Позиции русских князей в отношении Орды были различны. Одни из них, Даниил Галицкий и брат Александра Невского, князь Владимирский Андрей Ярославич, заключили в 1250-51 гг. союз, направленный против Орды. Другую политику выбрал князь Александр Невский. Александр в 1248 г. получил "ярлык" на великое киевское княжение. Раздел власти на Руси между братьями оказался недолгим. Александр обратился в Орду с жалобой на брата в несправедливом княжении и невыплате хану "выхода и тамги". Последовал карательный поход, войска Андрея были разбиты и, великим князем Владимирским стал Александр Невский. В сложившейся в середине 13 в. ситуации Александр Невский выбрал политику подчинения Орде - и эта тенденция возобладала в поведении русских князей 13-15 вв. При Александре оформилось и собственно иго - система экономических и политических мер, при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала Русские земли. Мне бы хотелось более подробно рассмотреть время правления и в целом жизненный путь другого Русского князя, это Дмитрий Донской так как, на мой взгляд, именно с него началось начало конца Золотой орды и, несомненно, стоит признать, что Дмитрий Иванович, впоследствии прозванный Донским, был одним из главных, а то и главным освободителей Руси от монголо-татарского ига, предводителем русского освободительного движения.Сын московского князя Ивана Ивановича Красного Дмитрий Иванович. Родился в 1350г. Унаследовал княжество Дмитрий рано и не без трудностей, поскольку на московский, владимирский велико-княжеский стол претендует, ссылаясь на древний киевский обычай, его четвероюродный дядя, князь Дмитрий Суздальский. В конце концов, московским боярам и митрополиту Алексию удается выхлопотать в Золотой Орде для Дмитрия титул великого князя, утвердив, таким образом, правило прямого наследования от отца к сыну в Северо-Восточной Руси и отбросив киевский обычай.
Политический успех в Москве был достигнут в 1362-1364гг., когда Владимирское княжество стало вотчиной московских князей и Москве были подчинены Ростов, Галич и Стародубовское княжество. "Война двух Дмитриев" Московского и Суздальского закончилась в 1366 г. династическим браком Дмитрия на дочери Дмитрия Суздальского. В 1367 году Дмитрий заложил в Москве каменный Кремль. Строительство велось очень быстро, каменные стены выросли на глазах.
Дмитрий в эти годы был еще очень молод, так что, очевидно, дело не в нем, а в мудрых советниках, которыми он был окружен. Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное. Во времена отрочества и юности князя оказался под опекой митрополита Алексия, который будет до конца своей жизни оказывать серьезное влияние на княжескую политику. Впоследствии одним из самых важных стал военный советник Дмитрий Волынский-Боброк, герой Куликовской битвы. К Дмитрию Ивановичу Волынский явился на службу с двумя взрослыми сыновьями, стало быть, человеком в возрасте и с немалым военным опытом. После женитьбы на сестре князя, воевода стал еще более дорог князю. Возмужавший Дмитрий стремился распространить свою власть на новые земли: в его правление княжество существенно расшило свои границы благодаря, в частности, приобретению на левом берегу Волги городов Костромы, Галича и Углича, к которым добавились более близкие к Москве Дмитров и Стародуб и, южнее, Медынь и Калуга.
Подъем княжества выражался также в том, что Москва стала чеканить свою монету. Как и его предшественники, Дмитрий был вынужден противостоять враждебным соседям, особенно Литве. Дмитрий дважды побеждает литовцев (в 1372 и 1375). Усиление московского княжества начинает все более походить на вызов монгольскому владычеству и подталкивает другие русские земли к борьбе за независимость.
Князь Дмитрий превратился из ребенка в инициативного политического деятеля. Его стала раздражать опека старого митрополита Алексия. Князь и его сверстники сочли себя способными решать государственные задачи лучше, чем старые монахи. Юноши шли уже не в монастыри, а на службу к великому князю, потому что территориальный рост государства обеспечивал для желающих возможность сделать карьеру.
Поскольку митрополит Алексий состарился, то возник вопрос о его приемнике. Дмитрий Иванович выдвинул кандидатуру своего духовника Митяя и пытался вынудить митрополита благословить Митяя себе в преемники. Алексий отказал и перед кончиной 12 февраля 1378 г. надел свой крест с мощами на Сергия Радонежского. Сергий принял крест "во имя монашеского послушания", но от кафедры отказался, видя несогласие великого князя с его кандидатурой. В 1379 г. произошел разрыв церкви и светской власти.
В эти же годы вспыхнул конфликт русской церкви с Мамаем. В 1374 г. в Нижнем Новгороде по инициативе Дионисия, епископа суздальского были убиты послы Мамая. Трудно сказать, что толкнуло владыку Дионисия на гостеубийство, но так или иначе война была спровоцирована, и события покатились как лавина. Возникла война, шедшая с переменным успехом, закончившаяся Куликовской битвой.
