Смекни!
smekni.com

Румыния во Второй мировой войне (стр. 7 из 12)

После того как в стране в результате государственного переворота к власти пришёл Михай I, все старые лидеры были арестованы. Фактически власть перешла в руки к новому правительству во главе с Константином Сэнэтеску. Ион Антонеску был выдан СССР, однако позже был возвращён в Румынию и в 1946 году расстрелян. Период правления Михая I (1944—1947) иногда называют «социалистической монархией», а самого короля современники прозвали «королём-комсомольцем»[47].

Социально-экономическая ситуация

Мы несём жертвы, расходуя всю продукцию и весь наш импорт военного характера на содержание наших действующих частей, а также оккупационных и охраняющих побережье […] Говорят ли вам всегда правду относительно вклада Румынии в войну: что эта война стоит Румынии 300 000 000 000 лей; что за этот период мы дали Германии более 8 000 000 тонн нефти, угрожая своим национальным запасам и самим залежам…

Из письма Антонеску Гитлеру
15 ноября 1943[46]

В результате торгово-экономического договора 1941 года с Германией Румыния фактически превратилась в её аграрно-сырьевой придаток. Румынская нефть поставлялась в Германию, особенно активно этот процесс протекал после встречи Антонеску и Германа Геринга в Вене в марте 1941 года[17]. По словам Гитлера, «если бы не удалось во время вторжения русских в Румынию заставить их ограничиться одной лишь Бессарабией и они забрали тогда себе румынские нефтяные месторождения, то самое позднее этой весной они бы задушили нас»[h][48]. Важным источником сырья для Румынии стала Транснистрия, из которой вывозилось, в основном, аграрное сырьё. Также большое влияние на внешнеэкономическую политику Румынии оказывала Венгрия, к которой с Северной Трансильванией отошли важные экономические районы Румынии. Благодаря этому Венгрия могла оказывать давление на румынскую экономику и страну в целом[17].

Характерным для румынской экономики времён Второй мировой войны был приток иностранного капитала из Третьего рейха. Это было частью политики Германии по усилению своего влияния в Европе. Так, Дрезденский банк взял под финансовый контроль нефтяную румынскую промышленность. В государстве появились филиалы германских концернов «ИГ Фарбениндустри», «Крупп АГ», «Феррошталь» и пр.[17] Однако если в начале войны у Румынии хватало средств на содержание армии, а экономическая ситуация сохранялась относительно стабильная, то к 1944 году экономика пришла в упадок. Началась гиперинфляция, резко обесценивался лей. Его отношение к послевоенной румынской валюте составляло 20 000 к одному[49].

Румыния эксплуатировала оккупированные районы СССР (в первую очередь Транснистрию) для своих экономических нужд. Зерно из этих регионов вывозилось в Румынию, местное население насильно выгонялось войсками и жандармами на бесплатную работу. Некоторое время это обеспечивало страну необходимыми запасами продовольствия, однако к концу войны с потерей Транснистрии, Буковины и Бессарабии сельское хозяйство Румынии первым из всех отраслей экономики оказалось истощённым. Многие крестьяне не могли прокормить себя, в связи с чем отказывались выходить на работу. Несмотря на кризис, власти требовали от них неукоснительно выполнять обязанности. Про-правительственная газета «Универсул» писала:

Министр земледелия часто призывает крестьян к обработке своих земель, но эти платонические призывы остаются безрезультатными. Мы находим, что по отношению к упрямым крестьянам нужно применять драконовские меры…

Румынский лей 1941 года номиналом 2000

Впоследствии из-за войны Румыния оказалась истощена. Германская эксплуатация нефтяных месторождений, огромные затраты на вооружения и людские потери на фронте привели к зарождению экономического кризиса, который охватил все отрасли экономики. Этот кризис удалось устранить только к концу 1940-х годов при поддержке СССР, который совершал поставки зерна в Румынию, Болгарию и другие страны Восточной Европы. Так, для проведения весенне-посевной кампании 1945 года советское командование в Румынии выделило из своих запасов 10 000 т семенного зерна и 21 000 т картофеля[50].

Во время отступления румынских войск из Транснистрии оттуда вывозилось всё, что представляло какую-либо материальную ценность. Из театров конфисковывались все декорации и даже костюмы, из музеев — картины и скульптуры. Из Одессы были вывезены трамвайные рельсы. Для этого румынской администрацией были созданы специальные команды. Также румынские войска забирали личные вещи местных жителей, которые затем перепродавались в Румынии. Общая стоимость имущества, вывезенного из СССР в Румынию, составляла 948 000 000 000 румынских леев. Одновременно с этим отступавшие немецкие войска «конфисковывали» румынское имущество. Кроме этого, часто происходили случаи вандализма и грабежей со стороны немецких войск. В городе Сучава была ограблена церковь Мирэуць, построенная при Петре I Мушате, а также разгромлены исторический музей и библиотека[46].

Евреи и цыгане

Жертвы Ясского погрома

Ион Антонеску хотел видеть Румынию без национальных меньшинств, в первую очередь цыган и евреев[51]. Он говорил: «я ничего не достигну, если я не очищу румынскую нацию. Не границы, а однородность и чистота расы дают силу нации: такова моя высшая цель». Ещё в 1940 году началось нарушение прав румынских евреев. Были запрещены браки между румынами и евреями, а во время мятежа легионеров в Бухаресте и других городах страны произошли первые крупномасштабные погромы. С началом войны 27 июня в Яссах состоялся ещё один масштабный погром, в результате которого по данным румынской комиссии погибло 8000 и было арестовано и вывезено из Ясс 5000 евреев (по другим подсчётам, погибло 13 266 человек, включая умерших во время депортации из города). Этот погром впервые был устроен по инициативе властей. Поводом послужили обвинения ясских евреев в коллаборационизме и нападениях на румынских солдат[52]. Антонеску проводил жёсткую политику по отношению к нерумынам, в первую очередь евреям. Несмотря на это, ему противостояли Союз Евреев Румынии и Еврейская партия. Последняя даже отправляла гуманитарную помощь в концлагеря и гетто Транснистрии.

Для реализации желаний Антонеску при его содействии был разработан специальный план по ликвидации всех евреев Румынии. Согласно плану, первыми должны были быть уничтожены евреи Буковины, Бессарабии, Транснистрии. Вслед за репрессиями против евреев Украины и Молдавии с перерывом в 5 лет должно было начаться массовое выселение евреев из центральной части Румынии. Всего в Румынии (с Бессарабией и Буковиной) проживало около 600 000 евреев. Непосредственно исполнение плана началось 17 июля. Тогда Антонеску, находясь в Бельцах, отдал приказ создать на оккупированных территориях гетто и концентрационные лагеря. Крупнейшими из лагерей стали Вертюжанский, Секуренский и Единцкий. Кроме того, в Кишинёве было образовано гетто[51].

Румыния, арест евреев для дальнейшей депортации
Фотография из Федерального архива Германии

Отчёт 1942 года о депортациях румынских цыган в Транснистрию

Арестованные румынские евреи
Фотография из Федерального архива Германии

Однако в концлагеря Буковины и Бессарабии первыми прибыли не евреи, а цыгане. В Румынии было арестовано 30 000 цыган, ещё 6100 было арестовано в Молдавии и на Украине. Всех их собрали вместе под Тирасполем, и к середине войны численность согнанных под Тирасполь цыган достигла 300 000. В течение войны они были казнены[53]. Вслед за ними в концлагеря Бессарабского и Буковинского губернаторств начали переводить румынских и местных евреев[51].

7 сентября Антонеску посчитал, что евреев нужно выселять за Днестр. К тому моменту там было сформировано губернаторство Транснистрия, куда он и решил их выселить. Для таких массовых депортаций был разработан специальный план и маршруты. Все арестованные евреи должны были идти пешком (см. Марши смерти), а если кто-то отставал или не мог идти, подлежал расстрелу на месте. Для того, чтобы проводить подобные расстрелы, вдоль дорог на расстоянии 10 км друг от друга были вырыты ямы на 100 человек каждая. Расстрелянных сбрасывали в эти ямы. 9 декабря цыган и евреев полностью перевели из концлагерей Бессарабии и Буковины в концлагеря Транснистрии[51]. К ним присоединились местные евреи, в частности из Одессы, а также с левобережья Южного Буга[51].

Однако румынская администрация не ожидала такого большого количества заключённых. Лагеря Транснистрии были переполнены, в связи с этим конвои совершали переходы от одного лагеря к другому. В концлагерях часто не было построек и пропитания, в связи с чем часть евреев погибла от голода и холода. Особенно высокая смертность среди заключённых наблюдалась зимой 1941—1942 годов. Из-за голода и болезней многие из заключённых не доживали до казни. Умерших не хоронили, что приводило к новым вспышкам заболеваний[51]. В Транснистрии в жудеце (округе) Голта сложилась наихудшая ситуация. Этот жудец (округ) получил неофициальное название «королевство смерти», поскольку там располагались крупнейшие концентрационные лагеря Румынии. Это были Богдановка, Доманевка, Акмачетка и Мостовое. Зимой 1941—1942 годов в этих лагерях произошли масштабные массовые расстрелы евреев. На берегу Южного Буга всего за несколько дней расстреляли 40 000 узников, ещё 5000 было сожжено заживо в Богдановке[51].