Смекни!
smekni.com

Договор лизинга и его место в системе гражданско-правовых договоров (стр. 4 из 14)

В юридической литературе поднимался вопрос о законности Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации. Дело в том, что данное Положение утверждено Правительством РФ после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ГК (п. 1 ст. 49) перечень отдельных видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется федеральным законом. Отсюда некоторые авторы делают вывод, что Постановление Правительства Российской Федерации противоречит данному положению ГК и не подлежит применению.

Например, Т.А. Коннова пишет: «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ, созданное в соответствии с Временным положением, посвящено лицензированию деятельности лизинговых компаний, под которыми понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя... Гражданский кодекс определил, что, по общему правилу, коммерческие организации занимаются любыми видами деятельности, не запрещенными законами. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. На сегодняшний день никакой закон не определяет лизинговую деятельность как исключительную. Поэтому ею могут заниматься все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность... Необходимость получения лицензии для проведения лизинговых операций была установлена Положением о лицензировании лизинговой деятельности. Это противоречит абзацу 3 ст. 49 ГК, в соответствии с которым перечень подлежащих лицензированию видов деятельности юридического лица определяется законом, а постановление Правительства - акт подзаконный» [26 – С. 17].

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ отменено обязательное лицензирование лизинговой деятельности. Для ее осуществления необходима лишь соответствующая запись в учредительных документах [6]. Это в первую очередь привело к росту числа лизинговых компаний и, как следствие, к обострению конкуренции между ними. Появление здоровой конкуренции на рынке лизинговых услуг ведет к изменению требований к обеспечению лизинговой сделки, постепенному понижению стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсов. В то же время заметно увеличились сроки лизинга: если ранее редкостью были сделки на срок до 3 лет, то сегодня пятилетний лизинг считается вполне нормальным явлением.

С 1 марта 1996 г. была введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, гл. 34 которого содержит нормы о договоре финансовой аренды (лизинга), объединенные в § 6 (ст. 665 - 670). Несмотря на небольшое число норм, регулирующих непосредственно договор финансовой аренды (лизинга), ГК не предусматривает принятия каких-либо федеральных законов или иных правовых актов о договоре финансовой аренды (лизинга), как это имеет место в отношении некоторых других гражданско - правовых договоров. Дело в том, что договор финансовой аренды (лизинга) рассматривается законодателем в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма), поэтому его регулирование строится по известной схеме: при отсутствии в соответствующем параграфе специальных правил, регламентирующих какой-либо из видов гражданско - правового договора (в данном случае договор лизинга), подлежат применению общие положения о соответствующем типе гражданско -правового договора (в данном случае договора аренды). Следовательно, договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в § 6 гл. 34, регулируется общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК). Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга). Аналогичная схема правового регулирования используется в ГК и в отношении иных сложных договоров, имеющих свои отдельные виды: купли - продажи, ренты и пожизненного содержания с иждивением, подряда, хранения [3].

И после принятия части второй Гражданского кодекса РФ продолжали издаваться постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности, однако все они носили чисто организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному может служить, в частности, Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы» [11].

Далее, 16 января 1998 г. Государственная Дума РФ приняла Закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», который был подписан Президентом 8 февраля 1998 г. Таким образом, в феврале 1998 года Российская Федерация тоже присоединилась к рассматриваемой Конвенции с оговоркой, что вместо положений пункта 3 статьи 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства [4]. Как отмечает А. П. Белов, по общему правилу, международные договоры, регулирующие соответствующие отношения сторон, применяются независимо от того, сделали на них стороны ссылку в договоре или нет. К таким международным документам, в частности, относится и Оттавская конвенция. При этом, к неурегулированным в ней вопросам в конкретной сделке подлежит применению материальное право страны, определенное арбитражем или избранное сторонами [18 – С. 60.].

Длительное ожидание специального закона, регулирующего лизинг в России, завершилось принятием Федерального закона «О лизинге» [5]. Создавая его законодатель пытался определить правовые и организационно - экономические особенности лизинга, однако это удалось далеко не в полной мере. Закон нельзя было признать эффективным из-за имевшихся в нем недостатков, к числу которых в первую очередь нужно отнести несоответствие данного правового акта Гражданскому кодексу РФ.

С 1998 по 2000 г. нормативная правовая база, регулирующая лизинговые отношения несколько ухудшилась. Это объясняется не только принятием в 1998 г. противоречивого Закона о лизинге, но и попытками Банка России усилить контроль над потоками капитала, приходящими и уходящими из страны, а также непоследовательным применением многочисленных нормативных актов о бухгалтерском учете и налогообложении лизинговых сделок финансовыми органами. Существенный прогресс в развитии лизингового бизнеса наметился в 1998-2002 гг. Он привел к росту лизинговых операций по следующим основным причинам. Во-первых, банковский кризис 1998 г., вынудивший организации обратить внимание на лизинг как альтернативного банковскому кредитованию источник финансирования капитальных вложений. Во-вторых, разрушение нормативных правовых преград и устранение противоречий в виде принятия Закона о финансовой аренде (лизинге) в 2002 г. и отмены лицензирования лизинговой деятельности.

В 2005 г. рынок лизинга вышел на качественно новый этап развития, который характеризуется значительным удлинением срока сделок, их усложнением, изменением графиков платежей и др.

Однако существует ряд факторов, сдерживающих развитие лизинговой отрасли. К таковым можно отнести следующие.

Во-первых, финансовая слабость лизинговых компаний, зависимость их от банковского сектора.

Во-вторых, пока еще высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность вторичного рынка оборудования и, как следствие, жесткие требования по обеспечению лизинговой сделки.

В-третьих, не отработаны механизмы возврата лизингового имущества в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга.

В-четвертых, недостаточная проработанность нормативно-правовой базы лизинга [17 - С. 160].

Несмотря на это, лизинг за последние несколько лет стал не просто одним из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, внедрения новых технологий.

Таким образом, предпринятые изменения и дополнения в нормативно-правовом регулировании и обеспечении отношений в сфере лизинговых услуг, несомненно, играют положительную роль в развитии российского лизинга, однако по – прежнему не решают всех проблем, стоящих перед участниками лизинговых отношений.

1.3 Правовая характеристика договора лизинга

Сложность и относительная новизна рассматриваемых отношений предопределили существование различных точек зрения относительно их юридической природы. Анализируя различные концепции, выдвигаемые зарубежными учеными, можно выявить два основных подхода. В первом лизинг исследуется с помощью традиционных институтов гражданского права: договоров купли-продажи, аренды, займа, гарантии, поручения и пр. Во втором утверждается, что сложность и оригинальность лизинговых отношений дает основания рассматривать их как особые отношения. В некоторых случаях предметом изучения является весь комплекс отношений, в других – только договор о передаче имущества во временное пользование.

В рамках первого подхода каждая из теорий, как правило, ставит во главу угла какой-либо один аспект лизинга: либо необычные взаимоотношения изготовителя и арендатора, либо объем прав и обязанностей арендатора, практически приближающийся к объему прав и обязанностей собственника и т.д. Наличие общих черт лизинга с договором аренды привело к появлению концепции, согласно которой договор лизинга рассматривается как разновидность договора аренды. Но договор лизинга обладает рядом особенностей. Лизинговая компания-арендодатель специально закупает для конкретного арендатора и по его же просьбе имущество у изготовителя, т.е. лизинг это единый комплекс, а аренда – лишь элемент этого комплекса.