Смекни!
smekni.com

Российская империя 2 (стр. 17 из 22)

13.1. Геополитическая конкуренция со Швецией. Присоединение Финляндии

В ходе Северной войны Пётр I в 1702 году присоединяет к России Ингерманландию (Ингрию, Ижорскую землю), ранее отторгнутую Швецией от Московской Руси в 1583 году. В 1703 году основан Санкт-Петербург. Основано так называемое «герцогство Ингерманландское» («герцогство Ижорское») во главе с Меньшиковым; уже в 1708 году оно преобразовано в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская губерния).

К концу войны (1721) Россия также возвращает Карелию, с 1617 года отторгнутую Швецией от Новгородской Руси, а также присоединяет ряд территорий, России ранее не принадлежавших: Эстляндия, Лифляндия (Ливония), юг Финляндии. Фактически под контролем России оказывается Курляндия, формально находившаяся в вассальной зависимости от Речи Посполитой.

Прямым результатом катастрофической для Швеции Северной войны становится наступление Эры свободы, которая характеризуется урезанием власти короля, и резким усилением парламента.

В 1741 году в Швеции побеждают реваншисты, которые начинают новую войну с целью вернуть утраченные территории. Эта война закончилась к 1743 году поражением шведов; российские приобретения были подтверждены.

Шведский король Густав III проводит в 1772 году государственный переворот, закончив полувековой эксперимент с парламентской демократией. Этот переворот был болезненно воспринят российской императрицей Екатериной II, увидевшей в ней происки Франции. Парламентская демократия времени «Эры свободы» позволяла России фактически манипулировать Швецией, подкупая политиков. После 1772 года это стало невозможным.

Повторная попытка реванша была предпринята в 1788, к 1790 закончившись также неудачей.

Последней русско-шведской войной стала война 1808—1809 годов, закончившаяся для Швеции потерей Финляндии и Аландских островов. Желая привлечь на свою сторону наполеоновскую Францию, Швеция приглашает на свой престол наполеоновского маршала Бернадота (см. Карл XIV Юхан), воцарившегося в 1810 году. Однако, он резко меняет внешнеполитический курс. В 1812 году новый шведский король вступает в конфликт со своей родиной — Францией, и заключает союз с Россией, а в 1813—1814 годах в рядах антинаполеоновской коалиции воюет с собственными соотечественниками во главе шведских войск.

После присоединения Финляндии империя получает страну, экономика которой полностью контролируется местным шведским меньшинством. У финнов отсутствовала собственная аристократия, финский язык не имел статуса государственного, кроме того, не существовало литературы на финском языке. Большинством населения Гельсингфорса (Хельсинки) были шведы. Столица, впрочем, располагалась в Або (Турку), но его большинство также было шведским.

Опасаясь шведского реванша, российские власти в Финляндии делают упор на национальное самосознание финнов, и предоставляют княжеству значительные льготы, которых Финляндия не имела при шведах. Особым уважением финнов пользовался император Александр II, восстановивший деятельность сейма, и придавший финскому языку статус второго государственного, после шведского. Появление первой литературы на финском языке также происходит в период российского правления. Кроме того, империя переносит столицу Финляндии из Або в Гельсингфорс, и поощряет миграцию финнов в города с целью сделать шведов в городах меньшинством.

Другим важным шагом империи становится присоединение к Великому княжеству Финляндского уже в 1812 году так называемой «Старой Финляндии», вошедшей в состав России частично по Ништадтскому миру 1721 года, частично по Абоскому миру 1743. В состав этой территории вошли города Савонлинна, Лаппеенранта, Хамина, Сортавала, Выборг.

Такая мягкая политика завершается в 1890-е годы, когда империя приходит к политике принудительного обрусения ряда национальных окраин, в том числе Финляндии. Делаются попытки ввести русский язык в качестве третьего государственного (после шведского и финского), синхронизировать политические системы Финляндии и собственно русских областей (не имевших, в отличие от Финляндии, ни парламента, ни конституции), синхронизировать вооружённые силы, включив финскую армию (которую империя считала небоеспособной) в состав российской. Все эти шаги вызвали крайне недовольство населения, а энергичные попытки генерал-губернатора Бобрикова воплотить их в жизнь закончились его убийством в 1904 году.

