Смекни!
smekni.com

Российская империя 2 (стр. 5 из 22)

Большинство земли принадлежало не крестьянину, а общине. В случае, если крестьянин уходил из деревни, его надел мог возвращаться общине, а раз в 10-12 лет могли проводиться переделы земли (так называемые «равнения»), когда община перераспределяла наделы, ориентируясь на изменившееся количество работников во дворах.

Общинное землевладение было распространено, главным образом, в Центральной России. На западных национальных окраинах империи, на Украине и в казачьих областях землевладение было, в основном, индивидуальным («подворным»).

Одной из проблем деревень начала XX века была «чересполосица», когда наделы разных собственников (и разных общин) причудливо перемежались друг с другом, что зачастую вызывало конфликты между общинами или внутри них[14]

К 1905 году крестьяне общинно или единолично владеют 61,8 % частновладельческой земли, к 1916 эта доля доходит до 90 %. На немногих оставшихся помещичьих угодьях урожаи, согласно официальной статистике, на 12-18 % превышали урожаи на крестьянских землях; в ряде случаев этот разрыв доходит до 50 %. Основным поставщиком хлеба в города являлись помещики и богатые купцы, старавшиеся внедрять передовые европейские формы ведения хозяйства с высокой товарностью, в то время, как крестьяне тяготели к замкнутому натуральному хозяйству.[15]

На начало XX века большинство крестьян были неграмотны; так, на 1901 год в России насчитывается 84 454 начальные школы (52 % светские, подчинённые министерству народного образования, и 48 % религиозные церковно-приходские школы, подчинённые Священному Синоду). В этих школах обучалось 4,5 млн чел при том, что в стране в целом насчитывалось 23 млн детей школьного возраста.[15] Всего по империи было грамотными на 1897 21 %.[16]

Постоянный рост населения (до миллиона человек в год) всё значительнее усиливает нехватку земли в центральных областях России. За период 1860—1900 величина среднего надела сократилась в 1,7 — 2 раза (с 5,24 до 2,84 гектара на человека) при среднем росте урожайности в 1,34 раза. Общинная форма собственности с регулярными переделами земли и круговой порукой вызывала невысокую заинтересованность крестьян в повышении производительности труда. На 1893 7,3 % крестьян не имели земли (батраки). В начале XX века до 300 тыс. крестьян ежегодно уходят в города в поисках работы. На 1897 год 38,8 % городского населения составляют крестьяне, в Петербурге и Москве — 63,3 % и 67,2 % соответственно.

Начиная уже с 1861 года, среди крестьян распространяются слухи о грядущем «равнении всей земли» («чёрный передел») — переделе земли и крестьянской, и помещичьей. Возлагаются надежды на получение таким образом «прирезков» на 5, 10, или даже 40 гектар земли. В реальности же, как показывали расчёты министра земледелия А. С. Ермолова, в случае передачи всей земли крестьянам «прирезки» в среднем составили бы 0,8 гектара. Как считал Ермолов, такой прирост стал бы слишком незначительным, и только повредил бы деревне в целом за счёт отказа от более передовых форм хозяйствования; в конечно итоге, по его мнению, передача земли крестьянам окончилась бы тем, что России пришлось бы ввозить хлеб.[15]

Рост крестьянских волнений:

В 1902 происходит восстание крестьян Полтавской и Харьковской губерний, охватившее до 150 тыс. человек. Сожжено 80 помещичьих усадеб. Восстание подавлено 10 тыс. солдат и казаков, 836 участников восстания осуждены.

Во время революции 1905 года крестьяне устраивают массовые погромы дворян, уничтожив до двух тысяч помещичьих усадеб. Всего за 1905—1907 разгромлено до 6 тыс. помещичьих имений, волнения охватывают половину уездов Европейской части России. Всего за 1905 год происходит 3 230 крестьянских восстаний. В нескольких уездах крестьяне на несколько месяцев захватывают власть.

После окончательного разгрома революции правительство с 1905 уменьшает оставшиеся выкупные платежи в два раза, и окончательно отменяет их с 1907 года; также оно приходит к пониманию того, что в империи возник «земельный вопрос». Решить его предполагается в ходе Столыпинской реформы, начавшейся с 1906 года. На эту реформу Столыпина подвигло посещение западных национальных окраин империи, где была слабо распространена традиционная для России крестьянская община, а сельским хозяйством занимались фермеры. Производительность труда в сельском хозяйстве при этом была заметно выше, чем в русских областях.

