Эта беседа закончилась трагично. Малюта Скуратов собственноручно задушил его подглавием, сказав монастырским властям, что митрополит умер по их небрежности «от неуставного зною келейного»[9].
Некоторые историки считают, что вражда между Иваном Грозным и Филиппом Колычевым характеризуется как спор между государством и церковью из-за власти, вызванный попытками светской власти подчинить себе церковь. «Но в сущности раздор между царем и митрополитом шел из-за ограничения духовной власти светской: в это время митрополичьи дети боярские были сделаны из придворных митрополита чем-то в роде государственных чиновников, зависевших от гражданской власти и составлявших из себя. Права архиереев иметь двор были ограничены в 1551 году. При Грозном начинают созываться ежегодно в Москву духовныя власти из разных местностей России; этот собор – будущий Синод, и который иностранцы уже называли синодом – также ограничивал власть митрополита. В то же время учреждены были поповские старосты – будущие «благочинные» - для наблюдения за нравственностью священников, чтобы они не ходили в кабаки и т.д.»[10]. (этот отрывок написан старорусским языком, с твердыми знаками на конце и т.д. Ничего страшного, что я переписала данный текст современным языком???)
А некоторые не соглашаются с этой точкой зрения. В 1881 году Владимир Соловьев написал статью «О духовной власти в России», в которой писал о митрополите Филиппе:
«И, однако же, злодеяния Ивана IV не имели рокового значения в русской истории, не замутили источника народной жизни; напротив, они дали ему случай обнаружить свою силу. Между Иваном IV и св. Филиппом не было ни спора о власти, ни каких-либо личных счетов. Святитель исполнил свой долг как представитель нравственного принципа, обличая царя, изменившего этому принципу, и, как носитель духовной силы, не побоялся физического насилия и смерти. Беззаконие царя было торжеством святителя. В Иване IV государственная власть сошла со своих нравственных основ, но народ не потерял ничего существенного, ибо существенное для него – это духовная сила, святость, и этот высший идеал получил лишь новый блеск в глазах народа от крови святителя, умершего за святое дело.
Митрополит Филипп оправдал веру народную, не посрамил христианского знамени, и вот, несмотря на весь погром Ивана IV, народ остается спокоен. По русскому чувству еще можно было жить при Иване Грозном».
На мой взгляд, никаких споров по поводу власти между Филиппом и Иваном Грозным не было. Митрополит не претендовал на верховенство. Филипп лишь делал своё дело – распространял слово Божие, критиковал действия царя, которые считались грехами.
2.2 Михаил Федорович и Филарет – 1619 по 1633 годы.
В 1613 году, после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну, Земским собором был выбран новый царь – Михаил Федорович Романов. Его отец – Федор Никитич Романов – находился в польском плену. Но после возвращения оттуда 14 июня 1619 года именно он встает у руля государственной власти.
24 июня 1619 года Филарет был посвящен в патриархи. «С саном патриарха Филарет совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями,
а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя». [11]
Филарет был человеком более государственного ума, нежели церковным, в аргумент этому может послужить также и тот факт, что Филарет был насильно пострижен в монахи в 1601 году. Ни до, ни после него, ни один митрополит не обладал подобною властью.
Схема простая: отец и сын, отец сверху – сын под ним. Тем более что их семья носила патриархальный характер и всех это устраивало. Несмотря на полное соблюдения правил придворного этикета, Михаил жил при полном послушании отцу с матерью. Женился Михаил по указанию родителей, и государством правил по их же указаниям.
Положение власти Романовых тогда было еще совсем хрупким и неустойчивым, молодой неопытный царь, к тому же еще и достаточно слабый человек не способствовали укреплению порядка в стране. Но с приходом Филарета все изменилось. Он быстро убрал из окружения царя лишних людей, пытавшихся влиять на Михаила (например, Салтыковых, Грамотина и т.д.) и самим через него управлять страной. Убрал он и половину Боярской думы, так как за бедностью казны Михаил, чтобы упрочить свое положение среди знати активно раздавал думные чины. Тогда Боярская дума стала как никогда сильной и влиятельной.
Филарет был человеком твердым, исключительно честолюбивым, нрава был «опальчивого». Он был энергичным деятелем, по большому счету, именно фактическим правлением Филарета и запомнились эти времена, времена правления первого представителя рода Романовых.
