Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.
И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии.
Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.
Однако все это - только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине.
По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн. человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину. А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.
Начало «Третьей Югославии» было положено 27 апреля 1992 г, когда на торжественном заседании Скупщины СФРЮ, Народной скупщины Республики Сербия и скупщины Республики Черногория народные представители этих двух республик заявили о продолжении государственного, международного, правового и политического статуса СФРЮ в новом совместном государстве – Союзной Республике Югославии (СРЮ).
Развитие СРЮ после мая 1992 г. проходило в крайне сложных условиях действия международных санкций, введенных против нее в связи с обвинением в участии в военных действиях на территории Боснии и Герцеговины.
Создание федерации требовало строительства новых структур власти. На проведенных в конце мая 1992 г. выборах в Вече граждан Союзной Скупщины, в скупщины автономных краев и местные органы власти больше всего голосов получили правящая Социалистическая партия Сербии (СПС) во главе со Слободаном Милошевичем и Сербская радикальная партия (СРП) В.Шешеля, в Черногории – Демократическая партия социалистов (ДПС).
В июне 1992 г. делегаты Союзной Скупщины избрали президентом СРЮ известного писателя, академика Д.Чосича. На должность премьер-министра был приглашен американский предприниматель сербского происхождения М.Панич.
Д.Чосич и М.Панич проводили активную политику сотрудничества с международными организациями, политику реального компромисса, демонстрируя стремление к миру и добрую волю руководства Югославии. Д.Чосич выступил с заявлениями о готовности признать бывшие республики СФРЮ. С.Милошевич обвинял Д.Чосича в мягкости и уступчивости, в нарушении конституции.
В декабре 1992 г. на внеочередных выборах в Союзную Скупщину СРЮ победу одержало объединенное большинство социалистов и радикалов 1 июня 1993 г. они тайным голосованием в отсутствие Д.Чосича отстранило его от должности. Новым президентом страны был избран предложенный СПС З.Лилич, но фактическим лидером оставался С.Милошевич. Именно он участвовал во всех международных переговорах, принимал иностранных дипломатов и посредников по урегулированию кризиса и даже подписывал документы от имени Югославии. Правящая СПС уверенно лидировала и на выборах в декабре 1993 г.
В Черногории на протяжении всего времени кризиса и санкций наблюдалось достаточно стабильное политическое положение. На всех выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) получала поддержку большинства избирателей, а популярность президента М.Булатовича выходила далеко за рамки одной партии.
Санкции ООН против Югославии вводились поэтапно начиная с сентября 1991 г. Они предусматривали полное торговое эмбарго, прекращение всех финансовых операций, авиаперевозок, научного, культурного и технического сотрудничества, запрет на участие спортсменов СРЮ в международных соревнованиях.
В конце 1992 г. был запрещен транзит товаров через территорию СРЮ,
а в 1993 г. замораживались югославские счета в иностранных банках. Для связи с внешним миром Югославии были оставлены только телефон, железнодорожная и почтовая связь.
Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. Так, общественный продукт после введения санкций с 30 мая 1992 г. сократился больше чем на 30%, промышленное производство уменьшилось на 60%, занятость населения сокращена на 26%. число безработных в конце 1997 г. достигло 795 тыс. человек, что составило 25,6% всего трудоспособного населения. В результате блокады внешняя торговля почти приостановилась, и потому каждый год внешнеторговый дефицит составлял около 2 млрд. долл. В то же время невероятно выросла инфляция в 1992, 1993 и 1999 гг., составляя миллионы и миллиарды процентов. Этого никогда не наблюдалось в экономической истории мира. Сербия приняла у себя 700 тыс. беженцев, ранее проживавших в других бывших республиках. Бомбежки разрушили Сербию и Косово. Все это создало чрезвычайно тяжелую ситуацию в стране.
В такой ситуации группой белградских экономистов в 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии», руководителем которой стал опытный экономист, председатель Народного банка Драгослав Аврамович.Программа была направлена в первую очередь на сокращение темпов инфляции и против падения производства. Одна из центральных идей программы – это создание новой национальной валюты, обеспеченной золотовалютным покрытием. Кроме выпуска в обращение конвертируемого динара, равного немецкой марке, был принят еще ряд решений: Народному банку было отведено ключевое положение в проведении монетарной политики, эмиссию денег стали осуществлять только в одном центре, вместо прошлых шести, и под непосредственным контролем Аврамовича; была запрещена выдача векселей без покрытия; обращено особое внимание на санацию банков, что было связано с финансированием и оздоровлением рентабельных и кредитоспособных предприятий, с осуществлением приватизации; средства на нужды общественного потребления должны были поступать за счет налогов; был ужесточен контроль за своевременной их уплатой, а также за возвращением долгов по налогам.
