Вклады товарищей
В качестве общего правила вкладом признается все, что вносится каждым товарищем в общее дело. Однако сам факт внесения средств в общее дело еще не означает, что данные средства признаются вкладом. Необходимо, чтобы внесение средств являлось исполнением участником данного им другим участникам товарищества обязательства соединить свои вклады (п. 1 ст. 1041 ГК), т.е. чтобы вносимые средства отвечали по своему существу средствам, обусловленным в договоре в качестве вклада. Вкладом могут быть:
1) наличные деньги;
2) любое иное имущество, имеющее ценность в гражданском обороте, т.е. прежде всего вещи, из него не изъятые;
3) профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи; это - вклад особого рода. Простое участие в ведении дел товарищества наравне с прочими участниками не может считаться вкладом, поскольку подобное участие предусмотрено законом в качестве обязанности каждого участника товарищества (п. 1 ст. 1041, ст. 1044 ГК), если иное не установлено особым соглашением участников. Под вкладом подобного рода следует понимать такую деятельность, которая выходит за пределы понятия "совместное ведение дел", например деятельность генерального директора, бухгалтера и т.д. Таким образом, речь идет о предоставлении лицом своих специальных познаний в той или иной области, соответствующей целям товарищества.
На усмотрение сторон отдана возможность определить размеры и стоимость подлежащего внесению каждым из участников вклада. Если договором товарищества размеры имущественных вкладов не определены, предполагается, что каждый из участников внес вклад, равный по экономической ценности вкладу других участников. Законом не предусмотрена обязательная денежная оценка вкладов, однако именно с ней закон связывает в некоторых случаях определенные юридические последствия, а именно пропорциональное распределение прибылей и убытков.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества, либо не вытекает из существа обязательства.
Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.
Закон не перечисляет конкретные виды вкладов, которые поступают в общую долевую собственность или переходят в пользование товарищества. Однако можно предположить, что если стороны договором не установили иного, то потребляемые и определенные родовыми признаками вещи, вносимые в товарищество в качестве вклада, становятся общей собственностью товарищества. И, соответственно, индивидуально-определенные вещи могут быть внесены в товарищество на условиях пользования, если стороны предусмотрели это договором. С практической точки зрения подобное определение статуса общего имущества товарищества необходимо в тех случаях, когда возникает вопрос о риске случайной гибели объекта имущества, о праве участника на обратное получение вклада при ликвидации товарищества, об отчуждении объекта вклада товариществом (вклад, поступивший в пользование товарищества, отчужден быть не может), об обращении непосредственно на объект вклада взыскания со стороны кредитора участника, внесшего этот вклад.
Внесенное в товарищество в качестве вклада имущество, признанное законом или договором общей собственностью, становится общей собственностью всех товарищей, в том числе и внесших неимущественные вклады. Эта собственность, если законом или сторонами не установлено иное или же не вытекает из существа обязательства, признается долевой.
Каждый участник обязан по договору внести в товарищество свой вклад, т.е. совершить определенные действия, в результате которых у товарищества возникает право на него. Внесение вклада в общую долевую собственность равносильно его отчуждению (за исключением причитающейся участнику доли) со стороны вкладчика-собственника. Соответственно, владение, пользование и распоряжение имуществом товарищества осуществляются по правилам, предусмотренным законом для распоряжения общей долевой собственностью (ст. 246, 247 ГК).
Закон называет имущество товарищества общим. От общей собственности в смысле ст. 244 ГК это имущество отличается по своему составу, поскольку, согласно п. 1 ст. 1042 ГК, оно может включать в себя не только право на вещи (чем характеризуется право собственности), но и право на действия, т.е. обязательные права.
Если каждый из участников общей долевой собственности обычно может продать свою долю в ней, то товарищ лишен права распоряжаться своей долей в общем имуществе в течение всего времени существования товарищества. Он не может выйти из товарищества или передать свою долю третьему лицу (ст. 1050 ГК). Это обусловлено личным характером участия в простом товариществе и прекращением его существования при отказе одного из товарищей от дальнейшего участия в нем, если договором или впоследствии заключенным соглашением сторон не предусмотрено иное.
