Смекни!
smekni.com

Государство и церковь в Московской Руси цари и иерархи Иван IV и Филипп Колычев , Михаил Фед (стр. 4 из 4)

Как известно, царь Алексей Михайлович был слабым по натуре человеком и ему всегда нужен был друг, советчик. И в Никоне он нашел его. Ведь патриарх был очень волевым, целеустремленным и харизматичным человеком. Никон, будучи человеком амбициозным, пытался управлять страной, вмешивался в государственные дела и при этом старался укрепить свою власть на духовной стезе. Но, в конце концов, каждому человеку надоедает постоянная опека и когда наступает критический момент, человек порывает все отношения с опекуном. Именно это мы видим на примере Алексея Михайловича и Никона. Но, тем не менее, царь был очень привязан к патриарху, прислушивался всегда его мнения. И даже когда он сослал Никона в монастырь, тем самым удалив от государственный и церковных дел, присылал ему гостинцы и пытался сгладить конфликт.

3. Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод, что отношения между государством и церковью определялись лишь личностью митрополита и царя. В реферате рассмотрено было 3 примера.

В первом мы видим Ивана Грозного и Филиппа Колычева. Оба были людьми сильными – произошло столкновение, что вышло боком естественно патриарху, так как царь – это глава, власть государства, а церковь в государстве. Но со стороны Филиппа не было никаких притязаний на власть светскую, он лишь пытался образумить царя, наставить на истинный путь.

Во втором церковь и государство вступают на одну ступень, так как помимо того, что впервые возникает ситуация родственной связи между главой государства и главой церкви, также здесь можно наблюдать и то, что Филарет был скорее более государственным деятелем – ему это хорошо удавалось и нравилось. У отца с сыном установились дружные отношения. Митрополит буквально правил за царя, но царь не был против.

В третьем примере митрополит очаровывает царя и стремится возвысить церковь над государством, но при этом и участвовать в государственных делах. Здесь мы видим личную привязанность государя к патриарху, но, в конце концов, последний не достиг своей цели.

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод. Государственная власть всегда оказывается победителем, ведь кто сверху – тот главный. Да, возможно, церковь главенствует в душах и умах народа, но в реальности лишь государство управляет людьми.


Список использованной литературы.

1. Б.Н. Флоря. «Иван Грозный». – М.: Мол. гвардия, 1999. http://lib.rus.ec/b/180212/read#t16

2. В.В. Андреев. «Раскол и его значение в народной русской истории». – СПб., 1870

3. В.С. Соловьев. О духовной власти в России. Собр. соч. В 15 т. Репринт. изд. – М., ПАИМС, 1992. Т.3. http://mirosvet.narod.ru/sol/odv.htm

4. Династия Романовых. Михаил Федорович Романов. http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/1.htm

5. Житие Святителя Филиппа, митрополита Московского. — М.,1891 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14100&cat_ob_no=12752

6. Карташов «История Русской церкви». – Эксмо, 2010

7. Русский биографический словарь. Никон - патриарх Московский http://www.rulex.ru/01140260.htm

8. Сайт Хронос. Филипп, Колычев Федор Степанович. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kolychev.php

9. Скрынников Р. Г. «Крест и корона». – Искусство-СПБ, 2000 г.

10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-u/104.htm


[1] Сайт Хронос. Филипп, Колычев Федор Степанович. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kolychev.php

[2] Р.Г. Скрынников «Крест и корона» - с.273

[3] Житие Святителя Филиппа, митрополита Московского. — М.,1891 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14100&cat_ob_no=12752

[4] Сайт Хронос. Филипп Колычев Федор Степанович. http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kolychev.php

[5] В.В. Андреев. «Раскол и его значение в народной русской истории» - с. 47

[6] Б.Н. Флоря. «Иван Грозный». http://lib.rus.ec/b/180212/read#t16

[7] Р.Г. Скрынников «Крест и корона» - с.286

[8] Житие Святителя Филиппа, митрополита Московского. — М.,1891 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14100&cat_ob_no=12752

[9] Карташов «История Русской церкви» - с. 552

[10] В.В. Андреев. «Раскол и его значение в народной русской истории» - с .47-48

[11] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-u/104.htm

[12] там же.

[13] Династия Романовых. Михаил Федорович Романов. http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/1.htm

[14] там же

[15] Скрынников «Крест и корона» - с. 386

[16] Карташов А.В. «История Русской церкви» – с. 188

[17] Карташов А.В. «История Русской церкви» – с. 189-190

[18] Скрынников «Крест и корона» - с. 387

[19] Русский биографический словарь. Никон - патриарх Московский http://www.rulex.ru/01140260.htm

[20] Скрынников «Крест и корона» - с. 389

[21] Карташов – с. 202-203

[22] Русский биографический словарь. Никон - патриарх Московский http://www.rulex.ru/01140260.htm

[23] там же.

[24] В.С. Соловьев. О духовной власти в России. http://mirosvet.narod.ru/sol/odv.htm

[25] Скрынников Р. Г. «Крест и корона» – с.390