Государство берёт курс на разрушение общины как коллективного владельца надельной земли. Согласно указу Николая II от 9 ноября 1906 года любой желающий крестьянин мог выйти из общины, оформив землю в личную собственность («отруб»). Если община в течение месяца не утверждала это двумя третями голосов, нарезание земли проводилось земскими властями принудительно. Указ вызвал сопротивление определенной части общин, но в целом за 1906—1915 из общин вышли около 2,5 млн домохозяев[17], ряд исследователей оценивают, что из общин вышло до четверти крестьянства. Большое положительное значение имела практика выделения хуторов и отрубов крестьянам-собственникам одним участком земли, требовавшая разверстания (ликвидации) чересполосного землевладения сельской общины (при чересполосице каждый крестьянин имел много участков в виде узких полосок в разных полях, что мешало эффективному ведению хозяйства).

Другим направлением реформы стала организация массового переселения крестьян для колонизации Казахстана, Западной Сибири и Дальнего Востока — эти территории были слабо заселены при явной нехватке земли в центральных областях. Всего за 1906—1914 переселилось 3,1 млн чел, 741 тыс. из них разорились, и вернулись обратно. 344 тыс. не смогли основать собственное хозяйство, и стали батраками у своих более удачливых соседей. Таким образом, переселение крестьян за Урал не решило «земельный вопрос», так как масштабы этого переселения были слишком малы. Не решил этот вопрос также отток крестьян в города (ежегодно поглощавший 300 тыс. чел. при приросте до одного миллиона), и эмиграция. За 1897—1916 эмигрировали 3 026 000 российских подданых, однако в первую очередь это были не-русские из западных национальных окраин; 70 % эмигрантов были поляками и евреями.

С началом Первой мировой войны миллионы крестьян были мобилизованы в армию, что значительно снизило остроту «земельного вопроса». Однако вскоре уже начинает наблюдаться нехватка рабочих рук. С 1915 года начинается массовое привлечение к сельскохозяйственным работам военнопленных и беженцев, на 1917 год — до 600 тыс. чел. Была проведена мобилизация транспорта в виде массовых реквизиций крестьянских лошадей в армию; на 1917 год в армии находилось до 10 % всего поголовья лошадей в стране. За эти реквизиции законом полагалась оплата[18].

Война заметно увеличила доходы крестьян, чему также способствовало введение в империи с 19 июля 1914 сухого закона. Многие крестьяне обратили эти доходы на скупку земли, так что к началу 1917 года количество земли в собственности крестьян дошло до 90 %. Отречение Николая II от престола привело к тому, что крестьяне немедленно попытались устроить стихийный «чёрный передел», отобрав у вышедших из общин крестьян, и оставшихся помещиков их земли. Массовый характер подобные аграрные волнения начинают принимать с апреля 1917, когда известия об отречении распространились уже по всей стране.

Крупнейшие города Российской империиИмператоры и органы власти Императоры и Самодержцы Всероссийские

Титул Император Всероссийский был принят Петром I 22 октября 1721 по просьбе Сената после победы в Северной войне и просуществовал до Февральской революции 1917. Последним императором был отрёкшийся от престола 3 (16) марта 1917 Николай II Александрович.

5.2. Правительствующий сенат

Правительствующий сенат в Российской империи был учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта) 1711 как высший совещательный орган при нём.

С начала 1722 Сенат осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. Для контроля чиновников при Сенате учреждается должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы на местах. При Сенате учреждается Расправная палата для рассмотрения донесений фискалов, для ведения делопроизводства учреждается Сенатская канцелярия. Возглавляет Сенат генерал-прокурор.

С 1864 — являлся высшей кассационной инстанцией.

5.3. Комитет министров и Совет министров

Комитет министров был создан Александром I манифестом от 8 сентября 1802 г. и вскоре сделался «верховным местом Империи». Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его заключение, принятое единогласно или большинством голосов, вносилось в журнал, который представлялся на утверждение императору. Только немногие дела решались собственною властью Комитета министров.

С 1861 года, существовал Совет министров под председательством императора — наряду с Комитетом министров. Он рассматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Указом Николая II от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления» был создан новый Совет министров. Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения. Комитет министров в 1906 г. был упразднён.

5.4. Государственный совет

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году.