Декабристы выступили с протестом против крепостничества и самодержавия в необычайно трудных и сложных исторических условиях. Крепостная России была тогда забита и неподвижна. Несмотря на отдельные стихийные бунты крестьян, солдат и военных поселян, в то время не было еще достаточно массового движения, на которое революционеры могли бы опереться. Поэтому с протестом выступило «ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа»[6]. «Узок круг этих революционеров,— подчеркивал В. И. Ленин,— страшно далеки они от народа». Однако в то время не только декабристы были далеки от народа, но и сам народ был далек от декабристов. Революционного класса тогда еще не было. Народные массы, по выражению Ленина, в то время еще «спали непробудным сном»[7]. Разработанная декабристами тактика «военной революции», не опиравшаяся непосредственно на силу народных масс, обусловливалась, таким образом, не только классовой, дворянской, ограниченностью декабристов, но и объективными факторами. Нельзя не отметить в числе неблагоприятных факторов и то, что выступление декабристов произошло в обстановке усиления внутренней и международной реакции. В России наступление реакционного политического курса обозначилось во всех направлениях. Это была пора жестокой аракчеевщины.
С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства — «лучшие люди из дворян», по определению Ленина. В целом же русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием и в реально-жизненном плане представляло собой «бесчисленное множество пьяных офицеров, забияк, картежных игроков, героев ярмарок, псарей, драчунов, секунов, серальников», да прекраснодушных Маниловых». И великая историческая заслуга декабристов состояла в том, что они, «рожденные в среде палачества и раболепия», смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти «сознательно на явную гибель» высоких и благородных идеалов[8].
Историческое значение декабристов не только в революционном, гражданском подвиге. Нам дороги не только их революционные заслуги, но и те нравственные ценности, которые были поистине взращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям революционеров: это подлинный патриотизм… Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высоко развитое чувство чести и товарищества — отличительные черты декабристов. Декабристы с решительностью шли на жертву — они жертвовали всем своим достоянием и привилегиями, которые давало им их происхождение и положение, и даже самой жизнью во имя великого, святого дела. Поэтому «дело» декабристов само по себе было великим нравственным подвигом, казавшимся странным и непонятным консервативной, преданной престолу части дворянства, с благоговением, воспринятым их самоотверженными женами, друзьями и единомышленниками. Исполненные горячей веры звучат слова М. Н. Волконской — жены декабриста С. Г. Волконского: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и на политический бред, все же справедливость требует сказать что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество»[9].
Как наиболее передовые и образованные люди своего его времени декабристы первыми поняли, что крепостничество — главная причина отсталости России, которая, в конечном счете, могла привести ее к «гибели». Поэтому ликвидация крепостничества рассматривалась ими как глубоко патриотическая задача «спасения» России. Все декабристы были горячими патриотами. Они называли себя «истинными и верными сынами отечества», тем самым решительно отмежевываясь от представителей казенного патриотизма. В движении декабристов освободительные идеи особенно были тесно связаны с патриотическими настроениями, в значительной мере вытекали из них. Дело в том, что на ранних этапах освободительного движения особенно большое значение придается проблемам национального возрождения, развитию национального самосознания[10]. В начале XIX в. не только в России, но и во всей Европе, а также и в Америке широко были распространены патриотические настроения, связанные с национально-освободительными движениями. Это была эпоха антифеодальных революций и вместе с тем национально-освободительных движений, эпоха подъема национального самосознания и национальной культуры. Борьба против феодально-абсолютистских режимов связывалась с задачами национального возрождения и прогресса нации.
Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчеркивая тем самым, что 1812 год явился исходным моментом их движения. Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только громадное военное значение. Она кардинально изменила расстановку сил на внешнеполитической арене, серьезно потрясла феодальную экономику России, оказала громадное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального и политического самосознания русского народа, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России и сыграла громадную роль в возникновении декабризма. Отметим, что среди участников Отечественной войны 1812 г. было 115 будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на поле Бородина.
Подъем патриотизма, сближение будущих декабристов — участников войны — с солдатами, с народом, пробуждение национально-патриотического и гражданско-политического самосознания передовой России — вот, на что указывают декабристы, объясняя истоки своего «вольномыслия» в связи с Отечественной войной 1812 года. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда- то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то и пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной.
«Вот начало свободомыслия в России»,— писал А. А. Бестужев. «Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании»,— вспоминает И. Д. Якушкин[11].
Вопреки официальной пропаганде, приписывавшей все заслуги в войне 1812 года царю и дворянству, декабристы указывали, что подлинным героем ее был народ.
Именно декабристы первыми заявили о народном характере войны 1812 года; в то же время декабристы видели, что народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть войны, продолжал оставаться в крепостной зависимости, ратники ополчений снова попали в крепостническую неволю. Вместо коренных политических преобразований, надежды на которые были внушены «либеральными заигрываниями» Александра I в первые годы его царствования, в стране установилась жестокая аракчеевская реакция, оскорблявшая национальное чувство декабристов. Введение в 1816 году крепостнических военных поселений и кровавые усмирения сопротивлявшихся крестьян и казаков, палки и шпицрутены в армии, насаждение обскурантизма и мракобесия возмущали декабристов. Декабристы были возмущены и засильем иностранцев на русской службе, и антипатриотическими поступками Александра I, который в угоду реакционным принципам «Священного союза» европейских держав — победительниц Наполеона — жертвовал во внешнеполитических вопросах и русскими национальными интересами. Но вместе с тем декабристы приходили к выводу, что если в 1812 году Россия смогла сокрушить могущественного агрессора, то она сможет найти в себе силы освободиться и от «внутреннего рабства» — крепостничества. «Неужели русские,— говорил М. П. Бестужев-Рюмин,— ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, русские, исторгшие и Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородною ревностию, когда дело пойдет о спасении отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе?»[12]
Следует подчеркнуть и интернациональный аспект «дела» декабристов. Горячие патриоты, они были убежденными интернационалистами. В своих программных документах декабристы ставили своей первоочередной задачей не только избавление России от ига крепостничества и произвола самодержавия, но и восстановления свободной, демократической Польши, освобождение народов Балканского полуострова из-под ига Австрийской империи и султанской Турции.
Движение декабристов — важное звено в общеевропейском революционном процессе начала XIX веса. Восстание декабристов против царизма — одного из главных «жандармов Европы» — приобрело международное значение и получило значительный отклик в странах Западной Европы.
Восстание декабристов, несмотря на поражение, произвело сильное впечатление на Николая I, его вельмож и сановников, которые, как писал В. И. Ленин, постоянно «помнили 14-ое декабря 1825 года».[13] Николай I, не был уверен, что подобная попытка не повторится и впредь. После разгрома восстания самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадной жестокостью.