Смекни!
smekni.com

Столыпин реформатор (стр. 2 из 8)

Еще ле­том 1905 г. Са­ра­тов­ская губерния ста­ла од­ним из глав­ных оча­гов кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния. В со­про­во­ж­де­нии ка­за­ков Сто­лы­пин разъ­ез­жал по мя­теж­ным де­рев­ням. "Вы­со­кий рост, ко­сая са­жень в пле­чах, что не ме­ша­ло строй­нос­ти его фи­гу­ры, со­ко­ли­ный взгляд, вла­ст­ный тон - при­да­ва­ли ему вид дос­той­но­го пред­ста­ви­те­ля вла­сти, на­чаль­ни­ка и хо­зяи­на гу­бер­нии"- вспо­ми­нал один из кре­сть­ян, ви­дев­ший Сто­лы­пи­на в те дни. Про­тив кре­сть­ян гу­бер­на­тор уже не стес­нял­ся ис­поль­зо­вать вой­ска. Про­из­во­ди­лись по­валь­ные обы­ски и аре­сты. Вы­сту­пая на схо­дах, гу­бер­на­тор упот­реб­лял мно­го бран­ных слов, гро­зил Си­би­рью, ка­тор­гой и ка­за­ка­ми, су­ро­во пре­се­кал воз­ра­же­ния. Со­вре­мен­ни­ки при­во­ди­ли не­ма­ло рас­ска­зов о его храб­ро­сти. Пе­ре­да­ва­ясь из уст в ус­та, не­ко­то­рые из них пре­вра­ти­лись в ле­ген­ды. "В на­стоя­щее вре­мя, - док­ла­ды­вал ца­рю 6 ав­гу­ста 1905 г. то­ва­рищ ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел Д.Ф. Трепав, - в Са­ра­тов­ской гу­бер­нии бла­го­да­ря энер­гии, пол­ной рас­по­ря­ди­тель­но­сти и весь­ма уме­лым дей­ст­ви­ям гу­бер­на­то­ра, ка­мер­ге­ра дво­ра Ва­ше­го им­пе­ра­тор­ско­го ве­ли­че­ст­ва Сто­лы­пи­на по­ря­док вос­ста­нов­лен". В ав­гу­сте 1905 г., в раз­гар по­ле­вых ра­бот, на­блю­дал­ся об­щий спад кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния. Осе­нью, од­на­ко, вол­не­ния возобновились с не­ви­дан­ной си­лой. Сто­лы­пин на этот раз не впол­не справ­лял­ся с по­ло­же­ни­ем, и на по­мощь ему был ко­ман­ди­ро­ван ге­не­рал В.В. Са­ха­ров, быв­ший во­ен­ный ми­нистр, ко­то­рый по до­ро­ге был убит. Вме­сто Са­ха­ро­ва при­был ге­не­рал - адъ­ю­тант К.К. Мак­си­мо­вич, дей­ст­во­вав­ший в Са­ра­тов­ской и Пен­зен­ской гу­бер­ни­ях до на­ча­ла 1906 г. От­час­ти по­то­му, что в кри­ти­че­ский пе­ри­од ре­во­лю­ции ка­ра­тель­ны­ми экс­пе­ди­ция­ми ру­ко­води­ли ге­не­ра­лы, а Сто­лы­пин ока­зал­ся как бы в сто­ро­не, он прослыл ли­бе­раль­ным гу­бер­на­то­ром.[2] Кре­сть­ян­ское же дви­же­ние про­дол­жа­лось, то, за­ту­хая, то, раз­го­ра­ясь, и по­сле отъ­ез­да из гу­бер­нии не толь­ко Мак­си­мо­ви­ча, но и Сто­лы­пи­на. В док­ла­дах ца­рю Сто­лы­пин ут­вер­ждал, что глав­ной при­чи­ной аг­рар­ных бес­по­ряд­ков яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние кре­сть­ян по­лу­чить зем­лю в соб­ст­вен­ность. Ес­ли кре­сть­я­не ста­нут мел­ки­ми соб­ст­вен­ни­ка­ми, они пе­ре­ста­нут бун­то­вать. Кро­ме то­го, он ста­вил во­прос о же­ла­тель­но­сти пе­ре­да­чи кре­сть­я­нам го­су­дар­ст­вен­ных зе­мель. Вряд ли имен­но эти док­ла­ды сыг­ра­ли роль в вы­дви­же­нии Сто­лы­пи­на на пост ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел. Тем не менее, срав­ни­тель­но мо­ло­дой и ма­ло­опыт­ный гу­бер­на­тор, ма­ло из­вест­ный в сто­ли­це, не­ожи­дан­но взле­тел на клю­че­вой пост в рос­сий­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Ка­кие пру­жи­ны при этом дей­ст­во­ва­ли, до сих пор не впол­не яс­но.

