Представляется, что качественное изменение службы участковых уполномоченных, т.е. создание на их базе качественно нового подразделения - подразделения профилактики, одного из элементов профилактической службы, возможно лишь при ликвидации многофункциональности в их деятельности путем уменьшения у них числа непрофилактических функций. Суть данной проблемы состоит в том, что участковые уполномоченные выполняют объем работы, который с количественной и качественной стороны не соответствует ни физическим, ни профессионально-интеллектуальным их возможностям. Уменьшение у участковых уполномоченных числа непрофилактических функций до определенного предела возможно путем организации их деятельности на основе принципа специализации [20, с. 67-70].
В предупреждении тяжких преступлений против жизни и здоровья огромную роль играют выявление и пресечение преступлений, предусмотренных ст. 119 Уголовного кодекса РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью". Подтверждением этого является тот факт, что около 20% совершенных убийств предварялись угрозами убийством [19, с. 107]. Таким образом, каждое пятое убийство могло быть предотвращено при своевременном выявлении угроз убийством и применении ст. 119 Уголовного кодекса РФ. Значительно чаще угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью предшествует совершению таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В результате исследования судебной практики установлено, что угроза убийством предшествует совершению 43% преступлений, предусмотренных ст. 111 Уголовного кодекса. Выявление преступлений, предусмотренных ст. 119 Уголовного кодекса, и привлечение виновных в них к уголовной ответственности предупреждают совершение более тяжких преступлений против жизни и здоровья как субъектом угрозы (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция). Следственные подразделения органов внутренних дел расследуют более 90% всех случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ст. 111, частями первой - третьей, Уголовного кодекса РФ. При этом в 35% расследованных и направленных в суд уголовных дел имеются указания на предшествовавшие совершению преступления угрозы потерпевшему со стороны обвиняемого, в 8% уголовных дел имеются указания на угрозы обвиняемому со стороны потерпевшего и лишь в 5% дел следователем принимались какие-либо процессуальные решения по этим фактам.
Оставление фактов угроз без внимания в процессе предварительного расследования влечет безнаказанность данных преступных проявлений и приводит к формированию чувства безнаказанности у виновных лиц. Также следует отметить, что установление обстоятельств, предшествовавших совершению тяжкого преступления, в большинстве случаев происходит формально, лишь в 7% дел следователем выносились представления на устранение конкретных причин совершения преступления, в остальных случаях следователи ограничиваются общими фразами. Формальность вносимых следователями представлений влечет формальное же их исполнение, о чем свидетельствуют имеющиеся в уголовных делах рапорты участковых уполномоченных и сотрудников уголовного розыска, что никоим образом не способствует профилактике преступлений.
При расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, следователь не должен ограничиваться только вынесением представлений, но и должен проводить активное выявление предшествующих фактов преступного поведения как обвиняемого, так и потерпевшего.
О значимости такой деятельности может свидетельствовать предлагаемая схема генезиса тяжкого преступления против личности в семейно-бытовой сфере: 1) противоречие между интересами участников семейно-бытовых отношений; 2) межличностный конфликт на почве противоречия интересов; 3) развитие конфликта и переход его в стадию применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо угроз такого насилия; 4) дальнейшее развитие конфликта сопровождается угрозами убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; 5) результатом непрекращающегося конфликта становится совершение тяжкого преступления против личности. В ряде случаев возможно развитие преступного поведения, минуя некоторые стадии предлагаемой схемы, однако в большинстве случаев развитие преступного поведения в семье происходит последовательно по всем указанным в схеме этапам.
В настоящее время ст. 155 Уголовно-процессуального кодекса РФ [3] следователям предоставлена возможность выделения из уголовного дела в отдельное производство материалов о новых преступлениях, которые стали известны в результате расследования. Статья 153 УПК РФ позволяет следователю соединить в своем производстве несколько уголовных дел в отношении одного лица.
