Смекни!
smekni.com

Консервативное движение в Российской империи во 2-й половине XIX века (стр. 3 из 10)

Следует отметить, что современные исследователи, предлагают большое число классификаций и типологий консерватизма. Например, А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир выделяют три типа консерватизма: традиционалистский, реформистский и революционный[37].

Под традиционалистским авторы понимают консерватизм начала XIX века, и относят к нему взгляды Ж. де Местра, Ф. де Шатобриана, Л. де Бональда. Реформистский (умеренно-либеральный) консерватизм - течение середины-конца XIX века, воспринявшее ряд либеральных идей. Характеризующиеся стремлением объединить основополагающую ориентацию на традиции, с умеренным приспособлением, к переменам происходящим в обществе. Революционный консерватизм, возник в начале XX века, в рамках традиционалистского течения и движения так называемой Консервативной революции в странах Европы в первой четверти столетия.

Таким образом, европейский консерватизм за свою более чем двухсотлетнюю историю, прошел ряд этапов, каждый из которых существенно повлиял на идеологию движения. Неизменными остались лишь два основных принципа, выделенных американским политологом Д. Алленом: «отрицание революции и неприятие любых теорий, предлагающих радикальное переустройство общества»[38]. Эти две идеи объединяют консерваторов всех времен в единое общественно-политическое движение.

ГЛАВА 2. КОНСЕРВАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II

Александр II Николаевич старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 года в Москве. Наследник престола с 1825, цесаревич с 1831 года. Генерал от инфантерии (1844)[39].

18 февраля 1855 года, после смерти императора Николая I Александр II всходит на престол, при очень тяжелых обстоятельствах. Первые годы правления были посвящены завершению Крымской (Восточной) войны, и ликвидации реакционных порядков николаевского времени.

Крымская война обнажила все внутренние язвы Российской империи, и заставила правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Объявляя особым манифестом о заключении мира, император закончил его определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутренне благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к прощению и всякой полезной деятельности»[40]. В этой фразе выражалось обещание реформ, необходимость которых осознавало как правительство, так и русское общество, среди которого все больше назревало недовольство от понимания отсталости Российского государства от более передовых стран Западной Европы.

Другой причиной растущего общественного движения, стали народные волнения: частновладельческих крестьян, городской бедноты и работных людей. И хотя они не носили столь массового размаха, как XVII – XVIII века, однако заставляли правительство смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего социально-политического строя. Постепенно с нарастанием кризиса феодально-крепостнической системы, проявлявшейся, прежде всего в сокращении экспорта русского хлеба за границу, повышении до крайних пределов крестьянских повинностей (барщины и оброка) и непосредственного кризиса дворянства как сословия, правительство стало все сильнее понимать неизбежность реформаторского курса и, прежде всего необходимость отмены института крепостного права.

Для общественного движения в России во 2-й половине XIX века характерно наличие трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Российский консерватизм, на протяжении всего XIX века, опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия. Основными теоретиками данного принципа в 1 половине XIX века, были Н.М. Карамзин и С.С. Уваров.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) составил в 1811 году, по просьбе Великой Княгини Екатерины Павловны «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», где выражал взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, о незыблемости и спасительной роли самодержавия как основы российского государственного порядка и описывал состояние Российской империи[41].

Министр народного просвещения, граф Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) выдвинул «Теорию официальной народности» базировавшуюся на трех основных принципах: Самодержавие, Православие, Народность. Вопрос о времени появления уваровской триады остается открытым до сих пор, но считается, что впервые она была сформулирована в 1832 году в отчете о ревизии Московского университета, хотя ее основа появилась раньше[42].

С восшествием на престол императора Александра II, особенно в первое десятилетие его правления, русский консерватизм переживал период своего кризиса. Это связанно, прежде всего, с тем что, правительственная политика полностью перестала опираться на какую-либо идеологическую систему. Самодержавие использовало как либеральные, так и консервативные меры для достижения задач стоящих перед страной в то время: сохранение абсолютной власти монарха и сложившейся системы управления, а так же проведение буржуазных по своему характеру реформ. Это приводило к постоянному колебанию правительственного курса, либеральные периоды 1857 – 1866 и 1880 – 1881 годов, сменялись консервативной реакцией 1866 – 1879 и 1881 года.

