Смекни!
smekni.com

Пираты 15-16 вв. (стр. 2 из 6)

При встрече с родосскими рыцарями Арудж попал в плен. Около двух лет он нахо­дился в рабстве. Все это время Арудж был при­кован к скамье гребцов и выдавал себя за немо­го. Имени его никто не знал, и ему дали про­звище по цвету его бороды и волос — Барбарос­са, что означает Рыжая Борода.

Улучив удобный момент, Арудж сумел ра­зорвать цепи и сбежать. Ему удалось угово­рить одного купца доверить ему небольшое военное судно для крейсирования у берегов Родоса. Но в первом же походе начинающий пират потерпел поражение. Чудом Арудж спасся.

Нищета заставила его наняться носиль­щиком, но эта работа была Рыжей Бороде яв­но не по душе. Он устроился кормчим на бри­гантине, сооруженной двумя купцами для мор­ских разбоев. Однако это место не соответствовало способностям, которыми был наделен Арудж.

Лидер по натуре, он сумел привлечь на свою сторону большую часть экипажа и, вос­пользовавшись случаем, раздробил команди­ру топором голову и занял его место. Оставать­ся рядом с Турцией было опасно, поэтому Арудж решил отправиться к берегам Африки.

По пути он заехал домой и отдал живущей в бедности матери часть добычи. Братья, уви­дев, что Аруджу удалось разбогатеть за корот­кий срок, бросили свое ремесло и присоедини­лись к нему.

За короткий срок Аруджу удалось одер­жать несколько побед, и теперь в его распоря­жении находилось три корабля. С богатой до­бычей Арудж направился в Тунис, чтобы заво­евать расположение султана Мулей-Ахмеда. Султан был польщен богатыми подарками, приказал выдать пиратам по красному плащу и по 200 червонцев.

Около двух месяцев Арудж провел в Туни­се в пирах, а потом вновь вышел в море. Сул­тан отдал пиратам в пользование свои лучшие корабли. Однако союз с Мулей-Ахмедом про­длился недолго. Султан хотел иметь большую часть добычи, что пиратам было не по душе.

На острове Желве Рыжая Борода заклю­чил союз с независимыми корсарами. Удача сопутствовала пиратам, и вскоре об их подвигах стали ходить легенды. Корабли Аруджа смело курсировали даже у берегов Италии.

Однажды на пиратов напали две хорошо вооруженные испанские галеры. Почти полови­на морских разбойников была убита. Сам Арудж попал в плен. Но он не унывал. Большая часть испанцев перешла для грабежа на бри­гантину. Улучив момент, Арудж сумел достать кинжал и вонзить его в горло капитану непри­ятеля. Рыжая Борода освободился сам и освобо­дил своих товарищей. Пираты схватили ору­жие, оставленное испанцами. Вновь вспыхива­ет сражение, победу в котором одерживают пи­раты.

Арудж приказал пиратам переодеться в одежду испанцев и идти ко второй галере. Испанцы сочли дело сделанным и потому спо­койно подпустили к себе галеру неприятеля, тащившую на буксире пиратскую бригантину. Опомнились испанцы только тогда, когда сопротивляться было бессмысленно.

В сражении Арудж потерял много людей, и теперь ему требовалось подкрепление. Это заставило его помириться с турецким султа­ном. Арудж пообещал Мулей-Ахмеду завоевать для него Буджию. Такое предложение показа­лось султану заманчивым, он охотно согласил­ся и в начале 1514 года выделил в распоряже­ние Аруджа два корабля и конвой со съестны­ми припасами.

Однако при первой же попытке прибли­зиться к Буджии Арудж был ранен, ядро раз­дробило ему руку. От намерения взять город пришлось на время отказаться. Ампутация прошла неудачно, и Арудж оказался на грани жизни и смерти. Но силы воли ему было не за­нимать. Он сумел выкарабкаться, а искусные хирурги сделали ему серебряную руку, которая могла двигаться на пружинках.

В 1515 году Арудж совершенно излечился и был готов к новым подвигам. Он вновь оса­дил Буджию. Но напрасно пиратские корабли обстреливали город — крепостные стены выдержали шквал снарядов. В одной из атак пу­шечное ядро разорвало брата Аруджа Исхака. Арудж отступил, с остатками армии он нашел приют у своего союзника в Джиджели.

23 января 1516 года скон­чался испанский король Фердинанд Католик. Смерть его явилась для арабов сигналом к дей­ствию. Они решили, что негоже платить дань Испании и нужно бороться за свободу. Алжир­цы избрали своим шейхом Селима, но у нового правителя не хватало смелости самому всту­пить в сражение с испанцами. Он послал гонцов к Аруджу. Селим прислал знаменитому пирату подарки и предложение стать губернатором Ал­жира. Арудж, надеясь в будущем стать правите­лем арабского мира, согласился.

С немногочисленным отрядом он при­был в Алжир. Горожане встречали его с лико­ванием. Вскоре к Аруджу присоединились 300 турецких солдат из Туниса. Вместе с братом Хайраддином он готовил заговор против шейха Селима, хотя на людях всячески его поддерживал. Когда прибыли последние под­крепления, Арудж принялся обстреливать ис­панский гарнизон в Пеньоне. Под одобри­тельные крики алжирцев он сорвал флаги Ис­пании. Штурмовать Пеньон он не стал — ис­панцы заперлись в неприступной крепости, и он не хотел терять своих людей. Постепен­но горожане стали привыкать к мысли, что всем в Алжире заправляет Арудж. Убедив­шись, что народ его поддерживает, Арудж на­пал на дворец шейха, перебил охрану, а само­го Селима задушил.