Мамай ответил ударом на удар. В 1377г. Араб-шах напал на Русь, разбил на р. Пьяне не готовый к битве русский отряд, взял Нижний Новгород и сжег город и умертвил всех. Кого мог захватить. В то же время монголы взяли нынешнюю Рязань. Области Рязанская и Нижегородская были усыпаны пеплом.
В 1378 г. Мамай замыслил вновь напасть на Русские земли. Дмитрий Иванович узнал об этом заблаговременно и имел возможность собрать полки и встретил татар в Рязанской области на берегах Вожи. Во главе войска Мамая находился мурза Бегич. Неприятель сам начал битву: татары перешли реку, и с воплем поскакали на россиян. По знаку князя Дмитрия все наше войско устремилось против неприятеля, и дружным быстрым нападением решили все дело: монголы бросали копья и бежали за реку. Россияне кололи, рубили и топили их в Воже целыми тысячами. Ночь и густая мгла следующего утра спасла остаток Мамаевых полков. Довольный таким успехом Великий князь возвратился в Москву. Это была первая победа одержанная россиянами над татарами с 1224 года. Мамай был в ярости и горел желанием отомстить Дмитрию за разбитие ханских полков на берегах Вожи; но видя, что россияне уже не трепещут при упоминании имени монгольского и решили противоборствовать силе силою, он долго медлил, набирая войско из татар, половцев, хазарских туркав, черкесов, ясов, буртанов, армян и крымских генуэзцев. Наконец, ободренный многочисленностью своей рати Мамай собрал совет из всех Ордынских князей и торжественно объявил им, что идет по древним следам Батыя, истребить государство Российское. Вот как говорит об этом древнерусская воинская летопись: "... начал Мамай поспешать, дьяволом распаляемый непрестанно, ополчись на христиан. И, забывшись, стал говорить своим алпаутам, и есаулам, и князьям, и воеводам, и всем татарам так: " Я не хочу так поступать, как Батый, но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас - тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем",- а не знал того, проклятый, что господня рука высока. И через несколько дней перешел он великую реку Волгу со всеми своими силами, и другие многие орды к великому воинству своему присоединил и сказал им: «Пойдем на Русскую землю и разбогатеем от русского золота!" Пошел же безбожный на Русь, будто лев, ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша. "
Желая еще больше обезопасить себя, Мамай заключил союз с Литовским князем Ягайло. К этим двум врагам нашего отечества присоединился внутренний изменник - Олег Рязанский, который думал, что Мамаево ополчение должно сокрушить Россию, а он не только ценой своего предательства спасет свое княжество и, но после падения Московского распространит свои владения. Дмитрий в конце лета узнал о Мамаевом походе, разослал гонцов по всем областям Великого княжества, чтобы собирать войско и немедленно вести его в Москву. На зов его откликнулись быстро. Целые города вооружились в несколько дней; ратники тысячами стремились отовсюду к столице. Князья Ростовские, Белозерские, Ярославские со своими слугами, бояре Владимирские, суздальские Береславские, Костромские, Муромские с детьми боярскими или с воинскими дружинами составили многочисленные полки. Стук оружия не умолкал в городе. Казалось, что россияне пробудились от глубокого сна, в их сердце исчез страх имени татарского. Князья, бояре и простой народ одинаково горели желанием сражаться с варварами. Перед походом Дмитрий с братом Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами просил благословения Сергия Радонежского, игумена уединенной Троицкой обители. Летописи говорят, что этот святой старец предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков - Александра Пересвята, бывшего некогда мужественным витязем - боярином Брянским, и Ослябю.
В Коломне с Дмитрием соединились верные ему сыновья Ольгерда, Андрей и Дмитрий, с сильной дружиной. Их отец Литовский князь Ольгерд выступил с войском литовским на помощь Мамаю, но узнал, что у Дмитрия большой войско и непоколебимая уверенность в победе испугался и остался выжидать в городе Одоеве, на чьей стороне будет победа. Его же сыновья, в отличии от отца православные христиане, решили помочь Дмитрию сразиться с неприятелем за землю Русскую, за веру христианскую.
Никогда еще Россия не имела подобного войска: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших встало в ряды. Дмитрий получил весть, что Мамай с Ордой уже три недели стоит за Доном и ждет Ягайло Литовского. Ягайло пришлось идти через Киев, Чернигов и Северскую землю, за год до этого освобожденные московским князем Дмитрием и от татар, и от литовцев. Сопротивление населения этих земель задержало продвижение литовского войска ... и это спасло Русь.
В то же время в Коломну явился ханский посол, требуя, чтобы Дмитрий заплатил монголам ту самую дань, какую брал с его предков царь Чанибек. Дмитрий отвечал, что он желает мира и не отказывается от дани умеренной, согласно с прежними условиями, заключенными между им и Мамаем. Этот ответ показался Мамаю дерзким и коварным. С обеих сторон видели необходимость решить дело мечом.