Вскоре эти решения дали положительный результат: средства от ранее не уплаченных налогов начали поступать в казну. Резервы в банках стали расти. В результате в первые полгода цены почти не выросли, а в следующем, 1995 г., выросли только на 5%. Однако в 1996 г. рост цен уже составил 58,7%, в 1997 г. - 18,5%, в 1998 г. - 29,8% [8].
В сентябре 1994 г. экономические санкции были частично отменены, в ноябре 1995 г. – приостановлены на неопределенное время. 1 октября 1996 г. после объявления результатов выборов в Боснии и Герцеговине решением Совета Безопасности ООН санкции были сняты окончательно.
1997 и 1998 гг. прошли под знаком Косово. Косовские албанцы не были довольны своей судьбой в составе новой Югославии. Автономный край обладал равными правами с республиками кроме одного – не мог отделиться от Сербии. Поэтому в Косово с первых дней выступления албанцев звучали требования предоставления краю статуса республики.
Освободительная Армия Косова (ОАК), создававшаяся на территории Албании, имела политическое и военное руководство. Цели ОАК заключались в том, чтобы создать и расширить «свободную территорию», добиться признания своей борьбы и, заручившись поддержкой международных организаций, отделиться от Югославии. Боевики спровоцировали возобновление конфликта в начале
1998 г. – вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах, убийство мирных жителей. Столкновения вооруженных албанских групп с полицией напоминали боевые действия. К октябрю 1998 г. Косово было почти свободно от вооруженных формирований. В 1997 г. подключились к решению «проблемы Косова» мировое сообщество в лице ООН, ОБСЕ, НАТО, руководство отдельных стран. НАТО в августе 1997 г. предупредило С.Милошевича о возможности вооруженного вмешательства в конфликт. Наиболее вероятный сценарий, рассматривались удары с воздуха по сербским позициям. 9 марта 1998 г. США и Англия предложили ввести дополнительные санкции против Югославии. В сентябре 1998 г. СБ ООН принял резолюцию, обязывающую сербов прекратить огонь, вывести подразделения сил безопасности из Косово и начать мирные переговоры с албанской стороной. В феврале 1999 г. в замке Рамбуйе под Парижем начались переговоры между албанской и югославской делегациями, войска НАТО начали размещение 10-тысячного контингента в Македонии на границе с Косово. Альянс попытался заставить Белград пойти на размещение войск НАТО в Косове. В случае отказа, угрожая нанести бомбовые удары. Однако 23 марта 1999 г. Скупщина Сербии приняло постановление, в котором было сказано, что она «не соглашается на присутствие иностранных войск в Косове и Метохии». 24 марта, нарушив суверенитет Югославии, агрессию совершили 19 государств – членов НАТО, обрушив на страну бомбовые удары. Агрессия длилась 78 дней. Лидеры НАТО оправдывали агрессию «гуманитарными соображениями». Фоном были их заявления об антидемократическом режиме С.Милошевича, о жертвах среди албанцев, о нарушении прав свободы и т.д. Бомбовые удары кроме военных объектов были нацелены на памятники культуры, средневековые монастыри и национальные святыни, которые находились под защитой ЮНЕСКО. В результате агрессии погибло более 2 тыс. человек, около 7 тыс. получили ранения, 30% из
них – дети. В целом боевые действия на Балканах не принесли желаемого результата: на боснийской земле возникли западные военизированные протектораты, а в Косово так и не удалось остановить насилия[3].
Список использованной литературы
2. Волков В. К. «Новый мировой порядок» и балканский кризис 90-х годов // Новая и новейшая история. 2002. № 2. С. 20.
3. Гуськова Е. Ю. Кризис в Косове: история и современность // Новая и новейшая история. 1999. № 5, С. 21-56
6. Новые государства на Балканах / Е.Г.Пономарева. - М., МГИМО(У) МИД РФ, 2010. - 252 с – с 133
8. Тягуненко Л.В. Союзная республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса // ННИ. 2001. № 3. С. 28-45