Смекни!
smekni.com

Римское республиканское государство после смерти Тиберия Гракха (стр. 2 из 5)

Три великих проблемы эпохи требовали решения: аграрный вопрос, демократизация политического строя и наделение правами гражданства италиков. И все мероприятия Гай Гракха были определены именно этими тремя основными задачами[25].

Среди законов, которые предлагал Гай, угождая народу и подрываямогущество сената, один касался вывода колоний и, одновременно,предусматривал раздел общественной земли между бедняками, второй заботился о воинах, требуя, чтобы их снабжали одеждой на казенный счет, без всяких вычетов из жалования, и чтобы никого моложе семнадцати лет в войско не призывали[26]. Закон о союзниках должен был уравнять в правах италийцев с римскими гражданами, хлебный закон - снизить цены на продовольствие для бедняков. Самый сильный удар по сенату наносил законопроект о судах. До тех пор судьями были только сенаторы, и потому они внушали страх и народу и всадникам. Гай присоединил к тремстам сенаторам такое же число всадников, с тем чтобы судебные дела находились в общем ведении этих шестисот человек.[27]

Рассмотрим подробней начало мощного гракханского движения. Это законопроекты, предложенные народным трибуном 133 г. до н.э. Тиберием Гракхом. Он предложил провести аграрную реформу путём раздачи безземельным гражданам земельных участков и ограничения крупного землевладения до 500 югеров[28]. Он предполагал ограничить право аренды «общественных полей», а все излишки общественных земель раздать безземельным римским гражданам. После упорной борьбы Тиберия с сенатом, как главным защитником крупных землевладельцев, законопроект был принят. Была образована комиссия из трёх человек(tres viri agri dividendi) «для размежевания и раздела полей»[29]. В состав вошли сам Тиберий, его брат Гай и тесть Тиберия Аппий Клавдий. Работа комиссии чрезвычайно озлобила сенат, состоявший из крупных землевладельцев, и во время выборов народных трибунов сенаторы обвинили Тиберия в стремлении к тирании и к получению царской власти, что для республиканского Рима было серьёзным обвинением[30].

Однако, несмотря на убийство реформатора и преследование его приверженцев, сенату не удалось отменить его закон. Возмущение свободных безземельных граждан и насущная необходимость реформы для республики вынудила его продолжать работу аграрной комиссии. Плутарх сообщает нам об этом: «В сложившихся обстоятельствах сенат считал нужным успокоить народ, а потому больше не возражал против раздела земли и позволил выбрать вместо Тиберия другого размежевателя»[31]. По его данным, народ избрал Публия Красса. Хотя Аппиан приводит других лиц, избранных после смерти Тиберия и Аппия. На эти должности были выбраны Фульвий Флакк и Папирий Карбон[32]. Работа комиссии продолжалась несмотря на яростное сопротивление крупных землевладельцев. «А так как крупные собственники не торопились записывать за собой приходившиеся на их долю участки, то триумвиры для раздела земли стали привлекать их к судебной ответственности»[33]. К тому же то, что при новом обмере земли некоторые должны были переселиться с участков обработанных на необработанные[34], что вынудило крупных землевладельцев пойти на обходной манёвр. Ссылаясь на произвол членов комиссии и недовольство многих землевладельцев, они сумели добиться поддержки крупнейшего политического деятеля того времени Сципиона Эмилиана, народного героя Римской республики, разрушившего Карфаген. Сципион же «просил поручить разбирать спорные вопросы не тем, кто производил раздел земли, а передать это дело другим лицам»[35]. Таким образом, работа комиссии была заторможена, Сципион добился лишения её судебных функций. Демократическая партия оказалась в большом затруднении. Однако члены комиссии продолжали энергичную работу по наделению землёй малоимущих граждан. Сначала они раздали свободный фонд общественных земель, затем были изъяты захваченные участки, потом конфисковали землю не только у римских граждан, но и у латинских и у других союзников. Однако члены аграрной комиссии убедились, что дальнейшая работа по землеустройству невозможна без урегулирования ряда вопросов. И в период с 131 по 125 г. до н.э. удалось провести закон о тайном голосовании в народных собраниях, о праве народного трибуна быть избранным на эту должность на следующий год. Нобилитету не удалось ликвидировать реформу Тиберия, но в Риме в это время по распоряжению сената были сформированы особые комиссии для следствия и суда над сторонниками Тиберия. Некоторые его друзья были казнены, другие изгнаны[36]. Однако эти гонения носили политический характер и не были продолжительными[37]. Народ так ненавидел убийцу Тиберия, что виновник его гибели Великий понтифик Сципион Назика, кстати, приходящийся последнему двоюродным братом, вынужден был покинуть Рим, и вскоре умер на чужбине[38].

