Дополнительное сопровождение деятельности мошавов оказывают региональные советы, а также государственные органы, как, например, Министерство сельского хозяйства и сельского развития Израиля[27], Управление землями Израиля и т. д.
2.4. Социальные и экономические перемены в мошавах
Уже в 40-е годы XX века, а в особенности вскоре после основания Государства Израиль в 1948 году, мошавное движение претерпело значительные идеологические изменения. В то время как мошавы, основанные до того периода, заселялись в первую очередь идеологически настроенными поселенцами Второй и Третьей алии, готовыми идти на лишения ради воплощения идей сельскохозяйственной кооперации и идеалов сионизма, дальнейшие волны репатриации были менее идеологически настроены, а после Второй мировой войны состояли (кроме небольших остатков уцелевшего после Холокоста европейского еврейства) из евреев-выходцев из исламских стран, которым были чужды социалистические чаяния их предшественников[28].
Основание государства, породившее значительный административный, военный, обслуживающий и промышленный сектор, повлекло также снижение профессионального престижа и экономической привлекательности сельскохозяйственных профессий[29].
При этом поддержка сельскохозяйственной кооперации оставалось приоритетным направлением внутренней политики Израиля в период власти партии «Мапай», остававшейся у власти от основания государства до 1977 года.
С конца 70-х годов XX века в израильской экономике усилились тенденции либерализации экономики и постепенной приватизации государственного имущества и имущества «Гистадрута». В 80-е годы экономику Израиля также постиг тяжёлый экономический кризис. Кризис особенно тяжело ударил по аграрному сектору, поставив многие сельскохозяйственные кооперативы на грань банкротства. Социальные процессы в израильском обществе, связанные с постепенным отходом от идеалов социализма, равенства и первопроходчества, также глубоко повлияли на дальнейшую судьбу сельскохозяйственных кооперативов в Израиле[30].
С целью облегчить положение мошавов и их членов вследствие экономического кризиса Управление землями Израиля было вынуждено ввести исключения из правил о неделимости мошавных наделов и позволить мошавам добиваться продвижения планов застройки новых жилищных районов в мошаве для передачи участков в аренду новым жителям, не являющимся членами мошава. Также во многих случаях было разрешено использование сельскохозяйственных угодий для иных целей, как то торговля, промышленность и т. п. Хоть этот процесс и помог в улучшении финансового положения мошавов, он нанёс ущерб общинному характеру мошавной жизни[31].
Восстановление аграрного сектора после экономического кризиса сопровождалось ускорением процессов либерализации, включившим уменьшение государственных субсидий и стимулирование повышения конкурентоспособности[32].
Новое население мошавов — выходцы из городов, продолжающие работу в городах — было более заинтересовано в направлении ресурсов мошава и региональных советов на улучшение качества жизни и уровня муниципальных услуг, нежели чем на развитие хозяйства мошава[33].
В результатом всех этих явлений к началу XXI века большинство жителей мошавов в Израиле уже не занимались напрямую сельским хозяйством. Многие из них нашли работу вне мошавов, продолжая проживать в мошавах, другие основали в мошавах предприятия, заводы и туристические проекты[34].
3. Администрация мошава
Как и другие кооперативы в Израиле, мошав осуществляют свою административную деятельность в соответствии с Указом о кооперативах 1933 года (ивр. פקודת האגודות השיתופיות)[35], подзаконными актами, изданными на основании Указа, и уставом мошава, утверждённым при учреждении кооператива[36].
Общее собрание членов мошава избирает, как правило, «совет» или «совет села» (ивр. מועצת הכפר)[37], который в свою очередь избирает комитет мошава (ивр. הוועד), представляющий собой центральный административный орган мошава[38]. Комитет может также назначать комиссии для исполнения полномочий комитета в различных сферах деятельности мошава[39].
Регистратор кооперативов (ивр. רשם האגודות השיתופיות) в Министерстве трудоустройства обладает полномочиями надзора и вмешательства в деятельность органов мошава, начиная с утверждения учреждения кооператива[40] и вплоть до роспуска комитета и назначения внешнего комитета для управления мошавом[41] или ликвидации мошава[42]. Также, в случаях, предусмотренных уставом мошава, Регистратор организует проведение арбитражных разбирательств по делам мошавов и их членов[43].
Так как мошав представляет собой отдельное поселение, входящее в большинстве случаев в состав регионального совета (ивр. מועצה אזורית) (муниципального образования, состоящего из нескольких населённых пунктов), комитет мошава, помимо своих полномочий в соответствии с кооперативным правом, получает также полномочия «местного комитета» (ивр. ועד מקומי) — местного органа власти в соответствии с муниципальным правом[44].
4. Права землепользования в мошаве
Земельные участки в мошаве принято делить на три категории: надел Алеф (ивр. 'נחלה א) (участок, на котором расположен дом члена мошава), надел Бет (ивр. 'נחלה ב) (сельскохозяйственный надел члена мошава) и надел Гимель (ивр. 'נחלה ג) (общий сельскохозяйственный надел мошава).