Резкое недовольство финского населения политикой русификации 1898—1914 приводит к тому, что после отречения Николая II Финляндия уже в марте 1917 провозглашает Конституцию. К июлю Финляндия приходит к вооружённому конфликту с войсками Временного правительства России, в ноябре — декабре 1917 провозглашает независимость, признанную большевиками 22 декабря 1917.

13.2. Разделы Речи Посполитой. Царство Польское

Геополитическая конкуренция России с Литвой и Польшей начинается задолго до образования Российской империи; ещё в XIV—XV веках эти державы захватывают ряд западных княжеств распавшейся Киевской Руси. Объединение Польши и Литвы в 1569 году в единое государство становится смертельным ударом для первой попытки России завоевать выход к Балтийскому морю — войска Ивана IV Грозного терпят поражение в Ливонской войне от польского короля Стефана Батория.

К XVIII Речь Посполитая приходит к упадку, вызванному межнациональными распрями и неудачными войнами (см. Шведский потоп). Политическая система, сочетавшая выборность короля с правом вето у любого депутата (см. Liberum veto) всё больше вела к параличу государства, и создавала почву для активных манипуляций польской внутренней политикой со стороны России и Пруссии. В 1764 году Речь Посполитая пытается отменить Liberum veto, однако эти попытки были похоронены в результате активного вмешательства России. Неуклонно нараставшее давление на Речь Посполитую со стороны России и Пруссии заканчивается тремя разделами 1772—1795.

В состав России в результате разделов входит Белоруссия, часть Литвы, часть Украины и часть Прибалтики.

Во время наполеоновских войн Россия занимает уже территорию самой Польши. По итогам Венского конгресса 1815 года образуется Царство Польское, заключившее унию с Российской империей. В него вошла не вся Польша; так, Познань отошла Пруссии, а Краков — Австрии.

Поляки становятся одним из самых «неблагонадёжных» национальных меньшинств империи. После 1831 года поляки практически прописались в российских войсках на Кавказе, который называли «тёплой Сибирью»[70]. Очень характерно, что царь Александр II после покушения на него 4 апреля 1866 спрашивает схваченного на месте террориста Дмитрия Каракозова «Ты — поляк?».

Поляки поднимают ряд восстаний против царской власти: Восстание Костюшко (1794), Польское восстание 1830 года, восстание 1863 года.

Эти восстания приводят только к поэтапному сворачиванию польской автономии в составе Российской империи. После восстания 1830 года польская Конституция заменяется на Органический статут Царства Польского. Личная уния заменяется, таким образом, на вхождение Польши в состав России. Распускаются польский сейм и армия, польский злотый заменяется рублём, метрическая система заменяется традиционной российской.

После восстания 1863 года Польша разделяется на губернии, общепольские ведомства прекращают своё существование, а их дела передаются правительству империи. На Польшу также распространяется общеимперская система образования и судебная организация, введено обязательное употребление русского языка в образовании и делопроизводстве, распространяется обозначение Польши, как «Привислинского края».

С конца 1915 года Польша оккупируется германо-австрийскими войсками. Вскоре после падения Российской империи, 29 марта 1917 года, Временное правительство России признаёт независимость Польши.

13.3. Присоединение Грузии

Грузия достигает своего наибольшего расцвета в XI—XIII веках, особенно в правление царя Давида IV Строителя, однако к 1460-м годам приходит в упадок, и разваливается на несколько независимых государств, основными из них являлись: Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Джавахети; они вступают в борьбу с Турцией и Персией. В 1555 эти две державы делят грузинские царства на свои сферы влияния.

Первые контакты русских с грузинами относятся уже к 1588—1589. Со временем Грузия начинает восприниматься в России, как единоверная христианская страна, пребывающая «в прозябании» в окружении могущественных иноверных империй — Турции и Персии. Однако Россия начинает играть активную роль в Грузии только в царствование Екатерины II, с началом русско-турецких войн. В 1783 году царь объединённого царства Картли-Кахети Ираклий II (объединение произошло в 1762) подписывает Георгиевский трактат о российском протекторате взамен на военную защиту, однако в 1795 году российские войска не оказали никакой помощи против вторгшихся в Грузию войск Ирана.

В 1799—1800 Павел I возобновляет договор, и посылает в Картли-Кахети войска по ходатайству царя Георгия XII. 7 ноября 1800 года эти войска отбивают вторжение в Кахетию аварского хана, однако уже в декабре 1800 Георгий XII умирает, и Картли-Кахети погружается в борьбу за власть. В марте 1801 погибает уже сам Павел I.