Продолжателем дела Тиберия стал его брат Гай. Гай Семпроний Гракх родился в 154 г. до н.э. и принадлежал к одному из самых знатных родов древнего Рима. Отец Гая неоднократно занимал самые высокие посты в государстве. Сначала, после смерти брата, Гай Гракх не принимал активного участия в политической борьбе. Вёл себя «как человек, который впредь намерен держаться в стороне от общественных дел»[39]. Но постепенно он втянулся в политическую борьбу. Он стал одним из лидеров аграрной комиссии. Разделяя точку зрения С.Л. Утченко, что Гай в решении насущных проблем был более последовательным, решительным и проницательным чем его родной брат, я не могу полностью согласиться с тем, что он «сознательно вступил на путь мести»[40] за брата. Несомненно, что действиями младшего Гракха двигала острая необходимость изменения жизни римского полиса, нерешённые социальные и политические проблемы, а не только чувство мести за брата, хотя он и пользовался этим политическим орудием, исходя из свидетельства Плутарха. В 126 г. до н.э. по жребию ему предстояло отправиться на службу на остров Сардиния[41]. В это время Фульвий Флакк избирается консулом на 125 г. до н.э. Готовился законопроект о даровании гражданских прав жителям Италии, находившимся на положении неполноправных союзников. Однако эта реформа вызвала недовольство в народном собрании, так как граждане не хотели делиться привилегиями римского гражданства ни с кем. Фульвий Флакк был удалён из Рима для ведения боевых действий в Цизальпинской Галлии.

Провал этого важнейшего для многих жителей Италии проекта вызвал взрыв негодования среди италиков. Вспыхнуло опасное для Рима восстание во Фрегеллах в 125 г. до н.э.[42], но оно было жестоко подавлено, а сам город разрушен. Разрушение Фрегелл и провал законопроекта о гражданстве союзников были крупными поражениями демократии в Риме. Наряду с завершением работы комиссии в связи с сокращением фондов общественных полей, перед властью встал вопрос о дополнении аграрных мероприятий рядом других действий, направленных на укрепление государства. Гай Гракх, вернувшись из Сардинии, и доказав свою невиновность в подстрекательстве Фрегелл, вменяемую ему его политическими противниками, выступил в качестве кандидата на должность народного трибуна. Он был поддержан большой массой свободных граждан, собравшихся на выборы со всей Италии[43], и был выбран народным трибуном.

II. Аграрная реформа Гая Гракха

Придя к власти, Гай наметил ближайшими целями завершение аграрной реформы и восстановление благосостояния, увеличение боеспособного слоя мелких землевладельцев. Гракх пришёл к выводу, что необходимо было расширить состав римского гражданства путём включения в него италийских союзников, сохранивших множество мелких земледельцев. Для проведения этих мероприятий необходима была поддержка влиятельного городского плебса и всадников. Гай с самого начала возглавлял сложившуюся в 120-х годах до н.э. партию «популяров». Он восстановил права аграрной комиссии, вернув ей, судебные функции и продолжал наделение безземельных граждан землёю. Земельный закон Гракха предусматривал наделение беднейших граждан землёй[44]. Тем самым поддержка сельского плебса была обеспечена. Чтобы привлечь на свою сторону городское население, не заинтересованное в земельных участках, Гай Гракх провёл закон о продаже зерна горожанам по низким ценам[45], чем обеспечил себе поддержку и городского плебса. Аппиан отмечает, что Гай добился расположения народа постановлением о ежемесячном распределении продовольственных денег из общественных сумм[46]. Эти меры были удобны для толпы и привлекали к Гракху столько же сторонников, как и его хлебные законы. Наконец, Гай чувствительно ослабил властвующую знать. Знать эта распалась на два круга: круг аристократических фамилий, из которых выходили сенаторы и все высшие должностные лица республики, и круг богатых фамилий, всадников, которые вели огромные предприятия на всем пространстве римской гегемонии[47].

Гай, будучи дальновиднее Тиберия, провёл закон в интересах всаднического сословия[48]. Эта мера, по мнению Плутарха, объяснялась злоупотреблениями со стороны сенаторов: «До тех пор судьями были только сенаторы, они внушали страх народу и всадникам»[49]. Гракх провёл ещё один выгодный всадникам закон о сборе налогов с новой провинцией Азия. К этому времени Гай обладал значительной поддержкой. Он провёл законопроект о праве гражданина жаловаться на произвол магистрата[50]. Принят и закон о строительстве дорог и возведении мостов через овраги и ручьи[51], что давало заработок малоимущему населению.