения) преступлениям, направленным на извлечение имущественных выгод, либо иным видам неправомерного завладения и пользования чужим имуществом. Вместе с тем, ряд позиций существенно выделяется.

Законодательное описание вымогательства сводится в основном к признакам действия и не включает последствий, характерных для других преступлений против собственности – наступления имущественного ущерба. На этом основании в литературе утверждается, что современная законодательная конструкция вымогательства «есть не произвольно примененный юридико-технический прием, а отражение объективной правовой природы деяния»[5]. Вымогательство является видом уголовно-наказуемого принуждения с объектом – свободой и предметом – действием (бездействием) имущественного характера.

Свобода волеизъявления личности в имущественных отношениях составляет суть этих отношений в том виде, в котором они сейчас существуют (рыночная экономика), поэтому вымогательство своим основным объектом имеет имущественные отношения, что предопределяет размещение статьи 163 в главе 21 УК РФ «Преступления против собственности»[6].

Другие авторы считают вымогательство хищением. Поскольку оно имеет конечной целью обращение имущества в свою пользу, то, также как и разбой, должно рассматриваться в качестве способа завладения имуществом. И точно также, как и в разбое, момент окончания преступления (в отличие от ненасильственных форм хищения и насильственного грабежа) как бы переносится на более раннюю стадию («усеченный состав»), стадию покушения. Если вымогателю удалось получить от потерпевшего требуемое имущество, то в его действиях есть все признаки хищения как незаконного, безвозмездного завладения чужим имуществом с целью обращения его в свою пользу. Поэтому фактическое завладение имуществом не требует какой-либо дополнительной квалификации[7]. Сторонники данной идеи предлагают различные меры к обеспечению «вещной чистоты» вымогательства, в частности: выделить из состава вымогательства принуждение к действиям имущественного характера и перенести его в главу о преступлениях в сфере экономической деятельности[8]; считать требование передачи права на имущество и совершения других действий имущественного характера принуждением – иным корыстным деянием[9]; обособить в отдельной статье ответственность за захват, как незаконное приобретение права на чужое недвижимое имущество[10], либо за шантаж, как вымогательство, соединенное с угрозой оглашения нежелательных для потерпевшего сведений[11].

Недостаточно обоснованной представляется позиция ученых, ограничивающих понятие шантажа как одного из способов совершения вымогательства только угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких[12]. Несомненно, в этом есть вина и самого законодателя, который не дает определения шантажа.

Распространенным мнением по поводу сущности шантажа выступает точка зрения ученых, относящая к шантажу угрозу распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, а также угрозу распространения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам указанных лиц. Это могут быть сведения содержащие утверждения о нарушении лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Также в качестве позорящих сведений можно считать информацию о наличии у потерпевшего или его близких, определенных болезней, о дурных наклонностях, о супружеской измене, о совершении в отношении потерпевшего преступления и т.д.[13]

Таким образом, под вымогательством следует понимать противоправное принуждение потерпевшего к безвозмездному предоставлению имущественной выгоды посредством угрозы, способной причинить существенный вред интересам потерпевшего или связанного с ним лица.

Логическая структура понятия «вымогательство» выражена совокупностью признаков, содержание которых устанавливается либо в законе, либо в теории уголовного права.

Согласно ч. 1 ст. 163 УК РФ к обязательным элементам вымогательства следует относить:

1) предъявление требования;

2) угроза применения соответствующей санкции в случае невыполнения требования[14].

В ч. 1 ст. 163 УК РФ понятие «угроза насилия» включает угрозу любого насилия, в том числе насилия, опасного для жизни и здоровья (то есть угроза смерти или причинения тяжкого вреда здоровью). В диспозиции ч. 1 ст. 163 УК РФ не выделяются виды угроз насилием, которые охватываются данной нормой (угроза насилием, опасным для жизни и здоровья, или насилием, не опасным для жизни и здоровья), из чего можно сделать вывод, что диспозицией охватывается любая угроза жизни и здоровью[15].

Угроза служит средством достижения виновным цели и должна быть реальной. Ее содержание традиционно:

1) угроза применения насилия в отношении потерпевшего или его близких;

2) угроза уничтожения или повреждения чужого имущества;

3) угроза распространения позорящих сведения о потерпевшем или его близких либо иных сведений, которые могут нанести существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Первая группа признаков представляет вымогательство, совершенное с применением насилия, в первую очередь психического. К нему относятся:

1) угроза словом (вымогатель беседует с потерпевшим с глазу на глаз, подавляет его волю и заставляет выполнить предъявленные требования);

2) передача угрозы с помощью средств связи (по телефону, телеграфу, радио и т.п.);

3) передача угрозы с помощью письма и звукозаписи (довольно часто используется при захвате и удержании заложников с целью выкупа).

Для быстрого достижения поставленной цели преступники под угрозой принуждают свою жертву писать своим родным и близким записки или записывают на магнитную ленту речь заложников с обращениями к близким, где потерпевшие взывают о помощи, а потом отправляют кассеты и письма адресатам.

Важное место в этой группе занимают признаки, характеризующиеся психическим насилием с помощью технических средств:

1) демонстрация орудий насилия;

2) демонстрация результатов насилия.

Для них характерно то, что жертве намекают о тяжких последствиях отказа от выполнения требований вымогателей.

Например, встречаются случаи, когда домой потерпевшему присылали похоронные венки и другие аналогичные предметы, в подъезд дома или во двор по месту жительства подкидывали трупы животных с оторванными головой или другими частями тела, а также присылали фотографии с изображением покойников и т.п., намекая тем самым на его возможную участь[16].

Кроме того, в первую группу признаков входит применение физического насилия, к которому можно отнести:

1) лишение личных прав и свобод потерпевших, которое выражается в ограничении деятельности жертвы; ее хищении, заточении в безлюдные потайные места, о которых знает только узкий круг лиц;

2) непосредственное применение физического насилия.

Вторую группу признаков вымогательства составляют угрозы уничтожения или повреждения принадлежащего или вверенного потерпевшего его близким (то есть «чужого») имущества. Их особенность заключается в том, что путем порчи, повреждения и уничтожения имущества вымогатели заставляют свою жертву подчиниться их требованиям.

Третья группа признаков вымогательства состоит в угрозе разглашения порочащих и иных сведений о потерпевшем или его близких.

В своем постановлении[17] Пленум Верховного Суда РФ дает определение таким сведениям. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Содержание этих сведений может быть разнообразным и касаться самых различных жизненных обстоятельств, относящихся к потерпевшему или его близким[18].