А уже 17 февраля 1917г. началась забастовка в одной из мастерских Путиловского завода, вскоре охватившая все предприятие, которое к этому времени перешло в казенное управление. 22 февраля администрация объявила о закрытии завода, что еще больше накалило обстановку. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий, вышедшие 23 февраля на многотысячную демонстрацию под лозунгами “Долой войну!”, “Долой самодержавие!”, “Хлеба!”. В этот день забастовали 128 тыс. рабочих, на следующий – уже 214 тыс. Забастовки сопровождались демонстрациями: колонны демонстрантов с красными флагами устремились к центру города. Активное участие в них принимали женщины, которые вышли на улицы с лозунгами: “Хлеба!”, “Мира!”, “Свободы!”, “Верните наших мужей!”.
Власти сначала рассматривали эти выступления как стихийные “продовольственные беспорядки”. Однако они с каждым днем нарастали и приняли угрожающий характер. 25 февраля забастовки в Петрограде охватили свыше 80% рабочих. Демонстранты шли уже с политическими лозунгами: “Долой монархию!”, “Да здравствует республика!” Происходили столкновения демонстрантов с полицией.
Программа и тактика Прогрессивного блока.
Очень непростая ситуация складывалась в верхах. Система управления империи переживала серьезный кризис. С началом войны в стране установилось своеобразное двоевластие. Ставка Верховного главнокомандующего превратилась как бы во второе правительство. Именно к ней перешла вся полнота власти на обширных территориях театра военных действий. «Обычному» правительству – Совету министров – были подведомственны только тыловые районы.
Внутри самого Совета министров также царил разлад. Часть членов кабинета во главе с А.В. Кривошеиным выступала за соглашение с оппозицией и добивалась от царя отставки тех министров, чье присутствие в правительстве раздражало общественность. К таковым относились министр внутренних дел Н.А. Маклаков, министр юстиции И.Г. Щегловитов, обер-прокурор. Синода В.К. Саблер (в силу их крайне консервативных убеждений) и военный министр В.А. Сухомлинов, который считался главным виновником постигших русскую армию неудач и прямым изменником.
В конце концов, Николай II признал необходимым пожертвовать четырьмя упомянутыми министрами. Это, однако, не умиротворило оппозицию. 19 июля 1915г. открылась очередная сессия Государственной думы, а в августе большинство думских фракций (кадеты, прогрессисты, октябристы, часть националистов и др.) объединились в Прогрессивный блок, к которому примкнули и три группы в Государственном совете. При этом с более левыми думскими фракциями – трудовиков (близким к эсерам) и меньшевиков (члены большевистской фракции были осенью 1914г. арестованы), не вошедшими в блок, представители последнего, по мнению ряда историков, наладили взаимодействие по масонской линии. Членами масонских лож являлись многие видные политические деятели различных воззрений: кадеты, меньшевики, трудовики и др. (например, Н.В. Некрасов, А.Ф. Керенский, Н.С. Чхеидзе). Впрочем, диапазон оценок роли масонов в политической жизни предреволюционной России чрезвычайно широк – от признания крушения империи в результате масонского заговора до едва ли не отрицания самого факта их существования.
Основным пунктом программы Прогрессивного блока было требование отставки кабинета И.Л. Горемыкина и замены его правительством, пользующимся доверием общества. Кроме того, блок высказывался также за освобождение некоторых категорий политических заключенных, реорганизацию системы местного самоуправления и т.п.
Большинство членов Совета министров выступали за соглашение с блоком, опасаясь в противном случае революционного взрыва. Однако глава правительства И.Л. Горемыкин не считал нужным идти на уступки оппозиции, хотя и признавал, что многие пункты программы блока вполне приемлемы. Договариваться с Прогрессивным блоком, по мнению премьера, было просто бессмысленно, поскольку основную массу населения страны требования думского большинства не интересуют и их отклонение никакой революции не вызовет. Для рабочего движения, заметил глава кабинета, «будем ли мы с блоком или без него …это безразлично. С этим движением можно справиться другими средствами и до сих пор Министерство внутренних дел справлялось».
