Смекни!
smekni.com

Российская империя 2 (стр. 19 из 22)

Аннексия Россией Крыма в 1783 году, и установление протектората над Грузией по Георгиевскому трактату становится серьёзным наступлением на великодержавные интересы Турции. Это выливается в войну 1787—1792 года, однако попытка турецкого реванша проваливается; Россия подтверждает свои приобретения, граница между империями отодвигается до Днестра.

14. Культура

Российская империя в силу исторических обстоятельств на протяжении всего своего существования охотно заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. И как следствие, в понимании «западного» наблюдателя культурный уровень подавляющего населения России был невысок. Однако, невозможно переоценить вклад ведущих российских деятелей в мировую культуру.

Литература

Образование Российской империи отмечает возникновение в России новой, преимущественно светской, литературы. Восприняв идеи просвещённого абсолютизма, в XVIII веке писатели стали выступать в роли гражданина, который дерзал учить царствовать очередного монарха. Произведениям Ломоносова, Новикова, Фонвизина, Державина, Карамзина свойственна публицистичность. Русская поэзия XVIII века выступала в рамках классицизма, проза начала развиваться с 1760-х годов. В последней трети века начинается формирование просветительского реализма и сентиментализма, вдохновлявшихся гуманизмом Возрождения и Просвещения.

До второй четверти XIX века прозаические произведения в России создавались, в основном, в подражание историческим романам сэра Вальтера Скотта. Вышедшие в 1830-х годах произведения А. С. Пушкина («Повести Белкина») и Н. В. Гоголя (сборник «Миргород») отметили появление оригинальной традиции русской прозы. Наследовавшие им И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие другие сформировали самую мощную литературную школу в европейской литературе XIX века.

14.2. Изобразительное искусство

В Российской империи, наряду с литературой, бурно развивалось изобразительное искусство. В Российской империи развивался портретный жанр, живопись и прочие направления изобразительного искусства. В 1757 году была открыта Императорская Академия художеств. Художники также поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.

14.3. Музыка

Музыка Российской империи активно развивалась после эпохи дворцовых переворотов. Одними из первых композиторов Российской империи были: Фомин, Хандошкин, Бортнянский и др. Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX-начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.

14.4. Кинематограф

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты. 4 (16) мая 1896 года состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»). В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым.

В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (вышел в 1918 году) Якова Протазанова. На время Первой мировой войны приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работают Владимир Гардин и Вячеслав Висковский.

15. Государственная символика и награды

15.1. Государственная символика

Допетровская Московская Русь не имела государственных флагов в современном понимании. На поле боя вместо знамён традиционно использовались хоругви с изображениями святых. Государственных флагов не существовало, государственная принадлежность кораблей никак не обозначалась. Пётр I вместе с основанием российского флота активно занимается устранением этого пробела, согласовав и лично разработав ряд флагов и штандартов для флота.

В дальнейшем, в качестве государственного флага Российской империи получают известность два триколора: бело-сине-красный, и чёрно-жёлто-белый. Статус этих флагов в течение долгого времени был не вполне определён.

Государственный герб Российской империи был унаследован от Московской Руси, и представлял собой двуглавого орла, держащего скипетр и державу.

15.2. Государственные награды

Основы российской орденской системы были заложены Петром I, учредившим высший орден, Андрея Первозванного. В дальнейшем количество орденов доросло до 10, почти все они назывались по именам различных христианских святых. Особую роль играли орден Белого орла, включённый в российскую орденскую систему после присоединения Польши, и Мальтийский крест, учреждённый Павлом I после принятия им титула магистра Мальтийского ордена.

Ордена воспринимались как обозначающие принадлежность к особой, орденской, корпорации во главе с капитулами, между орденами устанавливалось старшинство, имелись соответствия с Табелью о рангах. Помимо орденов также существовали и медали (например, Георгиевский крест).

16. Императорский двор

16.1. Общая организация

Императорский двор был образован в России Петром I одновременно с основанием империи. Он видоизменялся в течение ста лет, приняв окончательный вид при Николае I. Общие принципы организации двора строились по французскому образцу, а номенклатура придворных чинов — по прусскому и австрийскому.

Общее число придворных при Петре I составляет несколько десятков человек, к 1914 году возрастает до 1600.[71]

Придворное хозяйство ведалось отдельным учреждением (Дворцовая канцелярия, Придворная контора, Главное дворцовое управление и др.). Наиболее важной частью являлась Гофмаршальская часть, ведавшая хозяйством дворцов, довольствием и организацией церемоний. Она также полностью занималась обслуживанием императорского стола, и других столов трёх классов.

Первый класс: стол гофмаршальский (или кавалерский) для дежурных кавалеров и гостей двора, стол обер-гофмейстерины для придворных девиц, стол начальника кавалергардских рот. Второй класс: столы для дежурных караульных офицеров, дежурных адъютантов, пажей и т. д. Третий класс предназначался для старших служителей двора.

Второй частью была Шталмейстерская, ведавшая конюшнями и дворцовыми экипажами. С развитием железных дорог в её составе появились два царских поезда (один резервный), а в начале XX века — автомобили. В распоряжении императора также имелись две яхты, числившиеся по военно-морскому ведомству.

Царской охотой заведовала Обер-егермейстерская канцелярия. Кроме того, имелись также Кабинет Его Императорского Величества (заведовавший личной собственностью императора) и Департамент уделов.

В подчинении придворного ведомства также находились ряд учреждений культуры и несколько пригородов Петербурга, использовавшихся, как царские резиденции.

Придворные чины составляют отдельный раздел ещё в петровской Табели о рангах. Основная масса придворных званий оказались в I—III классах, приравнивались к генеральским, и назначались непосредственно императором. Основным способом дослужиться до этих званий были другие карьеры Табели о рангах — гражданская или военная. Отдельной привиллегией придворных чинов, даже отнесённых к низшим классам Табели о рангах, было право быть принятым ко двору.

Первые редакции Табели о рангах содержат соответствие между старыми придворными чинами Московской Руси, и новыми, названными по-немецки.

Главным чином двора был обер-камергер, руководящий придворными кавелерами, и представляющий императору и членам императорской фамилии получивших право на аудиенцию.

Обер-гофмаршал заведовал хозяйством двора, и придворными служителями, организовывал придворные торжества и стол, обер-гофмейстер занимался финансами двора и придворным штатом, обер-шенк — винными погребами, и снабжением двора вином, обер-шталмейстер ведал придворной конюшенной частью. Также имелись обер-егермейстер (царская охота) и обер-церемонимейстер (организация церемоний)[71].