В это вре­мя вто­рич­но встал во­прос о Сто­лы­пи­не, как ми­ни­ст­ре внут­рен­них дел. По од­ной вер­сии но­вым на­зна­че­ни­ем Сто­лы­пин во мно­гом был обя­зан сво­ему шу­ри­ну Д.Б. Ней­гард­ту, не­дав­но уда­лен­но­му с по­ста одес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка (в свя­зи с ев­рей­ским по­гро­мом), но со­хра­нив­ше­му влия­ние при дво­ре. Пред­по­ло­же­ние ре­зон­ное, хо­тя, ду­ма­ет­ся,[3] боль­ше все­го Сто­лы­пин был обя­зан Д.Ф. Тре­по­ву, ко­то­рый был пе­ре­ве­ден с по­ста то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел на долж­ность двор­цо­во­го ко­мен­дан­та и при­об­рел ог­ром­ное влия­ние на ца­ря. С то­го вре­ме­ни Тре­пов стал ра­зыг­ры­вать глу­бо­ко­мыс­лен­ные и мно­го­хо­до­вые "на­зна­чен­че­ские" ком­би­на­ции. За­ме­на не­по­сред­ст­вен­но пе­ред созывом Ду­мы ли­бе­раль­но­го пре­мье­ра Вит­те на ре­ак­ци­он­но­го Го­ре­мы­ки­на яви­лась вы­зо­вом об­ще­ст­вен­но­му мне­нию. За­то пря­мо­ли­ней­ный ка­ра­тель Дур­но­во был за­ме­щен срав­ни­тель­но ли­бе­раль­ным Сто­лы­пи­ным.

Сто­лы­пи­ну сра­зу по­вез­ло на его но­вом по­сту. Ко­гда раз­го­рел­ся кон­фликт ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­вом и пер­вой Ду­мой, Сто­лы­пин су­мел вы­год­но от­ли­чить­ся на фо­не дру­гих ми­ни­ст­ров, ко­то­рые не лю­би­ли хо­дить в Ду­му. Они при­вык­ли к чин­ным за­се­да­ни­ям в Го­су­дар­ст­вен­ном со­ве­те и Се­на­те, где сия­ли зо­ло­том мун­ди­ры и ор­де­на. В Ду­ме же бы­ло ина­че: там хао­ти­че­ски сме­ши­ва­лись сюр­ту­ки и пид­жа­ки, ра­бо­чие ко­со­во­рот­ки и кре­сть­ян­ские ру­ба­хи, по­лу­каф­та­ны и свя­щен­ни­че­ские ря­сы, в за­ле бы­ло шум­но, с мест раз­да­ва­лись вы­кри­ки, а ко­гда на три­бу­не по­яв­ля­лись чле­ны пра­ви­тель­ст­ва, на­чи­нал­ся не­во­об­ра­зи­мый шум: это на­зы­ва­лось но­во­мод­ным сло­вом "об­струк­ция". С точ­ки зре­ния ми­ни­ст­ров, Ду­ма пред­став­ля­ла со­бой без­образ­ное зре­ли­ще. Из всех ми­ни­ст­ров дос­та­точ­но уве­рен­но в Ду­ме вел се­бя толь­ко Сто­лы­пин, за два го­да пре­бы­ва­ния в Са­ра­тов­ской губ. по­знав­ший, что та­кое сти­хия вы­шед­ше­го из по­ви­но­ве­ния мно­го­ты­сяч­но­го кре­сть­ян­ско­го схо­да. Вы­сту­пая в Ду­ме, Сто­лы­пин го­во­рил твер­до и кор­рект­но, хлад­но­кров­но от­ве­чал на вы­па­ды. Это не все­гда нра­ви­лось Ду­ме, за­то нра­ви­лось ца­рю.

Сто­лы­пин вел ко­вар­ную по­ли­ти­ку, за­во­дя не­глас­ные кон­так­ты с ли­де­ра­ми ка­де­тов, ве­дя ин­тен­сив­ные пе­ре­го­во­ры с пра­вым дво­рян­ст­вом, все­ми пу­тя­ми до­би­ва­ясь сво­их це­лей.

На съез­де упол­но­мо­чен­ных дво­рян­ских об­ществ не­ма­ло рез­ких слов бы­ло ска­за­но в ад­рес кре­сть­ян­ской об­щи­ны. На­пад­ки на об­щи­ну в ка­кой-то ме­ре бы­ли так­ти­че­ским прие­мом пра­во­го дво­рян­ст­ва: от­ри­цая кре­сть­ян­ское ма­ло­зе­ме­лье, оно стре­ми­лось сва­лить все бе­ды на об­щи­ну. Вме­сте с тем эти на­пад­ки объ­яс­ня­лись и тем, что в пе­ри­од ре­во­лю­ции об­щи­на силь­но до­са­ди­ла по­ме­щи­кам: кре­сть­я­не шли гро­мить по­ме­щи­чьи усадь­бы "всем ми­ром", имея в об­щи­не го­то­вую ор­га­ни­за­цию для борь­бы.