На сегодняшний день существуют три основных модели распределения прав на землю среди членов мошавов:
· «Трёхсторонний договор»: Управление землями Израиля (ивр. מינהל מקרקעי ישראל), в распоряжении которого находятся, помимо прочего, земли в государственной собственности[45] и земли в собственности «Еврейского национального фонда», передаёт землю в аренду на трёхлетний срок (продлеваемый по окончании срока) поселенческому отделу Еврейского агентства, которое в свою очередь передаёт право на пользование землёй мошаву, а мошав передаёт право на пользование наделами членам мошава в соответствии с уставом мошава[46].
· «Двусторонний договор» (модель, предназначенная для упрощения схемы контрактных отношений): Управление землями Израиля передаёт право на пользование землей или аренду на трёхлетний срок (продлеваемый по окончании срока) напрямую мошаву, а мошав передаёт право на пользование наделами или субаренду членам мошава[47].
· Повторение предыдущей модели при добавлении процесса заключения прямых контрактов между членами мошава и Управлением землями Израиля[48].
Так как при осуществлении первой модели права членов мошава на землю весьма ограничены[49], на сегодняшний день мошавы ведут борьбу за осуществление третьей модели контрактных отношений[33].
Правопреемником члена мошава в отношении земельного надела становится «сын-продолжатель» (ивр. בן ממשיך) — один из детей (или внуков) хозяина надела, получающий надел соответствии с безвозвратным обязательством хозяина надела или в наследство[50].
В случае утверждения плана жилищной застройки на территории мошава, предназначенной для передачи в аренду жильцам, не являющимся членами мошава, а также в случае увеличения размеров существующих участков для заселения дополнительными семьями (ивр. הרחבה), новый жилец, по получении рекомендации мошава, заключает с Управлением землями Израиля трёхлетний договор о застройке своего участка (ивр. הסכם פיתוח), и в случае успешного завершения строительства становится прямым арендатором участка[51].
В рамках реформы в управлении землями, находящимися в государственной собственности, предпринятой в 2009 году, арендаторы участков в мошаве, предназначенных для жилья, смогут получить эти участки в полную собственность при согласии мошава[52].
Список литературы:
1. А также на контролируемых Израилем территориях
2. Дом и сад, Яаков Зубарев. Приводится также информация, в соответствии с которой в мошавах проживает около 3 % населения страны.
3. Так как слово «мошав» означает, собственно, «поселение», возможны также другие исторические названия типов населённых пунктов, включающие данное слово, как, например, «моша́в поали́м» (ивр. מושב פועלים, буквально «мошав рабочих») означающий посёлок вблизи мошавы́ или города, предназначенный для проживания выходцев из города и ведения ими отдельных подсобных хозяйств, не покидая основную работу в городе (первым из таких посёлков стал в 1908 году мошав поалим Эйн-Ганим около Петах-Тиквы).
4. Пункт 2(2) Постановления о кооперативах (типы кооперативов) от 1995 года.
5. А также в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан.
6. В частности на работе иностранных рабочих.
7. Пункт 2(6) Постановления о кооперативах (типы кооперативов) от 1995 года.
8. רינה אידן מרעיון לתנועה — התפתחות רעיון מושב העובדים ויישומו, 1919—1933 אוניברסיטת תל אביב, התשמ"ט(Рина Идан, «От идеи к движению — развитие идеи мошава овдим и её воплощение, 1919—1933», Тель-Авивский университет (1989)). (иврит) Дополнительная подробная литература об истории идеи основания мошавов и её практическом воплощении включает, например:מושבי עובדים — אנתולוגיה (בעריכת יוסף רובין) הוצאת תנועת מושבי העובדים בישראל, התש"ל(«Мошавы овдим — антология», двухтомник (ред. Йосефа Рубина) издательства «Тнуат ха-мошавим» (1970) (иврит) ; D. Weintraub, M. Lissak and Y. Azmon, «Moshava, Kibbutz and Moshav» (Д. Вайнтрауб, М. Лиссак и Й. Ацмон, «Мошава, кибуц и мошав»), Cornell University Press, Ithaca and London (1969), SBN 8014-0520-3 (англ.) ;עמי אסף מושבי העובדים בישראל הוצאת עיינות ותנועת המושבים, תל אביב, התשי"ד(Ами Асаф, «Мошавы овдим в Израиле», книга издательства «Аянот» и «Тнуат ха-мошавим», Тель-Авив (1954) (иврит) ; רינה עידן מנהלל לכפר-יהושע: התפתחות רעיון מושב העובדים ויישומו בשנות ה-20בעמק יזרעאל(Рина Идан, «От Нахалаля до Кфар-Йехошуа: развитие идеи мошава овдим и её воплощение в 20-е годы в Изреельской долине». (иврит)