Таким образом, складочное имущество товарищества не принадлежит участникам как отдельным лицам, поскольку простое товарищество образует некое единство. Поэтому оно принадлежит всем участникам сообща и образует имущество, обособленное от прочего имущества участников товарищества.
Вопросы пользования общим имуществом решаются по соглашению участников. Предполагается, что стороны самостоятельно устанавливают режим пользования вкладами. Если же согласие не достигнуто, порядок пользования общим имуществом определяется судом. Это правило сообразуется с установленным п. 1 ст. 247 ГК правилом о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В процессе деятельности простого товарищества может возникнуть необходимость выполнения определенных обязанностей в отношении общего имущества. Порядок распределения этих обязанностей (содержание общего имущества, возмещение расходов на поддержание его в требуемом состоянии) определяется договором простого товарищества. Если договором этот порядок не установлен, применяется правило, установленное ст. 249 ГК.
Договор простого товарищества или доверенность, выданная уполномоченному и определяющая круг его полномочий, является основным документом для третьих лиц. Закон устанавливает, что участники простого товарищества не могут ссылаться на ограничение прав товарища, который совершил сделку по ведению общих дел, если третье лицо не было осведомлено о наличии подобных ограничений, т.е. не было ознакомлено с договором или доверенностью.
Закон разрешает каждому товарищу, не имеющему полномочий, заключать в общих интересах за свой счет отдельные сделки, если у него есть основания считать, что эти сделки необходимы. Эта необходимость обусловлена тем, что товарищество может понести материальный ущерб либо нарушить закон. Обоснованность заключенных товарищем сделок с превышением предоставленных ему полномочий должна быть обусловлена убеждением товарища, что данная сделка является объективно необходимой в сложившихся обстоятельствах. Эта сделка должна иметь своей целью интересы товарищества как единства, а не отдельных его членов.
Подобные действия схожи с действиями, предпринимаемыми лицом, действующим в чужом интересе без поручения (гл. 50 ГК). Поэтому лицо, превысившее свои полномочия, но действовавшее в интересах товарищества, имеет право потребовать от товарищества возмещения всех понесенных им расходов. Сделка, совершенная в интересах товарищества товарищем, превысившим свои полномочия, если она не отклонена остальными товарищами, по общим правилам о ведении дел без поручения, обязывает непосредственно само товарищество. Товарищество вправе не одобрить действия товарища, превысившего свои полномочия. Так, если сделка не может быть объективно отнесена к числу необходимых, или же действия товарища оцениваются как недобросовестные, или же сделка совершена не в интересах товарищества в целом, а в интересах отдельных его членов, товарищ не может претендовать на возмещение расходов и, более того, товарищи, понесшие вследствие таких сделок убытки, имеют право потребовать их возмещения у лица, действия которого повлекли за собой эти убытки.
В договоре может быть предусмотрен иной порядок принятия решений, в частности ведение дел товарищества по большинству голосов.
Если договором установлено, что решения по делам товарищества принимаются таким образом, но не указан принцип определения этого большинства, то оно определяется по числу товарищей.
Возможно разрешение вопросов, касающихся ведения дел товарищества по большинству голосов, определяемых по размерам вкладов, т.е. по имущественному принципу. Однако участники товарищества должны предусмотреть подобное ведение дел в договоре.
Допуская разрешение вопросов, касающихся ведения дел товарищества по большинству голосов, закон не запрещает комбинирование этого принципа с разрешением дел совместно или же соединения личного начала с имущественным. Стороны могут устанавливать смешанную систему ведения дел в зависимости от их характера и значимости. Решение, принятое большинством, подлежит исполнению. Оно может быть оспорено меньшинством только в том случае, если противоречит закону или договору.
Устанавливаемое правило касается порядка распределения прибыли, полученной участниками простого товарищества. Товарищам разрешается самостоятельно определять принцип распределения прибыли. Они могут брать за основу как имущественное, так и личное начало или же их соединение. Только в том случае, когда товарищи не определили порядок распределения прибыли договором, вступает в силу сформулированный в комментируемой статье принцип - распределение прибыли пропорционально стоимости вкладов. Для его осуществления необходима денежная оценка вкладов.