Переходя от формального заявления о необходимости «изменить мир» к содержательному анализу того, что же должно быть изменено в обществе, пользуясь диалектическим методом Гегеля, Маркс пришел к выводу, что необходимо прежде всего обеспечить единство отдельного человека и общества в целом, а для этого необходимо устранить имеющиеся условности и ограничения, которые разделяют людей между собой и тем самым не позволяют обществу быть единым: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обóбществившееся человечество» (Тезисы о Фейербахе, 10-й тезис).
Почему нужно обеспечить единство человека и общества? Потому что «сущность человека … в своей действительности … есть совокупность всех общественных отношений» (Тезисы о Фейербахе, 6-й тезис). Иными словами, сущность человека — это свободное общение с другими людьми. В условиях разделённого общества человек не может реализовать свою сущность, или, как говорил Маркс, отчуждён от нее, отчуждён от самого себя. Состояние, когда человек не может реализовать себя, не может прийти к своей сущности, Маркс называл самоотчуждением.
На выявление ключевого ограничения, которое не позволяет обществу жить в единстве, у Маркса и Энгельса ушло совсем немного времени. В 1848 году выходит «Манифест коммунистической партии», в котором они уже очень чётко заявляют: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов… Современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Иными словами, по мнению Маркса и Энгельса, основное ограничение, которое мешает каждому отдельному человеку достичь единства со всем обществом — это частная собственность и порождаемая ею борьба классов.
Интересно, что Маркс и Энгельс не выделили в качестве сколько-нибудь существенных разделителей ни различие языков и культур, ни территориальную разобщенность людей и неразвитость средств связи, ни различия в уровне отдельных стран. Современное им экономическое и социальное развитие очень ясно показывало, что все эти разделители быстро и успешно преодолеваются, в то время как выявленное ими, ключевое по их мнению, различие — в отношении к средствам заработка и в уровне заработка — напротив, очень быстро усиливается.
Вся дальнейшая теоретическая и практическая деятельность Маркса была посвящена одной цели — продвижению за пределы фундаментального ограничителя, которым была частная собственность, преодоление этого разделителя, создание условий для единства людей, для того, чтобы каждый человек мог почувствовать себя единым со всем обществом.
Интересно, что уже в самом начале своей деятельности Маркс понимал, что устранение частной собственности само по себе не приведёт к созданию идеального общества, что попытка «отменить» частную собственность может привести к возникновению ещё более «грубого» общества, чем современное ему. Отдельные места из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» звучат как провидческое описание большевистской России:
…Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления об определенном минимуме. У него — определённая, ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением её, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос ещё до неё. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капитал — как признанная всеобщность и сила всего общества.
— Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. — С.116-118.
Развитие идей и практические последствия работы К. Маркса в очередной раз показывают, что результаты часто расходятся с целями, которые ставил себе мыслитель. Практические последствия работ Маркса огромны, но насколько мало они соответствуют его подлинным мотивам, показывает тот факт, что под конец своей карьеры он заявлял, что он «не марксист». В то же время идеи и научный аппарат Маркса сохраняют огромный нераскрытый потенциал. Идеи объединения, «обóбществления» человечества будут набирать силу с каждым годом, и вполне возможно, что Маркс ещё будет одним из наиболее читаемых авторов.
7. Сочинения
3.1. Работы
· Экономическо-философские рукописи (1844)
· Тезисы о Фейербахе (1845)
· Немецкая идеология (1846)
· Нищета философии (1847)
· Заработная плата и капитал (1847)
· Манифест коммунистической партии (1848)
· Очерк критики политической экономии (Grundrisse) (1857-1858)
· К критике политической экономии (1859)
· Статьи о Гражданской войне в США (1861)
· Капитал, т. 1. (1867)
· Гражданская война во Франции (1871)
· Критика Готской программы (1875)
· Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1885)
3.2. Издания
· Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. — М., 1955—1981.
· Полное собрание сочинений на языке оригиналов: Marx-Engels-Gesamtausgabe (MEGA). Это международное издание полного собрания сочинений ещё не закончено, на данный момент издано больше 100 томов.
4. Роль Маркса
«Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке» (Жак Аттали, [1]).
Существует широкий спектр оценок как личности самого Карла Маркса, так и его общественной роли и его научного вклада в философию и социологию.