Эйтеми, сын Селима, бежал в Испанию, где нашел приют у старика Хименеса. Алжир­цы, недовольные убийством Селима, состави­ли заговор против Аруджа, но на них донес христианский невольник. Предводитель пи­ратов приготовил для своих противников же­стокую казнь. Он пригласил знатных алжир­цев в мечеть на праздник. Как только вельмо­жи вошли в здание, на них накинулись турец­кие янычары. Они отрубили головы двадцати двум алжирцам, привязали их обезглавленные тела к лошадям и проволокли по улицам города. Это был хороший урок для всех недоволь­ных правлением шейха-пирата.

Хименес отправил для усмирения Аруджа эскадру кораблей под командованием Дие­го де Веры. Арудж пошел на хитрость. Город­ские ворота были отперты, а солдаты убраны со стен. Испанцы ворвались в город, не встре­чая сопротивления, но попали в ловушки, рас­ставленные Аруджом. Хитроумный пират при­казал вырыть на улицах Алжира глубокие ямы, в дно которых забили заостренные колья. Ямы замаскировали землей. Множество ис­панцев погибло, провалившись в ловушки. Ди­его де Вера с трудом избежал плена, а по воз­вращении в Испанию его ждала немилость и опала.

Арудж стал хозяином алжирского побере­жья. Ему помогала даже природа — невидан­ной силы буря разметала и потопила множест­во испанских кораблей. Алжир стал столицей пиратского государства.

Арудж оказался на гребне славы, но ко­нец его завоеваниям был близок. В 1517 году он захватил Тенес. Вскоре после этого к нему прибыла делегация из Тлемсена, посланцы го­рода просили Аруджа навести порядок в Тлемсене. Мулей-бу-Хамуд, поддерживаемый испан­цами, захватил власть и обложил местное на­селение данью.

Арудж с войсками поспешил к городу. Брат Хайрадцин прислал в помощь ему два галиона с запасом пороха и ядер. Навстречу ему выступила армия Мулейбу-Хамуда. Но что мог­ли противопоставить арабы, вооруженные лишь луками и копьями, хорошо обученным турецким наемникам Аруджа с их ружьями и пушками! Арабы бросились врассыпную по­сле первого же залпа пушек Аруджа.

Жители города открыли ворота перед ос­вободителем, но взяли с Аруджа обещание, что он восстановит на престоле Мулейбу-Заина, брата тирана. Арудж давал клятвы с той же легкостью, с какой впоследствии их нару­шал. Ровно через четыре часа султан и его приближенные были повешены во внутрен­них покоях дворца. Еще несколько десятков человек Арудж утопил собственноручно.

Девять месяцев он правил Тлемсеном, а перед своим отъездом в Алжир умертвил 70 богатых горожан. Это стало последней кап­лей, переполнившей чашу терпения людей, они подняли восстание. К Тлемсену прибли­жалась испанская армия, вызванная Мулейбу-Хамудом.

Арудж вместе с сотней преданных вои­нов, захватил сокровища Тлемсена, бежал из города. На дороге, ведущей в Алжир, его встретила испанская конница. Арудж бросил сокровища, но испанцы не прельстились бо­гатством и кинулись в погоню за пиратом. Ок­руженный ими, он яростно отбивался, пока один из испанцев не пригвоздил его копьем к земле. Отрубленную голову Аруджа насадили на древко знамени и отправили в Испанию. Там страшный трофей перевозили из города в город, наводя ужас на простых испанцев.

Аруджу Барбароссе было тридцать шесть лет, из которых он успел поцарствовать двад­цать месяцев. Правители христианской Испа­нии могли вздохнуть свободно — они устрани­ли опаснейшего противника из мусульманско­го мира. Но у Барбароссы остался брат — Хайраддин, который решил продолжить дело, на­чатое Аруджем.

Хайраддин правил в Алжире, когда узнал, что Арудж убит. Он сразу понял, что испанцы захотят развить свой успех и нападут на Ал­жир. В спешном порядке он усиливает гарни­зон города, возводит новые укрепления.

Вице-король Сицилии Хуго де Монкада, собрав многочисленную армию, явился 17 ав­густа 1518 года к стенам Алжира. Он послал к Хайраддину парламентера с требованием не­медленной сдачи. В противном случае испан­ский военачальник обещал предать его лютой смерти, как его брата Аруджа.

Хайраддина не испугало это заявление. Он передал де Монкаде свой ответ: «Дети про­рока не страшатся смерти... Знайте, что пока в Алжире останется в живых хоть один турок, вы не проникнете в него. Меч решит, кто из нас более заслуживает владычествовать над морем. Господь сам сделается нашим судьей!»

Ответ алжирского султана привел испан­цев в ярость. Де Монкада хотел немедленно идти на штурм, но его отговорил командую­щий артиллерией, который ждал прибытия арабов, посланных султаном Тлемсена.

Ожидание испанцев затянулось на шесть дней. А после этого налетел север­ный ветер, принесший с собой свирепую бурю. Якоря не могли удержать корабли, стояв­шие на рейде. Шторм переворачивал их и раз­бивал о прибрежные скалы. 26 кораблей унич­тожила буря, около 4 тысяч испанских сол­дат погибло. Хайраддин, возблагодарив Алла­ха за помощь, лично возглавил армию и вышел из города. Он напал на лагерь испанцев, ко­торые, прижатые к морю, отчаянно защи­щались.