Но это все государство, а ведь Филарет был еще и патриархом. Патриаршая деятельность Филарета состояла в «энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против кн. Хворостинина, в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания, коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов»[12]. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Также Филарет попытался открыть православную школу и пригласил для этой цели архимандрита Иосифа из Александрийского патриархата.
«В истории Михаил Федорович же остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета»[13].
Восстанавливать Русь, наводить элементарный порядок, реформировать армию и создавать военно-промышленное производство, бороться с мятежниками и бандами разбойников, освобождать земли от оккупантов, укреплять политический центр, создавать разумную систему налогообложения, пресекать чиновничий произвол и как-то стабилизировать ситуацию внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга - вот основные задачи Михаила и Филарета как политика. Его и называли официально «Великим Государем, Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем», с чем был согласен царь Михаил. Земские соборы тогда созывались достаточно регулярно - для лучшего понимания государями нужд и бед всех слоев населения страны».[14]
Филарет делал все, чтобы народ воспринимал царскую власть, как власть, данную свыше, чтобы люди принимали царя, как сына божьего, что обязывало бы нравственно на верность ему. Он старался сделать царя не просто политиком, он пытался придать возвышенности положению царя.
Скончался Филарет в возрасте 80-ти лет 1 октября 1633 года.
После смерти отца, можно сделать вывод, что его присутствие помогла Михаилу, его рука окрепла, и последующие годы правления Михаил самостоятельно и хорошо правил страной.
Что можно сказать о временах подобного двоевластия?
Возможно, на тот момент это было как нельзя кстати. Михаил был молодым, кротким, слабым царем, а Филарет был человеком противоположного склада. Он стал не только патриархом, но и правящим царем, который твердой рукой устранил нежелательных лиц из окружения своего поначалу политически слабого и неопытного сына и руководил его действиями в крайне тяжелой ситуации, доставшейся после всего, что произошло раньше. Филарет был отцом Михаила, и как сын царь не мог не слушаться своего родителя, более того по закону Божьему сын должен подчинять отцу, уважать его. Они явили единомыслие в политических делах, и это больше никогда не повторялось в Российской истории, когда государи стали сильнее и вошли во вкус власти.
2.3 Алексей Михайлович и Никон (1652-1658)
Отношения царя и Никона открывают нам новую сторону отношений между государством и церковью. Не обладая сильным характером, царь Алексей искал опоры в своем окружении. Сначала он всецело подчинялся авторитету Морозова, а затем избрал себе наставником монаха Никона. С первой же встречи юный царь Алексей был очарован Никоном. Никон ставил церковь выше государства.
Не обладая сильным характером, царь Алексей искал опоры в своем окружении. Сначала он всецело подчинялся авторитету Морозова, а затем избрал себе наставником монаха Никона[15].
Никон был поистине богатырского телосложения. Богатырем он был и по натуре – сам много мог вынести, многого требовал и от других. Человеком был он страстным, праведность его производила впечатление на окружающих. Выделялся он мужеством и волей.
Некогда во время деловой поездки в Москву он представляется царю. И уже в последующей поездке в 1648 году царь пожелал видеть Никона в Москве при себе. Он не отпустил его из Москвы и сделал его архимандритом Ново-Спасского монастыря, который являлся родовым монастырем-усыпальницей Романовых, таким образом, он приблизил Никона как только можно близко, приблизил к самому святому. Ведь на самом деле Алексей был просто очарован личностью Никона. Царь желал с ним встреч как можно больше. Они очень часто встречались, либо царь ходил в монастырь, либо Никон к царю.
В 1649 году Никон стал митрополитом Новгорода. Также с этим он получил особые полномочия. У нового митрополита были особые представления о церковной и государственно власти. В 1649 году было составлено новое «Уложение». Оно, по мнению Никона, ущемляло права церкви, ее служителей. Тогда он поставил цель своего церковного служения: это победа над светским, боярским, государственным мировоззрением, казавшимся Никону нечестивым и внецерковным, во имя православного церковного и канонического (как казалось Никону) преобладания Церкви над государством. Он хотел это выявить в своем новгородском правлении. Ему царь дал сразу привилегию[16].