Смекни!
smekni.com

Теория верховенства государственной власти Ж. Бодена (стр. 2 из 2)

Уже Боден, вопреки Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По мере развития цивилиза­ции, общей культуры человечества и международных связей были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые дру­гие виды оружия, угроза силой или ее применение в международ­ных отношениях, всеми государствами признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и прин­ципов международного права. Все это, однако, не означает отрица­ния или умаления суверенитета как признака (качества) независи­мого государства.

В серьезных теоретических исследованиях, посвященных про­блемам суверенитета, говорится об отдаленной перспективе отми­рания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с государством в результате создания мирового правопорядка и пре­одоления разобщенности человечества[2].

В настоящее время учение Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях.

Во-первых, актуален вывод Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о раз­личиях "власти государственной" и "власти политической" отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала не государству, а верхушке правящей партии либо господствующего духовенства, вершивших все дела от имени госу­дарства.

Что касается суждений о "суверенитете личности", "суверени­тете нации", то это не более чем публицистические метафоры, при­званные подчеркнуть, в частности, право личности на индивидуаль­ность и самобытное проявление, на свободу, права и обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культур­ную автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований, обычаев, т.е. всего, что связано с существовани­ем и сохранением данного этноса.

Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как незави­симость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Фор­мулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на сме­шении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными орга­нами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противо­речие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно ко­торым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства — СССР и союзная республика.

В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедера­циями как разновидностями сложных государств.


Таким образом, основная заслуга Бодена — в не только в разработке теории суверенитета как главного качества верховной власти, но и в определении отдельных форм государственного устройства.


[1] Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

[2] Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 229 с.