Смекни!
smekni.com

Древние германцы (стр. 2 из 7)

У лангобардов существовали особые отряды «волкоголовых», которых боялись сами лангобарды; они жили в специальных мужских домах, не имели семей, но охотно пользовались пленными женщинами; «волкоголовые» в мирное время бражничали, а в военное время утоляли свою чудовищную жажду битвы кровью. Лангобарды кормили и поили их и выпускали только в самые отчаянные моменты, когда не могли одержать верх над врагом. «Волкоголовые» бросались на противника безоружными; они способны были бегом настигнуть всадника; догнав, стаскивали его с седла, повергали наземь, выхватывали из-за голенища сапога кинжал и отрезали жертве голову, затем пили свежую кровь, садились на грудь жертвы, подымали голову кверху и выли по-волчьи, от чего противника охватывал еще больший страх. Эти отряды волкоголовых всегда приносили победу лангобардам. В дальнейшем германцы цивилизовались, утрачивали воинственность, и вместе с ней исчезал феномен воина-зверя, воина-оборотня.

Обычное право

Варвары вплоть до VI в. не знали писаного права. Общественная жизнь регулировалась неписаным обычаем, поддерживавшимся в моральном сознании племени. Хранителями обычая выступали старейшины и годи. Обычное право не знало судебной бюрократии, полиции, пенитенциарных учреждений, адвокатуры и прокуратуры. Сторону обвинения представлял сам истец, а сторону защиты – ответчик; истец должен был сам обеспечить присутствие ответчика в суде. Суд был состязательным, гласным, публичным. Принуждение осуществляла сама родовая община. Скажем, объявленный вне закона должен был быть убит тем соплеменником, кто первым встретит осужденного; каждый мог завладеть любой частью имущества осужденного. Высшей мерой наказания считалось изгнание из племени. Существовала кровная месть: долгом чести считалось мстить за убитого сородича, и наоборот, полным бесчестием считался отказ от мести; между родами и племенами, враждующими по мотивам кровной мести, велся негласный учет жертв, и надлежало поддерживать паритет среди убитых того или иного статуса с каждой стороны. Известны случаи, когда жены отказывали мужьям в супружеских обязанностях из-за лежащего на них бесчестья, т.к. их род имел на своем счету на одного убитого меньше, чем враждующий род. Практиковались ордалии – божеский суд, и талион – принцип равного возмездия за ущерб. В случаях невозможности выявить победившую в судебном состязании сторону могли прибегнуть к поединку между истцом и ответчиком; правым считался тот, кто побеждал. Если обвиняемый не мог доказать своей невиновности, то его после клятв подвергали испытанию – опусканию руки в кипяток: если рука сохраняла свои функции, то считалось, что испытуемый дал верную клятву, и обвинение с него снималось, в противном же случае он объявлялся виновным.

Обычное право различало честное и подлое убийства. Убийство открытое, публичное, лицом к лицу, не считалось преступлением. Убийство безоружного, в спину, из-за угла, спящего, находящегося в опьянении рассматривалось как тяжкое преступление.

Обычному праву известна градация правовой защиты, однако основанием для таковой были не социальное положение, не знатность или богатство, но эгалитарная родоплеменная мораль: больший уровень правовой защиты имел слабый – ребенок, беременная женщина, безоружная женщина.

Кровная месть и самосуд, самые негативные проявления обычного права варваров, исчезли только с образованием королевств и кодификацией.

Социальные отношения. Семья

В варварском обществе можно выделить три социальных состояния: свободные (фрилинги), полусвободные (лэты) и несвободные. Свободные у германцев были равноправны и полноправны. Каждый свободный имел право носить оружие, участвовать в народном собрании, в суде, в военных походах, в распределении трофеев, каждый свободный имел землю. Можно отметить появление знати (adel), из которой избирались вожди и позднее короли. Знатность имела не сословный, но родовой смысл; знатность определялась принадлежностью к наиболее древнему и многочисленному роду. У готов, к примеру, такими родами были Балты и Амалы, их мифическая родословная восходила к небесным богам – Асам.

Полусвободные, по-видимому, происходили из покоренных племен. Они могли иметь дом, землю, имущество, семью; могли носить укороченное оружие – знак приниженного положения; могли участвовать в военных походах в качестве оруженосца при господине. В то же время лэт находился в собственности господина, мог быть продан, обменен, подарен и т.д.

Несвободные или рабы были объектом вещного права. При этом несвободные были частью семьи; они могли есть за одним столом с господином, работать наравне с ним, вступать с дозволения господина в брачные отношения, иметь детей, личное имущество. Домашнее патриархальное рабство переживет варварское общество и даже доживет до позднего средневековья.

