Русские земли в составе Литвы, более обширные, чем литовские и наиболее экономически и политически развитые, оказали существенное влияние на характер социальных отношений и культуру этого государства.
Вотчинская феодальная знать Великого княжества Литовского в основном состояла из русских, а не из литовцев.
Кроме того, русское право вошло в литовское законодательство: «Русская Правда» до второй половины XVв. была действующим сводом законов на территории Литвы. Государственным языком Литовского княжества стал русский язык в его западном варианте («русская мова»).
Сохранение значительной части полномочий на местах привело к тому, что в Литве не сложился централизованный аппарат правления. Полиэтнический характер государства отражало и его официальное название – Великое княжество Литовское и Русское, где русский язык был государственным.
Во второй половине XVв. определилось важнейшее направление внешнеполитической деятельности Московского государства – борьба за выход к Балтийскому морю. В 1492г. на р. Нарва была построена крепость Иван-город, ставшая форпостом русских войск.
В 1503г. между Москвою и Литвой было подписано шестилетние перемирие, завершившее вторую русско-литовскую войну 1500-1503гг., в ходе которой московские войска разгромили литовские рати. В результате этого к московскому государству перешли Новгород-Северское и Стародубское княжества, а также города Брянск, Мценск, Дорогобуж и др..
В марте 1507г. возобновились военные действия против Литвы и шли они довольно вяло. В сентябре 1508г. снова был заключен мир, который не привел к территориальным изменениям, однако, литовской стороне пришлось отказаться от претензий на все земли, присоединенные к России на Западе.
В XV-XVIвв. Литовско-Русское государство продолжало развиваться как федеративное и по существу суверенное государство. Влиятельным институтом власти был Боярский совет (рада), действующий при великом князе и совместно с ним осуществляющий высшие политические функции.
Поощряя развитие торговли и промышленности, литовское правительство добивалось в городах, так называемого, магдебургского права. Получившие магдебургское право города освобождались от суда и управления общей администрации (воевод, старост и наместников – державцев), а также от исполнения рабочих повинностей. Городское самоуправление по магдебургскому праву воспитало в западнорусских городах дух корпоративности и самодеятельности.
В 1557г. в Великом княжестве была проведена реформа – Волочная помера: вся земля в селе поделилась на участки (волоки) и одному из каждых семи волок крестьяне должны были пахать на великого князя, а урожай опять – таки шел на рынок. Были в Литве и лично свободные крестьяне, обязанные нести военную службу – бояре панцирные.
Городов в Литве было немного и для их развития князья приглашали иноземцев – немцев, евреев, получавших специальные привилегия. Знать же делилась в XVI веке на три стана:
· Первый составляли князья – Рюриковичи и Гедиминовичи;
· Второй - паны: крупные магнаты – землевладельцы литовского (Радзивиллы, Сапеги) или русского (Воловичи) происхождения;
· Третий – бояре шляхта – основной слой землевладельцев, обязанных нести у великого князя военную службу.
Своеобразным было и государственное устройство Великого княжества. При дворе великого князя были должностные лица (канцлер, маршалок), но не было учреждений. Единственным постоянным органом была канцелярия великого князя, где составлялись акты и привилегии, и хранился государственный архив. Все важнейшие акты внутренней и внешней политики великий князь с 1492г. должен был согласовывать с Радой панов. Рада управляла страной в отсутствии князя, контролировала все земельные пожалования, расходы и внешнюю политику.
Высшим законодательным органом Великого княжества в этой системе был Вальный сейм. С 1507г. он созывался постоянно, и в его компетенцию входило принятие законов, решений о сборе налогов для князя, о созыве шляхетского ополчения.
Окончательно государственное устройство Литвы определилось во второй половине XVIвека.
Таким образом, социально-политический строй в Литовско-Русском государстве приобрел все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробление государственной власти между землевладельцами, систему частного подданства и иерархическую лестницу вассалов с сувереном, великом князем, наверху этой лестнице.
3. Создание идеологического фундамента и органов центральной власти во второй пол. XIV– начале XVIвв.