Ещё при жизни Маркса одними авторами идеи Маркса объявлялись гениальными, а другими подвергались жесточайшей критике. Значительная часть работ самого Маркса была посвящена полемике с оппонентами. Пройдя существенную национальную модернизацию, идеи Маркса стали ядром ряда идеологий революционных движений XX века[8] и оказали огромное влияние на ход мировой истории XIX—XX веков.
Существуют и иные точки зрения на оценку его роли в истории науки, однако нельзя не признать огромного влияния, оказанного его идеями на ход мировой истории XIX—XX веков.
По данным опроса общественного мнения, проведенного в 1999 году BBC, Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия[9]. По данным каталога Библиотеки Конгресса США, Марксу посвящено больше научных трудов, чем любому другому человеку[10]. По этому критерию он возглавляет список 100 самых изученных личностей в истории.
5. Дети
У Карла Маркса и Женни фон Вестфален было 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте:
· Женни Каролина (1844—1883), жена Шарля Лонге;
· Женни Лаура (1845—1911), жена Поля Лафарга;
· Эдгар (1847—1855);
· Генри Эдвард Гай («Гвидо») (1849—1850);
· Женни Эвелин Фрэнсис («Франциска») (1851—1852);
· Женни Джулия Элеонор (1855—1898), жена Эдуарда Эвелинга;
· ребёнок, который родился в 1857 году и умер до того, как ему дали имя.
Также существует версия, что Маркс был отцом ребёнка, которого родила в 1852 году служанка его семьи Хелен Демус («Ленхен»).[11]
6. Увековечение памяти
После победы Октябрьской революции в России в 1917 году, по мере утверждения новой коммунистической идеологии на территории России многие центральные улицы больших и малых городов страны стали переименовываться в улицы Карла Маркса. Примером такого переименования может служить переименование исторического названия одной из центральных улиц в центре Москвы, носившей наименование «Охотный ряд» в проспект Маркса (так же была названа соответствующая станция метро «Проспект Маркса», ныне «Охотный ряд») или проспект Карла Маркса в центре Ташкента. В апреле 1919 года по предложению московского большевика Петра Чагина бывшая немецкая колония Екатериненштадт была переименована в Марксштадт (после 1942 года — город Маркс Саратовской области).
После Второй мировой войны имя Маркса стали также присваивать объектам в социалистических странах — город Карл-Маркс-Штадт в ГДР. Имя Карл-Маркс-Штрассе носят улица в Берлине и находящаяся на ней станция метро.
После 1991 года многим объектам, названным или переименованым в честь Маркса, стали возвращать прежние названия — как например, в Москве, где после ноября 1991 года Проспекту Маркса вернули его первоначальное название «Охотный ряд», — или давать новые названия, как это было сделано в Ташкенте. Иногда ничего не меняют, как, например, это происходит в Самаре, где в середине XX века Новосызранская улица была переименована в проспект Карла Маркса и по сей день носит это имя (также в др. городах России — в Казани, Ижевске, Калининграде и т. д.).
Первый в мире памятник Карлу Марксу был открыт 1 мая 1918 года в Пензе[12]. Примечательно, что новые памятники продолжают открываться и в постсоветское время, хоть и с меньшей частотой. Так, в 2003 году напротив здания администрации города Калуги установлен новый памятник Карлу Марксу. Большой гранитный бюст работы Льва Кербеля, пролежавший 15 лет в запасе, заменил собой маленький белый бюст работы Матвея Манизера, стоявший на том же месте с 1921 года.
7. Сочинения
В Викицитатнике есть страница по теме
Маркс, Карл
· Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2 в pdf формате.
· Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2, тома 1-39 (из 50-ти). Изд. политической литературы, М.: 1955—1981 в pdf формате — вариант с оглавлением
· Карл Маркс в русской секции Marxists Internet Archive
· Философско-экономические рукописи 1844 года
8. Источники
· Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. Ч. 2. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988.
· Н. Ленин (Ульянов), «Карл Маркс. Краткий биографический очерк с изложением марксизма»
· М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом
· Н. И. Ульянов, Замолчанный Маркс
Ссылки
· А был ли Карл Маркс марксистом?
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Маркс,_Карл