В 1872 году в бухте Ханга-Роа причалил французский корвет «La Flore» под командованием вице-адмирала Т. де Лаппелина. Основной целью, которую преследовали французы, было транспортировать в Музей человека в Париже одну из рапануйских статуй — моаи. В 1877 году к острову приплыло чилийское судно «O’Higgins» под командованием командира Лопеса. В 1877 году на острове высадился Альфонс Пинарт, собравший, как и Пьер Лоти в 1872 году, огромное количество местных изделий, в том числе, и скелеты, которые затем были переданы Музею человека в Париже.
Первые чилийские корабли были замечены у Рапа-Нуи ещё в 1830-х годах, однако тесные торговые связи были налажены только в 1870-х годах. Победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879—1883 годов, Чили приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили, а в 1896 году остров вошёл в состав области Вальпараисо [32].
6. XX век
Самолёт LAN Airlines в аэропорту острова
В 1903 году шотландско-чилийская компания открыла на Рапа-Нуи дочернее предприятие «The Easter Island Exploitation Company», занимавшееся овцеводством и производством шерсти. В скором времени оно стало основным работодателем рапануйцев. Однако жизнь от этого не стала лучше: возникли проблемы с обеспечением населения продуктами питания, рапануйцам было запрещено выходить за пределы поселения Ханга-Роа без разрешения администрации, эпидемический характер приобретала проказа. Овцеводство же оказало негативное влияние на экологию Рапа-Нуи: началась серьёзная эрозия почвы [32]. Все обстоятельства, которые вылились в унизительную жизнь рапануйцев, привели, в конце концов, к восстанию, которое, тем не менее, вскоре было подавлено, а часть восставших была сослана на материковую часть Чили [30].
Во время Первой мировой войны к острову причаливали германские военные суда, экипаж которых закупал на острове мясо и другое продовольствие.
С первой четверти XX века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров Пасхи. С марта 1914 по август 1915 года на острове работала экспедиция английской исследовательницы К. С. Раутледж, которая уделила особое внимание изучению каменных погребальных площадок аху и каменных статуй моаи. В 1934—1935 гг. остров посетила франко-бельгийская экспедиция, в составе которой были такие видные учёные, как А. Метро и Х. Лавашерри.
В 1952 году остров перешёл под контроль чилийских военных, которые считали, что с геополитической точки зрения Рапа-Нуи — важный центр национальной обороны. В этот период истории острова права рапануйцев снова были резко ограничены: им было запрещено выходить за пределы Ханга-Роа[32]. В результате были даже попытки сбежать с острова Пасхи[32].
В 50-х годах XX века знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново «открыл» миру остров Пасхи. Согласно Хейердалу, остров Пасхи был заселён переселенцами Древнего Перу. Несмотря на то, что рапануйский язык принадлежит к полинезийской подгруппе австронезийской языковой семьи, многое указывает на посещение инками острова. Каменные изваяния напоминают найденные в Андах статуэтки. Кроме того, на острове выращивают батат. Теория перуанского происхождения древнего населения, однако, также не находит убедительного подтверждения. Генетический анализ населения указывает скорее на полинезийское происхождение, однако точность эксперимента не исключает и возможность перуанского. К тому же, согласно местной легенде, предки рапануйцев пришли несколько веков назад с острова, лежащего далеко на востоке, который называется Рапа. На самом деле, во Французской Полинезии есть остров под названием Рапа-Ити (Rapa-Iti), что переводится с рапануйского языка как «Маленький Рапа». Возможно, именно поэтому рапануйское название острова — Рапа-Нуи, или Рапануи (переводится как «Большой Рапа»).
В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 — электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.
В 1995 году Рапа-Нуи был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО[33].
7. Статус острова
Главным вопросом местной политики на Рапа-Нуи в последние годы стал вопрос об особом административном статусе острова. Проект, официально представленный в августе 2005 года, нашёл как поддержку со стороны островитян, так и вызвал протесты. Дебаты о будущем особом политическом статусе острова Пасхи были поддержаны президентом Чили Мишель Бачелет, которая выразила решительную поддержку изменения статуса.