Пожалуй, реальные различия в положении свободных складывались в семье: полноправными в точном смысле слова оказывались только главы семей – отцы (fater). Они обладали правом жизни и смерти над детьми. Если отец брал новорожденного ребенка на руки и давал ему имя, то ребенку даровалась жизнь; если же отец отворачивался от младенца, не беря его на руки, то его следовало принести в жертву богам. Отец был вправе карать своей властью детей, не выполнявших его воли, вплоть до продажи в рабство и убийства. Отец определял участь детей, достигших брачного возраста, он сохранял власть над взрослыми, самостоятельными детьми вплоть до своей смерти.

Женщина занимала достойное место в семье. Мать (muter) вела хозяйство, вознаграждала за труд слуг и работников. У германцев различались две модели брака: с полным соблюдением свадебного ритуала и без его соблюдения (muntee, fridelee). В первом случае подобало заключить соглашение между родственниками жениха и невесты; жених уплачивал рейпус, дававший право покровительства над женщиной; родственники невесты подносили приданое; устраивался свадебный пир; затем следовала первая брачная ночь, после которой муж должен был поднести невесте «утренний дар» (morgengab). Такой союз заключался между равными по знатности и состоянию родами. Во втором случае могли присутствовать только отдельные элементы брачного ритуала. Такой союз имел место при неравенстве состояний; он мог выглядеть как покупка невесты женихом или как свободный союз без особых взаимных обязательств с сохранением прав женщины на свое имущество. У норманнов могли существовать парные браки, когда одна пара обменивалась брачными партнерами с другой.

В споре о том, была ли у германцев моногамная или полигамная семья, нужно отметить следующее: однажды заключенный союз muntee мог дополняться другими формами союза, вплоть до покупки рабынь-наложниц, таким образом, у германцев реально практиковалась полигамия.

Экономика

При всей критике варваров, живущих, якобы, только войной, следует признать, что им была присуща особая природосообразная экономика, не допускавшая насилия над природой. Варвары знали рыбные промыслы. Они издавна занимались скотоводством; скот долго считался у них мерилом богатства и выступал денежным эквивалентом; древние германцы особо почитали корову как теогоническое существо, создавшее первых богов. Уже в I тыс. до н.э. германцам было известно земледелие. Они придерживались подсечно-огневой и переложной систем землепользования; германцы расчищали от леса и кустарников обширные площади, выжигали пни и возделывали земли под пашню. Через 10 лет требовалось расчищать новые площади. Каких-то специальных агротехнических приемов для восстановления плодородия почвы варвары не знали.

Варварам не было свойственно отношение к земле как к собственности. Земля воспринималась ими как продолжение своей собственной телесности, как видоизмененные органы человеческого тела, его руки и ноги, которые поят и кормят, поддерживают дух. Земля давала имя человеку, сообщала ему свободный статус. Отсутствие земли означало утрату имени и свободного состояния и переживалось как социальная смерть. Варвары поэтому не допускали купли-продажи земли.

Средства денежного обмена стали появляться у варваров только с VI в. Ранее всего они появились у франков, в чем отчетливо обнаруживается римское влияние.

Материальная культура

Варвары, как уже отмечалось, имели достаточно развитые металлургические и стеклодувные технологии. В обработке железа и в получении высококачественных марок стали они, похоже, превзошли римлян. Германцы изготавливали более качественное оружие нападения и защиты.

Изготовление оружия у германцев было штучным, индивидуальным и представляло собой священнодействие. Кузнец выступал магом, подчинявшим особыми заклинаниями духов огня и металла. Кузнец сопровождал ковку сакральными песнопениями, ритмика которых, между прочим, позволяла хронометрировать процессы накаливания, ковки и охлаждения железа. Лезвия мечей делались многослойными. После охлаждения меч закапывался в землю на 9 месяцев, считалось, что он должен был донашиваться в утробе матери-земли до своего появления на свет. Обретение меча сопровождалось видениями, чудесными явлениями; меч наделялся именем; по представлениям германцев, меч обладал духовной силой, он мог предупреждать хозяина об опасности, мог повелевать хозяину вынуть его из ножен. При этом мистическом отношении к технологии изготовления оружия германцы смогли добиться феноменальных практических результатов: в ходе девятимесячной коррозии происходила последняя стадия очистки металла – все лишние, ненужные фракции выступали в виде ржавчины на поверхности; затем эта ржавчина снималась напильниками, и лезвие меча приобретало свой законченный вид. В свете солнечных лучей это лезвие излучало радужное сияние; таким мечом германец мог рассечь паутину в воздухе, волосинку в потоке воды, таким мечом германский воин мог разрубить штампованный меч римлянина. В германских песнях упоминались герои, которые одним ударом меча разрубали надвое римского воина в шлеме и панцире вместе с конем. Это, конечно, поэтическая гипербола, но археологам известны погребения римлян с рассеченными шлемами и доспехами.