Наиболее эффективной была бы следующая организация работы следователя по выявлению и расследованию фактов угроз убийством в семейно-бытовой сфере при расследовании тяжких преступлений против личности:
1) следователь при допросе потерпевших, свидетелей, подозреваемого (обвиняемого) устанавливает наличие в прошлом фактов угроз убийством, иных противоправных действий со стороны подозреваемого (обвиняемого) или потерпевшего (при допросе следователь должен активно выявлять причины тяжкого насильственного преступления, задавать вопросы о предыстории конфликта, его развитии, устанавливать роль в нем потерпевшего и обвиняемого, выяснять, имели ли место иные преступные действия в ходе длительного семейного конфликта), тем самым устанавливая обстоятельства, способствовавшие совершению тяжкого преступления, и выполняя требования п. 18.1 Приказа МВД России от 17 января 2006 г. N 19;
2) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь с согласия прокурора в порядке ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ возбуждает уголовное дело по ст. 119 Уголовного кодекса РФ и принимает решение о соединение уголовных дел в одно производство в порядке ст. 153 Уголовно-процессуального кодекса РФ - соединение уголовных дел в одно производство позволяет наиболее эффективно организовать расследование и минимизировать затраты труда и денежных средств при расследовании уголовных дел (при этом помощь следователю по сбору доказательств по угрозе убийством могут оказывать участковые уполномоченные милиции);
3) при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь выделяет материалы об угрозе убийством в отдельное производство и направляет их прокурору для принятия решения в порядке ст. ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ - отсутствие в материалах уголовного дела по ст. 111 Уголовного кодекса РФ достаточных для возбуждения уголовного дела данных вызывает необходимость выделения материалов об угрозе убийством для их дальнейшей проверки и принятия по ним процессуального решения, при этом следователь освобождается от работы по проведению проверки и может максимально сконцентрировать свою работу на расследовании тяжкого преступления;
4) прокурор направляет материалы об угрозе убийством по подследственности органу дознания в порядке ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
5) орган дознания (дознаватель либо другой уполномоченный сотрудник органа дознания) продолжает сбор необходимых материалов для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления в действиях угрожавшего лица и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возбуждает с согласия прокурора уголовное дело по ст. 119 Уголовного кодекса РФ;
6) после возбуждения уголовного дела по ст. 119 Уголовного кодекса РФ решается вопрос о самостоятельном его расследовании в форме дознания либо о его присоединении к уголовному делу по ст. 111 Уголовного кодекса РФ - решение вопроса зависит от многих факторов (загруженности следователя, времени, затраченного на проведение проверки, процессуальных сроков по первому уголовному делу и т.д.), но наиболее эффективным является решение о соединении уголовных дел в одно производство, что позволяет экономить ресурсы не только органов внутренних дел, но и прокуратуры и суда.
Приведенная схема организации работы по выявлению угроз убийством в ходе предварительного следствия требует взаимодействия следственных подразделений и подразделений дознания, участковых уполномоченных милиции, уголовного розыска. В настоящее время интересы указанных подразделений зачастую бывают различны, что обусловлено особенностями действующей системы оценки органов внутренних дел, которая направлена не на контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, а на контроль количественных показателей отчетности.
Активная работа следователей по выявлению угроз убийством и иных преступлений, имевших место в семье до совершения тяжкого преступления, позволяет повысить профилактическое воздействие уголовного процесса на насильственные преступления в семье, максимально полно реализовать принцип неотвратимости наказания, повысить эффективность уголовного преследования и снизить затраты на уголовное судопроизводство в целом [11, с. 25-28].
Уголовно-правовая защита личности всегда в первую очередь означала защиту жизни и здоровья человека. Уже в памятниках древнерусского права, важнейшим из которых является Русская Правда, предусматривалась ответственность за отдельные виды посягательств на жизнь. В первых судебниках, Соборном уложении 1649 г., законодательных актах Петра I складывалась система норм о преступлениях против жизни, закрепленная затем в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845-1885 гг.