9. На основе опыта сельскохозяйственных колоний (мошавот) было ясно, что частная собственность на землю может привести к спекуляции землями вопреки национальным целям усиления сельскохозяйственной поселенческой деятельности. Считалось также, что национальная собственность на землю поможет воплотить идею равенства при разделе участков между членами мошавов.
10. Многие идеологи сионистского движения того периода, как то Артур Руппин и Берл Кацнельсон, видели в земледельчестве важную часть процесса возрождения еврейской нации, как в качестве деятельности, противостоящей образу жизни евреев в диаспоре, так и в качестве средства углубления духовной связи с землёй. Самостоятельная работа членов поселения должна была также обеспечить работой массы еврейских репатриантов, укрепить заселение как можно более обширных территорий и послужить средством избавления еврейских поселенцев в Палестине от зависимости от дешёвой арабской рабочей силы.לביאה אפלבום, חוליה מרגוליס מושב עובדים במבחן הזמן הוצאת המרכז לחקר התיישבות כפרית ועירונית, רחובות (1979) 17—18 (Левиа Аппельбом и Хулья Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», книга издательства Центра исследования сельского и городского заселения, Реховот (1979), (далее: «Аппельбом и Марголис, „Мошав овдим в испытании временем“»), с. 17—18). (иврит)
11. יצחק וילקנסקי בדרך הוצאת הועד המרכזי של מפלגת הפועל הצעיר, יפו, התרע"ח(Ицхак Вилькански, «В пути», брошюра издательства Центрального комитета партии «Ха-по’эль ха-ца’ир», Яффа (1918)). (иврит) Вилькански предложил, помимо прочего, идею самодостаточного смешанного хозяйства мошава, в центре которого находится производство молокопродуктов: Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 18.
12. Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 19.
13. האנציקלופדיה העברית חברה להוצאת אנציקלופדיות בע"מ, ירושלים, התש"ל, עמ' 876 («Энциклопедиа Гебраика», Общество издания энциклопедий Лтд. (1970), с. 876). (иврит)
14. Операция «Хома у-мигдаль» (ивр. חומה ומגדל «Стена и башня») — серия операций по основанию новых еврейских поселений в ответ на ограничительную политику британских властей в области еврейской поселенческой деятельности в Палестине и в качестве реакции на события арабского восстания 1936—1939 годов
15. Хома у-мигдал — статья из Электронной еврейской энциклопедии
16. Первая попытка основать поселение подобное «мошаву шитуфи», в основу которого легли идеи Франца Оппенгеймера, была предпринята ещё в 1910 году при основании поселения Мерхавия. Но к концу Первой мировой войны поселение прекратило своё существование, помимо прочего из-за конфликтов между основателями, в основу которого лёг принцип оплаты труда в соответствии с производительностью членов поселения (в отличие от формы равной оплаты в более поздней форме мошава шитуфи).
17. Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 5.
18. Подобная ячейка, представляющая собой костяк будущей общины мошава, называлась «организация» (ивр. ארגון иргун).
19. В 1925 году была заложена база деятельности движения, основная оперативная деятельность движения началась в 1933 году. Изначально «Тнуат ха-мошавим» была идеологически близка партии «Ха-по’эль ха-ца’ир», вошедшей, после объединения с партией «Ахдут ха-авода» в 1930 году, в состав партии «Мапай» (предшественницы нынешней партии «Авода»), партии власти в период ишува и после основания государства вплоть до 1977 года. Однако идеологическая близость не была формально закреплена, и на сегодняшний день «Тнуат ха-мошавим» не представляет определённую партийную платформу. См. описание «Тнуат ха-мошавим», на сайте партии «Авода».
20. См. сайт организации. (иврит)
21. См., например, итоги деятельности организации за первое десятилетие XXI века в журнале организации «Ха-мошав» за январь-февраль 2010 года. (иврит)
22. Так же, как и «Тнуат ха-мошавим», самостоятельная от прямого партийного влияния.