До самого момента революционного взрыва либералы надеялись решить все вопросы через Государственную думу и ввести в рамки стихийный процесс народного возмущения. Лидеры Прогрессивного блока отваживались только на громогласные думские речи, критикуя нелепость правительственной политики и вопрошая, что это – “глупость или измена?”.
В конечном счете, кабинетскому большинству, которое решилось даже (правда, в безукоризненно верноподданнической форме) «угрожать» Николаю II коллективной отставкой, не удалось убедить монарха отказаться от принятого решения. Император отверг также и идею соглашения с Прогрессивным блоком. Выступления думских ораторов, требования блока Николай II расценивал не как «глас народа», а всего лишь как выражение мнения ничтожной части населения страны – политиканствующей, оторванной от национальных корней, преимущественно столичной публики. Николай Николаевич был снят с поста Верховного омандующеего. Обозначившаяся в конце августа 1915г. стабилизация ситуации на фронте позволила Николаю II занять жесткую позицию и по отношению к Прогрессивному блоку. 3 сентября 1915г. сессия Государственной думы была закрыта. Очередной конфликт власти и общества завершился победой власти.
Заключение.
В 1914 году Германия была подготовлена к войне лучше, чем ее противники. Однако мировая война закончилась поражением Четвертого союза. Решающее значение имело превосходство Антанты в людских и материальных ресурсах. На ее стороне оказались США. Государственный строй, существовавший в Германии, Австро-Венгрии и Османской империи, не выдержал испытаний мировой войны и потерпел крушение. В результате поражений и революций все три империи исчезли с политической карты. Англия, Франция и США добились разгрома своих главных конкурентов и приступили к переделу мира.
Не выдержала испытаний мировой войны и российская монархия. Она была сметена в течение нескольких дней бурей Февральской революции. Причинами падения монархии являются хаос в стране, кризис в экономике, политике, противоречия монархии с широкими слоями общества. Катализатором всех этих негативных процессов стало разорительное участие России в Первой мировой войне. Во многом из-за неспособности Временного правительства решить проблемы в достижении мира для России произошел Октябрьский переворот. Советская власть смогла вывести Россию из мировой войны, но лишь ценой значительных территориальных уступок. Таким образом, стоявшие в 1914 году перед Россией задачи расширения территории и сфер влияния Российской империи не были выполнены.
Мировая империалистическая война 1914-1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, какие мир знал до 1914 года. Никогда еще противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулеметы, снаряды тяжелых орудий, огнеметы – все было направлено на уничтожение человеческой жизни. 10 млн. убитых, 18 млн. раненых – таков итог войны.
Список использовавшейся литературы:
1. Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914 – 1917гг. Алексеева И.В. – Ленинград “Лениздат” 1990г.
2. Под редакцией М.В. Ходякова – Новейшая история России 1914-2005г. 2-е издание
3. История первой мировой войны 1914 – 1918гг. Под редакцией Ростунова И.И. – Москва “Наука” 1975г.
4. Августовские пушки Такман Б. – Москва “Молодая гвардия” 1972г.
5. Новая и новейшая история – под редакцией Поповой Е.И. и Татариновой К.Н. – Москва “Высшая школа” 1984г.
6. Новая история – под редакцией Овчаренко Н.Е. – Москва “Просвещение” 1976г.
7. Воспоминания – Сазонов С.Д. – Москва “Международные отношения” 1991г.
8. История России XX – начало XXI века. – под редакцией Л.В. Милова 2007г.
9. История России XIX – начало XXв. – под редакцией академика РАЕН, доктора исторических наук, заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой истории России XIX – начало XXв. В.А. Федорова. 4-е издание. Москва 2008г.