Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором.
Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
· новых законов или законодательных предположений;
· вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
· вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
· ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
· отчётов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
· чрезвычайных финансовых мер и пр.
Манифестом от 20 февраля 1906 и новой редакцией Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 Государственный совет был преобразован из законосовещательного в законодательное учреждение (вторым законодательным учреждением была Государственная Дума). Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина — стала избираться.
5.5. Государственная дума
Государственная Дума — законодательное учреждение Российской империи. Государственная дума в России была учреждена Манифестом Николая II 6 августа 1905[19].
Основой законодательной компетенции Государственной Думы служил п. 3 Манифеста 17 октября 1905[20], установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.
Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
Всего было 4 созыва Государственной думы. Являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи.
5.6. Губернаторы
В Российской империи губернатор — непосредственный начальник губернии (или области), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства.
В портовых городах (Николаеве и Кронштадте) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность военного губернатора.
Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, земские учреждения и судебно-административная реформа 1889 г.
Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.
Земское положение 1864 г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; земское положение 1890 г. присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечён в неземских губерниях. Положение о земских участковых начальниках 1889 г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия.
Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:
· Положение комитета министров 22 июля 1866 г. предоставило губернатору:
1. право общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства (кроме изъятых от сего особыми правилами),
2. право изъявлять несогласие на определение на службу, перемещение или перевод чиновников гражданского ведомства, если он признает их неблагонадежными, а также аттестовать их при представлении к наградам;
3. право приглашать и вызывать всех служащих в губернии, даже несмотря на сравнительное их, по классу должности или чину, старшинство;
4. право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие клубов, собраний, артелей и т. п.).
· Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
1. Положение 1881 года об усиленной охране облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.
С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в чине, не представляется ему, а лишь делает визит.
Комиссия для переустройства местного управления под председательством М. С. Каханова полагала возвести должность губернатора в III класс и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей.
6. Управление на местах
Пётр I унаследовал от Московской Руси хаотичную систему управления на местах. Административного деления в современном понимании не было. Отдельные территории управлялись приказами — центральными ведомствами, которые могли выполнять функции и исполнительные, и судебные, и также функции управления какой-либо территорией. Так, Сибирь с 1637 года ведалась особым Сибирским приказом, а Приказ Казанского Дворца управлял целым рядом восточных окраин. Смоленск управлялся отдельным Смоленским приказом (действовавшим во время, когда этот город был отвоёван у Речи Посполитой), а ведавший иностранными делами Посольский приказ также управлял некоторыми территориями.
Представителями власти на местах являлись воеводы, традиционно имевшие репутацию мздоимцев и казнокрадов. Для борьбы с ними Москва контролировала каждый их шаг, создавая огромный документооборот, «воеводы докладывали буквально о каждом истраченном гвозде, дранке, бревне, финансовые ежегодные отчеты составлялись с точностью до одной шестнадцатой копейки. На деле же имело место колоссальное казнокрадство, утаивались подчас тысячи рублей и пудов хлеба»[22]. Другим способом борьбы с коррупцией были смены воевод раз в два-три года, но это только приводило к тому, что они пытались за это время выжать всё, что можно.
Параллельно с правительственной властью воевод на местах существовала земская власть местных общин («миров») во главе с земскими старостами, боровшихся за своё право составлять жалобы («челобитные») на действия начальства. Характерным является бунт 1648—1649 года в Томске, когда восставший земский мир, арестовав воеводу Осипа Щербатого, 16 месяцев управлял городом, сохраняя деятельность всех городских служб и ведя дипломатические отношения с пограничными правителями. Москва 16 месяцев выплачивала восставшему городу соляное, хлебное и денежное жалование, а затем прислала нового воеводу, которому восставшие мирно передали власть. Лишь к концу такого правления Томск скатился в анархию и беспорядочные грабежи, причём взбунтовавшаяся земщина разграбила казённый винный склад. Царь в своих грамотах осудил действия восставших, однако, поскольку выявились колоссальные злоупотребления Осипа Щербатого, зачинщики мятежа были всего лишь биты кнутом, и отправлены в Якутск с сохранением чинов и окладов. В ходе событий восставшие отправили к царю четыре делегации. Последняя была посажёна в тюрьму, уже оттуда отправив послание о том, что ожидают смертной казни, «но всё ещё надеются на милость царя».[22]
Ряд земских миров требовал вообще «воевод вывести», оставив лишь земскую власть, подчинённую непосредственно царю, причём зачастую восставшие оправдывали свои бунты словами вроде «неужто ты государю добра не желаешь?».
Пётр I с одной стороны, начал решительно бороться с гигантской коррупцией. Однако, с другой стороны, земская анархия его совершенно не устраивала. Первым экспериментом в административном делении стало учреждение в 1708 восьми губерний (см. Областная реформа Петра I). Однако, такие крупные территории оказались слабо управляемы, и в 1719 разделены на 11 губерний, причём 9 из них делились на 42 провинции. В дальнейшем административное деление много раз менялось.
К началу XX века количество губерний и областей доходит до 97. Они, в свою очередь, разделяются на уезды (и иногда округа), а уезды на волости. В различных окраинах империи названия этих административных единиц могли меняться: «отделы», «гмины» (Польша), «улусы», «станицы» и т. д. Ряд пригородов Санкт-Петербурга, в которых расположились царские резиденции, получили статус «дворцовых», и находились в подчинении придворного ведомства.
Реформы Петра I в местном самоуправлении характеризуются множеством экспериментов; в 1699 учреждается выборная «бурмистерская палата» в Москве, и также выборные «земские избы» в городах, 1710 учреждаются должности губернаторов, в 1713 — коллегии «ландратов», в 1716 губернии разделяются на «доли» во главе с ландратами, в 1719 на провинции во главе с воеводами. На уездном уровне учреждаются ряд должностей (земские комиссары и др.), выборные от дворянства.
Эти эксперименты резко усиливают правительственную власть в ущерб власти земских миров, однако приводят лишь к хаосу. «Дабы рассыпанную сию храмину паки собрать», в 1721 учреждаются выборные магистраты на местах во главе с Главным магистратом в Петербурге. Судебные функции при этом изымаются из ведения воевод и губернаторов, и передаются выборным «ландрихтерам». Все эти меры только сильнее обостряют конфликты между земской и бюрократической властями.