В конце 50-х годов, с политической сцены сходят идеологи николаевского времени (Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский), происходит постепенное оттеснение консерваторов из высших эшелонов власти[43]. А во взглядах прежних поклонников консервативной идеологии (Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин) произошли перемены, указывавшие об их сближении со сторонниками неотложных реформ. Консерваторам новой волны (А.М. Безобразов, С.И. Мальцев, В.В. Апраксин и др.) приходилось искать более эффективные аргументы, чтобы выдвинуть свою концепцию дальнейшего развития страны, основанную на принципах консервативного реформизма[44].

Начало либеральных реформ и переход самодержавия к политике ускоренной модернизации социально-экономических и правовых отношений, привел к тому что, сторонники консерватизма, оказались в непривычном для себя положении оппонентов «справа» реформаторским начинаниям правительства Александра II[45].

В истории русской консервативной мысли наступил качественно новый период. Консерваторы эпохи реформ продолжили стремление своих предшественников сохранить основные традиции государственной и общественной жизни России. Главными, из которых являлись неограниченное самодержавие, самобытность русского народа (в том числе и крестьянская община) и православие. Впрочем, еще до признания императора о необходимости реформ, среди дворянства начали распространяться тревожные настроения. Консервативные публицисты сделали ряд попыток защитить уникальность и самобытность России как государства. Так в 1856 году помещик Е. Ладыженский писал о благотворительности патриархальных отношений между помещиком и крестьянами. Его поддерживал, уманский помещик Г. Бланк, доказывавший, что от социальных бедствий свирепствовавших в Западной Европе Россия спасалась только благодаря крепостному праву, а забота дворян обеспечивала благосостояние и нравственное здоровье крестьян[46].

Однако эти попытки влияния на императора с целью сохранить уже явно отживший себя, на тот период исторического развития институт крепостного права успеха не имели. А после речи произнесенной Александром II 30 марта 1856 года в Москве окончательно стало понятно, что, переубедить императора в его реформаторской деятельности не удастся.

Не смотря, на все заверения московского генерал – губернатора, ярого сторонника крепостничества, уверявшего, по словам славянофила А.И. Кошелева, консервативно настроенное дворянство, что все слухи о возможной реформе являются ложными, и что император лично выступит перед помещиками, дабы опровергнуть их. Слова, произнесенные Александром II, оказалась совсем не теми что ожидали консерваторы и быстро стали известными не только по всей России, но и за ее пределами, и были следующими: «Я убежден, что рано или поздно мы к этому должны прийти… Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»[47]. Основной смысл этой фразы, об отмене крепостного права с помощью правительственных реформ сразу же подхватили сторонники либеральных идей. Однако консерваторы, стараясь сохранить свое влияние на политику, использовали в своих целях не только общее недовольство поместного дворянства, но и те институты, которые должны были провести данную реформу. Прежде всего, таким институтом оказался Секретный комитет созданный лично императором 3 января 1857 года[48]. Не смотря на то, что возглавлял данный Комитет сам Александр II, во время его отсутствия заседания вел А.Ф. Орлов – председатель Государственного Совета и комитета министров, бывший начальник III-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, шеф жандармерии, который, будучи крупным земельным собственником, отличался крайне консервативными взглядами и в целом был противником намечавшейся реформы. Остальные члены Комитета, по своим взглядам мало отличались него. Историки, изучавшие деятельность Секретного комитета, единодушно оценивают его как консервативно-крепостнический, члены которого выступали за свертывание реформы[49]. С.С. Татищев так охарактеризовал членов Комитета: «Они недоверчиво относились к задуманному государем преобразованию, считая его преждевременным и обильным опасными последствиями. Усилия их клонились к тому, чтобы, по возможности, затормозить дела, а если и осуществить, то в самых ограниченных размерах»[50].