Законы XII таблиц были первоначально записаны на 12 деревянных досках. После пожара консулы приказали отлить эти законы на медных таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным. В настоящее время текст Законов XII таблиц остается не полным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме ещё не было монеты ) может быть объяснён тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Они отражали ещё сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись три части:
· в первой указывался инициатор принятия закона;
· вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания;
· в третьей устанавливалась санкция.
Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.
Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало предание гласности в 302 г. до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и толкования норм, правил и обычаев, которые раннее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.
В III в. до н.э. – I в.н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц, которые официально были отменены в VI в.н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана. Существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практики от устаревших норм Законов XII таблиц. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.
На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов. На основе этого вырастает новая самостоятельная правовая система: «преторское право» и «право народов». Таким образом, в Риме возникла сложная дуалистическая система источников права.
Уже в первый век империи падаёт значение народных собраний, которые к концу первого века крайне редко принимали новые законы. Содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права.
Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная правотворческая власть императоров.
Во II в.н.э. правотворчество императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров действовали на всей территории римского государства.
Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:
1. Эдикты – общие положения, основанные на власти «imperium», а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в.н.э. они начинают соблюдаться и его приемниками;
2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам;
3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция;
4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.
Наиболее важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер. Юристы играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. В I – начале II в.н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых правовых институтов.
Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования.
Укрепление авторитета римской юриспруденции как источника права во II - III вв.н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты.
В период постклассической эпохи римское право претерпевает некоторые изменения, но его основные институты практически сохраняются.
В 533 г. император Юстиниан создает Свод законов (кодекс). Он был разделен на 12 книг:
· в книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии;
· книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права;
· в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.).
Каждая книга распадается на титулы, а последние – на фрагменты.
Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют Дигесты (использовали 2000 сочинений, обработала три миллиона строчек). Они представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов. Структурно они делятся на семь частей и на 50 книг, которые в свою очередь расчленяются на титулы, титулы – на фрагменты.
В Дигестатах рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права. Сравнительно немного места отведено публичному праву. Представлены и вопросы, относящиеся к сфере международного права.
В том же году издаются Институции, которые получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. Она состоит из 4 книг:
· в первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве;
· вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах;
· в третью книгу включены титулы, относящиеся наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п.;
· в четвертую книгу, где разбираются вопросы защиты прав.
Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами – систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институции Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX в.
Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.
В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера.
Глава 3
Римское право от древнейшего и предклассического периодов
Общая характеристика
В плоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой было цивильное и квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнейшим правом.
· Цивильное право предоставляло римскому гражданину совокупность правомочий, открывало перед ним возможность участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные имущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда;
· Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества, но отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью.
Права на вещи
В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть обьектом права собственности, было деление на:
· Манципируемые – земли Италии, рабы, рабочий скот, земельные серветуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности;