План
Введение
1 История открытия и изучения
1.1 Крит в древнегреческой мифологии
1.2 Крит в древних исторических источниках
1.3 Ранний период изучения
1.4 После дешифровки критского письма
1.5 Современное состояние
2 Хронология
3 Развитие
3.1 Доминойский период
3.2 Культурные связи
3.3 Закат
4 Государство
4.1 Обзор
4.2 Государственное устройство
4.3 Торговля
4.4 Вооружение
4.5 Внешние связи
4.6 Крит в иностранных источниках своего времени
5 Культура и технологии
5.1 Архитектура
5.2 Керамика
5.3 Одежда
5.4 Печати и глиптика
5.5 Оружие и металлические изделия
5.6 Живопись
5.7 Религия
6 Язык и письменность
6.1 Критское письмо
6.2 Фестский диск и секира из Аркалохори
6.3 Этеокритские надписи
7 Этнокультурная принадлежность
7.1 Антропология
7.2 Генетика
7.3 Лингвистические связи
7.4 Различные гипотезы о происхождении
Список литературы
Минойская цивилизация
Введение
Минойская цивилизация — относящаяся к бронзовому веку крито-микенская цивилизация острова Крит (2600—1450 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были т. н. «дворцы» — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с древним Египтом.
В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период Кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной Микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть по крайней мере важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками не позднее 4-3 вв. до н.э.
1. История открытия и изучения
Крит в древнегреческой мифологии Крит в древних исторических источниках Ранний период изучения
В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.
Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 г. критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.
Официальной датой открытий культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.
В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.
1.4. После дешифровки критского письма
Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — Линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — Микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.
1.5. Современное состояние
2. Хронология
Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием Микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.
Хронологическая привязка, предложенная Эвансом, со временем была уточнена в сторону удревнения для ряда периодов благодаря находке минойских предметов в культурных слоях других цивилизаций, например, Древнего Египта.
Минойская хронология | |||
3650-3000 до н. э. | PMI | Додворцовый период | |
2900—2300 до н. э. | PMII | ||
2300—2160 до н. э. | PMIII | ||
2160—1900 до н. э. | CMIA | ||
1900—1800 до н. э. | CMIB | Раннедворцовый период (Протодворцовый период) | |
1800—1700 до н. э. | CMII | ||
1700—1640 до н. э. | CMIIIA | Новодворцовый период (Новый дворцовый период) | |
1640—1600 до н. э. | CMIIIB | ||
1600—1480 до н. э. | ПMIA | ||
1480—1425 до н. э. | ПMIB | ||
1425—1390 до н. э. | ПMII | Последворцовый период (В Кноссе — Финальный дворцовый период) | |
1390—1370 до н. э. | ПMIIIA1 | ||
1370—1340 до н. э. | ПMIIIA2 | ||
1340—1190 до н. э. | ПMIIIB | ||
1190—1170 до н. э. | ПMIIIC | ||
1100 до н. э. | Субминойский период |
3. Развитие
3.1. Доминойский период
Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей.
Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.
Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры. Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками самаррской культуры в Месопотамии, которые под натиском шумеров мигрировали на запад, основав убайдскую культуру, и позднее переселились на Крит[1]. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у убайдской культуры.
С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры. Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.
3.2. Культурные связи
В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.
По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).
Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск.
Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.
Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.
В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.
Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.
3.3. Закат
Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. — вулканического взрыва на острове Фира (Санторин), породившего катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде.
Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).
После извержения власть на острове захватывают ахейцы. Возникает микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. до н. э. Микенская культура уничтожена дорийцами, которые в итоге заселяют и Крит. Вторжение дорийцев приводит к резкому культурному упадку, выходит из употребления критское письмо. Минойцы скрываются от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом А), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).