Актеры, проявив способность к определенной маске, закрепляли ее для себя уже на всю сценическую жизнь. Поэтому в труппах комедии дель арте можно было встретить пожилых актеров, блестяще владевших техникой маски слуги или влюбленного, и молодых актеров на ролях комических стариков. Наиболее прославленными именами мастеров комедии дель арте были Дж*н Ганасса, Никколо Барбьери — создатели масок Дзани, Франческо Андреини — прославленный Капитан. На всю Европу звучали имена братьев Мартинелли, Тиберио Фиорилли, Доменико Бьянколлели и несравненной Изабеллы Андреини — создательницы грациозного образа лирической героини.
Спектакли комедии дель арте отличались яркой зрелищностью и повышенной динамичностью. В них слитно существовало слово, танец, пение, трюк. Все эти компоненты актерской игры были подчинены единой действенной задаче и составляли основу для оптимистической тональности, для того эмоционального состояния, которое на языке самих деятелей* комедии дель арте называлось fanima allegra (веселая душа).
Внешнее оформление спектакля было просто и портативно: сиена представляла собой улицу с двумя домами по обеим сторонам, окна и балконы домов служили дополнительным местом действия. Декорации не менялись в течение всего спектакля. Дома, расположенные на втором плане, устанавливались с расчетом на эффект перепек(ивного удаления.
На сцене импровизационной комедии был закреплен главный закон театра — непрерывность развивающегося действия. Здесь оформился целостный спектакль, утвердились такие нормы сценической игры, как коллективность творчества (ансамблевость), связанность с партнером, определенность амплуа, и, что особенно важно, было установлено требование непрестанной творческой активности лицедействующего актера.
Так сценическое искусство определилось как новый тип художественного творчества, а мастер сцены, сделавшись профессионалом, стал вровень с представителями других видов искусств.
Бродячие труппы актеров подвергались постоянным гонениям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца XVI в. актеры комедии дель арте выступали во Франции, Испании, Англии. Их творчество воздействовало на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в этих странах. Особенно заметно влияние комедии дель арте на раннюю драматургию Мольера.
В результате гастролей итальянских актеров в Париже возник театр «Комеди Итальен».
Но приемы игры актеров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценического искусства эпохи Возрождения. Отрицание литературного текста и сохранение стандартной маски противоречило требованиям новой драматургии с ее психологически углубленными и индивидуализированными образами. Одновременно деградировало и само искусство масок и импровизации. Комедия дель арте на чужбине, оторванная от итальянской действительности и связанная главным образом с придворной средой, быстро аристократизировалась. С середины XVII в. начался упадок комедии дель арте в самой Италии. Под влиянием феодально-католической реакции из спектаклей народного театра исчезало его живое содержание, притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Наряду с импровизацией актеры часто произносили и предварительно выученный текст, для чего употреблялись так называемые дзибальдоне — сборники монологов и диалогов.
И все же в Италии традиции комедии дель арте никогда не умирали. Карло Гольдони, создавая новую/реалистическую комедию характеров, вел борьбу с принципом импровизации и заменил схематические маски реалистической обрисовкой героев, но при этом он сохранял лучшие черты народного театра — его динамику, яркость красок, жизнерадостность, национальный колорит. Романтическую и буффонную стихию комедии дель арте использовал в своих фьябах Карло Гоцци.
Демократические и реалистические традиции комедии дель арте плодотворно повлияли на формирование «театров бульваров» во Франции XVIII в., на развитие народного театра в Австрии, а в XIX в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В XIX же веке наследие комедии дель арте развила итальянская диалектальная комедия с ее ярко одаренным авторами и актерами.
Лучшие традиции комедии дель арте одушевляют творчество и современных прогрессивных итальянских драматургов, режиссеров и актеров.
Используемая литература:
1. «История зарубежного театра» Издательство «Просвещение» Москва-1971
2. Большая Советская Энциклопедия