Идея об особом административном статусе острова сильно противоречит современному статусу Рапа-Нуи. Согласно Закону об острове Пасхи 1966 года Рапа-Нуи является частью области Вальпараисо, которая расположена на континентальной части Чили[34]. В результате остров зависим не только от национального правительства в Сантьяго, но и от региональной администрации в Вальпараисо. На местном уровне остров выступает как в качестве провинции, которую возглавляет губернатор, назначаемый правительством (с 1984 года им может стать только этнический рапануец), так и в качестве муниципалитета, в котором действует свой муниципальный совет и мэр, избираемые на голосовании местными жителями. Уже существование этих двух административных уровней (должности губернатора провинции и муниципальной администрации) приводит к дублированию обязанностей. Закон о коренном населении 1993 года, который признаёт рапануйцев в качестве одного из шести коренных народов Чили, учредил также другой институт — Комиссию по развитию острова Пасхи, которая состоит из пяти избранных населением этнических рапануйцев, шести представителей чилийского правительства, губернатора, мэра и президента совета старейшин Рапа-Нуи[35]. Совет старейшин острова Пасхи, учреждённый в 1980-х годах и представляющий интересы каждой рапануйской семьи, стал предметом раздора с тех пор, как в 1994 году распался на прочилийскую фракцию во главе с Альберто Отус и на более радикальную фракцию за независимость во главе с Хуаном Чавесом. В то время как только первая фракция признаётся правительством Чили как «традиционный институт» согласно Закону о коренном населении, из второй фракции в 2001 году был сформирован «Рапануйский парламент», который требует полную независимость от Чили[36].
Для того чтобы разрешить ситуацию, вопрос об автономном статусе Рапа-Нуи обсуждается уже с 2002 года. Была сформирована специальная комиссия, в которую входят различные чилийские политики: бывший президент Чили Патрисио Эйлвин, губернатор Рапа-Нуи Энрике Пакарати, мэр Эдмундс и президент «официального» совета старейшин Альберто Отус. Основной её функцией является рассмотрение современного статуса острова и разработка планов по новому статусу.
В конце августа 2005 года комиссия представила окончательный вариант проекта по будущему статусу Рапа-Нуи[37]. Согласно ему остров должен выйти из состава области Вальпараисо и образовать самостоятельное образование в виде «специальной территории», подчиняющейся непосредственно «центру». В этом случае муниципалитет наделяется более обширными правами, как и обязанностями. Комиссию по развитию острова Пасхи предлагается объединить с аппаратом губернатора, наделив его совещательными функциями. И, в конце концов, совет старейшин должен остаться в той форме, в которой он существует сейчас (та фракция, которая возглавляется Альберто Отусом), и стать консультативным органом по вопросам культурного наследия.
Во второй части проекта идёт речь об экономическом развитии и землепользовании на острове Пасхи. Предполагается улучшить инфраструктуру Рапа-Нуи, в особенности — морское судоходство и воздушное сообщение с континентальной частью Чили, а также медицинское обслуживание населения. Предлагается создать специальные фонды для экономического развития и регулировать иммиграцию с континента. Одним из наиболее существенных изменений должна стать реформа в сфере землепользования — все государственные земли, которые не используются под государственные службы (школы, государственные учреждения и военные зоны), должны быть переданы в коллективную собственность рапануйского сообщества. С целью регулирования этой собственности должен быть создать новый институт — так называемое сообщество коренного населения.
В 2005 году президент внёс на рассмотрение чилийского конгресса законопроект о внесении поправки в конституцию Чили, тем самым, сделав возможным создание «специальной административной территории» вне чилийской региональной административной системы как для Рапа-Нуи, так и для островов Хуан-Фернандес[38].
Хотя появление данного проекта является значительным шагом на пути проведения политической реформы, в действительности — это значительно упрощённая версия, составленная из многочисленных предложений 2002—2003 годов. Например, в окончательном документе не упоминается об автономности, а говорится только о специальном административном статусе. Более ранние проекты предлагали полный роспуск существующих институтов на острове и создание «автономной островной единицы» с избираемой населением ассамблеей и главой автономии, который отвечал бы за оборону, внутреннюю безопасность, международные отношения и суд, но при сохранении единства с Республикой Чили (это несколько напоминает Францию и Французскую Полинезию). Окончательный же проект предполагает менее значительные перемены.