При го­ло­со­ва­нии пра­ви­тель­ст­вен­ной про­грам­мы по пунк­там во­прос о ху­то­рах и от­ру­бах не вы­звал боль­ших пре­ний, ибо они ма­ло ин­те­ре­со­ва­ли дво­рян. Глав­ные их за­бо­ты сво­ди­лись к то­му, что­бы за­крыть во­прос о кре­сть­ян­ском ма­ло­зе­ме­лье и из­ба­вить­ся от об­щи­ны. Пра­ви­тель­ст­во пред­ло­жи­ло раз­дро­бить ее при по­мо­щи ху­то­ров и от­ру­бов, и дво­рян­ст­во охот­но со­гла­си­лось.

Во вре­мя ча­ст­ных пе­ре­го­во­ров со Сто­лы­пи­ным Со­вет объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва обе­щал под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ву на сле­дую­щих ус­ло­ви­ях: рос­пуск Ду­мы, вве­де­ние "ско­ро­ре­ши­тель­ных су­дов", пре­кра­ще­ние пе­ре­го­во­ров с бур­жу­аз­но-ли­бе­раль­ны­ми дея­те­ля­ми о вхо­ж­де­нии их в пра­ви­тель­ст­во, из­ме­не­ние из­би­ра­тель­но­го за­ко­на. Сто­лы­пин счи­тал, что под­держ­ка по­ме­щи­ков ему обес­пе­че­на, по­сколь­ку уда­лось сго­во­рить­ся на­счет об­щи­ны. Пе­ре­го­во­ры же с "об­ще­ст­вен­ны­ми дея­те­ля­ми" име­ли еще не­сколь­ко ра­ун­дов, но ни к че­му не при­ве­ли.

I Ду­ма бы­ла рас­пу­ще­на 8 ию­ля 1906 г., со­гла­ше­ние по­сте­пен­но ис­пол­ня­лось. На­ли­цо бы­ла кон­со­ли­да­ция контр­ре­во­лю­ци­он­ных сил, че­му не­ма­ло со­дей­ст­во­вал ми­нистр внут­рен­них дел. Это бы­ло за­ме­че­но в вер­хах, где Тре­пов про­дол­жал свои ком­би­на­ции. Рос­пуск Ду­мы стал вы­зо­вом об­ще­ст­вен­но­му мне­нию. Те­перь цар­ский двор ре­шил, что­бы " по­тра­фить " ли­бе­ра­лам, за­ме­нить не­по­пу­ляр­но­го Го­ре­мы­ки­на не столь оди­оз­ной фи­гу­рой. Пред­се­да­те­лем Со­ве­та ми­ни­ст­ров стал Сто­лы­пин, со­хра­нив­ший за со­бой и порт­фель ми­ни­ст­ра внут­рен­них дел.

При­ход на пост пред­се­да­те­ля Со­ве­та ми­ни­ст­ров П.А. Сто­лы­пи­на вы­звал у Вит­те на пер­вых по­рах одоб­ре­ние и на­де­ж­ды на ус­пех пе­ре­го­во­ров о вхо­ж­де­нии ли­бе­раль­ной оп­по­зи­ции в ка­би­нет. По дея­тель­но­сти Сто­лы­пи­на, Вит­те был о нем хо­ро­ше­го мне­ния.[4]

Ру­ко­во­ди­те­ли Со­ве­та объ­е­ди­нен­но­го дво­рян­ст­ва ви­де­ли в Сто­лы­пи­не че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го спа­сти от унич­то­же­ния сис­те­му зем­ле­вла­де­ния. Ок­тяб­ри­сты и дру­гие уме­рен­ные сто­рон­ни­ки кон­сти­ту­ции, на­пу­ган­ные ре­во­лю­ци­он­ны­ми край­но­стя­ми, ух­ва­ти­лись за Сто­лы­пи­на, как уто­паю­щий хва­та­ет­ся за со­ло­мин­ку. Они при­вет­ст­во­ва­ли его про­грам­му, ви­дя в ней стремление, ук­ре­пить свя­зи пра­ви­тель­ст­ва с пред­ста­ви­те­ля­ми уме­рен­но-ли­бе­раль­ных и уме­рен­но-кон­сер­ва­тив­ных кру­гов, что, в свою оче­редь, спо­соб­ст­во­ва­ло бы ук­ре­п­ле­нию кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии и окон­ча­тель­ной ли­к­ви­да­ции ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ния. Сто­лы­пин ка­зал­ся им рус­ским Тье­ром. Тьер, од­на­ко, в сво­их пла­нах ис­хо­дил из су­ще­ст­во­ва­ния во Фран­ции силь­но­го кре­сть­ян­ско­го со­сло­вия с хо­ро­шо раз­ви­тым ин­стинк­том соб­ст­вен­но­сти. Та­ко­го кре­сть­ян­ст­ва в Рос­сии еще не су­ще­ст­во­ва­ло, и для его соз­да­ния по­тре­бо­ва­лись бы мно­гие сто­ле­тия.