Образование Русского централизованного государства и становление единодержавной власти происходило в условиях ожесточенной идеологическое борьбы, выражавшейся в церковно-политичсеких спорах между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами». «Нестяжатели» выступали против крупного церковного землевладения. Представителями другого церковно-политического течения, напротив, основой экономического влияния считали крупное церковное землевладение. Свое название они получили как последователи Иосифа Волоцкого. Если «нестяжатели» доказывали, что церковь отступает от догматов Христианства, проповедуя аскетизм и тленность земной жизни, сосредоточивая в то же время в своих руках огромные материальные ценности, то «иосифляне» утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять функции служительницы бога на земле. На церковном сборе 1503г. «иосифляне» выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали «нестяжатели», поддерживаемые в то время Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудили Ивана III пойти на уступки «иосифлянам». Они, в свою очередь, с этого времени стали активно поддерживать теорию божественного происхождения царской власти. Характерно, что «иосифлянин» Филофей создал теорию «Москва-третий Рим», сыгравшую в дальнейшем важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.
Завершившееся объединение русских земель и окончательное освобождение их от ордынской зависимости, и главное, т.е. общие социально-экономические сдвиги – все это привело к установлению на Руси самодержавия и в то же время, создавало предпосылки для превращения Московского великого княжества в сословно-представительную монархию. Опорой московской монархии было не только дворянство, традиционно поддерживающее великокняжескую власть. В ее поддержку выступали и горожане, заинтересованные в ликвидации остатков феодальной раздробленности, тормозивших развитие торговли и ремесла. Отношение боярства к рождавшемуся самодержавию не было однозначным. Большинство бывших удельных князей и бояр, защищая свои родовые вотчины и политические привилегии, выступали за ограниченную монархию. Другая часть боярства, представленная в основном старопоместной знатью, активно поддерживала великокняжескую власть, видя в ней источник своего влияния и материального благополучия. Эта часть боярства была наиболее близко связана с московским купечеством, из которого начинала формироваться новая столичная бюрократия. Все это требовало централизованной и бюрократической отлаженной системы управления. Пытаясь возвысить великую княжескую власть над феодально-родовой знатью, правительство Ивана III последовательно формировало многоступенчатую систему служивых людей. Бояре, присягая на верность великому князю, заверяли свою преданность особыми «клятвенными грамотами». Московский государь получил право налагать на бояр опалы, удалять с государственной службы, конфисковать их вотчины или, наоборот, даровать им новые.
Усложняются функции государственного аппарата, что предопределило выделить в качестве самостоятельной – отрасль дворцового хозяйства, отвечавшую за великокняжеский удел. Особое место в государственном управлении Московского княжества занимает казначей, при котором сложилось первое государственное учреждение – Казна (впоследствии Казенный двор). В 1467г. появились должности казенного дьяка и подьячих, ведавших делопроизводством этого учреждения, которое занималось не только финансами, но и посольскими, поместными, холопьими и ямскими делами.
С конца XVв. оформляется высший государственный орган централизованного управления – Боярская дума. В состав Боярской думы при московском князе входили как московские бояре, так и бывшие удельные и служилые князья. Дума решала важнейшие государственные вопросы и была совещательным органом при московском государе.
Органы исполнительной власти также претерпели серьезные изменения. Появляются первые «приказы» - центральные правительственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями княжеского управления. Главную роль в приказах играли дьяки – управляющие канцеляриями.
В основе системы местного управления осталась традиционная система кормлений. Княжество делилось на обширные уезды, а уезды на волости и таны.
Городом и его пригородом управлял наместник, поставленный великим князем на кормление. Волостями руководили волостели из числа более мелких служилых людей.
Важное значение имел институт местничества – система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV-XVвеках. По системе местничества все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестнице и все их служебные названия, как военные, так и гражданские, должны были соответствовать их родовитости и личным заслугам. Так, бывшие «властители земель», собравшись в Москве, распределяли между собой политические привилегии и материальные блага на службе у своего нового «господина» - московского великого князя.
4. Социальное развитие Московского государства при Иване IIIи Василии III. «Судебник» 1497г.