23. Находившаяся под влиянием одноимённой партии, ныне партия «Мафдал».
24. В тот период «Гистадрут» (ивр. ההסתדרות הכללית של העובדים בארץ ישראל), формально являвшийся профсоюзом, уже представлял собой один из центральных органов управления ишува (а затем и одну из самых влиятельных организаций в государстве), концентрируя в своих руках финансовые поступления в ишув и их раздел. Мощь «Гистадрута» постепенно уменьшалась вследствие процессов либерализации рынка в Израиле, начиная со второй половины 70-х годов XX века, и к середине 90-х годов «Гистадрут» остался по сути обычным профсоюзом.
25. До реформы «Гистадрута» в 1994 году — исполнительный орган «Организации сельскохозяйственных рабочих» (ивр. הסתדרות הפועלים החקלאיים hистадру́т һа-по’али́м һа-хаклаи́м), на тот момент уже составной части «Гистадрута».
26. «Нир шитуфи» (ивр. ניר שיתופי) — центральный сельскохозяйственный кооператив, принадлежавший организации «Хеврат ха-овдим» (ивр. חברת העובדים), принадлежавшей «Гистадруту» и координировавшей от его имени его экономическую деятельность.
27. Стоит отметить, что министр сельского хозяйства и сельского развития Израиля в 2001—2002 годах и вновь с 2006 года, Шалом Симхон из партии «Авода», был в прошлом Генеральным секретарём «Тнуат ха-мошавим».
28. Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 34—35.
29. Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 36. См. также Jay S. Abarbanel, «The co-operative farmer and the welfare state — Economic change in an Israeli moshav» (Джей С. Абарбанель «Кооперативный фермер и социальное государство — экономическая перемена в израильском мошаве»), Manchester University Press (1974), ISBN 0-7190-0573-6. (англ.)
30. Статья «мошав», в Энциклопедии Ynet. (иврит)
31. שלום שמחון המושב : הכפר העברי בישראל(Шалом Симхон, «Мошав: еврейское село в Израиле». (иврит)
32. Для подробного анализа см. לביאה אפלבום ומיכאל סופר המושב בעידן של תמורות — מגמות לעתיד, 2004 (Левиа Аппельбом и Михаэль Софер, «Мошав в эпоху перемен» (2004)). (иврит) См. также Федорченко А. В., «Израильский вариант развития аграрного сектора экономики», Проблемы современной экономики, № 3(3). (рус.)
33. איתן בן דוד סיכום העשור שהיה המושב 27 (ינואר—פברואר 2010) 1—2 (Эйтан Бен Давид, «Подведение итогов прошедшей декады», «Ха-мошав» 27 (январь—февраль 2010), с. 1—2) (иврит)
34. Статья «мошав», в Энциклопедии Ynet (иврит)
35. В Указе, принятом ещё во время британского мандата в Палестине, были произведены с тех пор существенные изменения. Изначально формальное учреждение кооператива воспринималось мошавами всего лишь как вспомогательное средство для продвижения кооперативных целей мошава, и подчас управляющие органы мошава действовали отдельно от управляющих органов кооператива. К началу 50-х годов XX века в подавляющем большинстве мошавов произошло слияние органов мошава и органов кооператива (ивр. איחוד מוסדות): Аппельбом и Марголис, «Мошав овдим в испытании временем», с. 30.
36. Изменение устава может быть совершено при поддержке 3/4 голосующих (если большее количество голосующих не предусмотрено в уставе кооператива) на общем собрании членов кооператива, при условии утверждения изменения Регистратором кооперативов (ивр. רשם האגודות השיתופיות) в Министерстве трудоустройства. Существует также возможность изменения устава при поддержке лишь 2/3 голосующих при условии предварительного разрешения Регистратора. См. пункт 12 Указа о кооперативах, пункт 7 Постановления о кооперативах (учреждение) 1976 года.