«В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов. Затем предпринимателю придется рассчитываться с наемными работниками, выплатив им заработную плату и выходное пособие. Потом получают свою долю кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества, принадлежащего индивидуальному предпринимателю. В четвертую очередь будет погашена задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последнюю очередь удовлетворяются требования всех прочих кредиторов»[5].
«Споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами, разрешаются арбитражными судами. За исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности». (п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч.1 ГК РФ»).
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету и обязательно вести бухгалтерский учет. В отличие от них индивидуальные предприниматели ведут только учет доходов и расходов для подсчета налогов, которые им следует уплатить в бюджет.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица. «Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершение им юридических действий, связанных с использованием договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий, исков и т.д.»[6]
Организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности без образования юридического лица является индивидуальное предпринимательство и полное товарищество.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Таким образом, в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (разумеется, с чисто юридической стороны).
Индивидуальный предприниматель вправе иметь свой расчетный счет в банке, свой товарный знак и, наконец, ставки налогообложения доходов, полученных от этого вида предпринимательства, значительно ниже, чем у юридических лиц.
Индивидуальный предприниматель вправе использовать труд других граждан, на основе договоров гражданско-правового характера. Предпринимательская правосубъектность (правовой статус предпринимателя) включает в себя в качестве элементов - гражданскую, финансовую, трудовую, профессиональную правосубъектность, а также публично-правовую (административную) правосубъектность. Основным звеном правового статуса предпринимателя является его гражданская правосубъектность, которая предполагает наличие вещей, обязательной и исключительной правоспособности. Участвуя в рыночном обмене, хозяйствующий субъект становится субъектом права для того, чтобы наиболее полно реализовать свою гражданскую правосубъектность.
Вещная правоспособность является юридической предпосылкой для образования материальной базы товаропроизводителя. «Наличие вещных прав открывает предпринимателю доступ как в сферу производства, так и товарообмена. Более того, без имущества, закрепленного за ним, его финансовые и трудовые функции невыполнимы».[7]
Обязательственная правоспособность состоит из сделкоспособности и деликтоспособности, и реализуется, в первую очередь, в договорных отношениях. Гражданский оборот или совокупность сделок, субъектом которых становится предприниматель, опосредует процесс движения товаров и услуг. Устанавливая договорные связи, данный субъект участвует в кооперации труда и обмена его результатами.
«Личная правоспособность предпринимателя диктуется индивидуализацией товаропроизводителей, без чего рыночные отношения невозможны. Личная правоспособность базируется на личных неимущественных, неотчужденных от покупателя прав. В числе таких прав - а) право на имя (фирму); б) право на товарный знак (знак обслуживания); в) права, связанные с предметами творческой деятельности; г) право на защиту чести, достоинства, деловой репутации».[8]
Другой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности без образования юридического лица является полное товарищество. Это - субъект предпринимательской деятельности, обладает собственной правоспособностью. Товарищество имеет право на имя, следовательно, право на его защиту. Ответственность участников по обязательствам полного товарищества является субсидиарной, т.е. присутствует и вещная правоспособность. Специфика ответственности в полном товариществе заключается в том, что и первоначальные участники (учредители), и последующие в равной степени отвечают по всем обязательствам, независимо от времени их возникновения. Возможность обращения взыскания на имущество самого участника отчасти размывает границу между имуществом, вложенным в товарищество, и не переданным ему.
Особым средством реализации гражданской ответственности без образования юридического лица является имущественная ответственность. Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности характеризуется тем, что она: а) представляет собой обязанность субъекта предпринимательской деятельности - правонарушителя нести имущественные лишения, которые выражаются в дополнительном безэквивалентном обременении имущественной сферы должника; служит целям охраны имущественных прав потерпевшего лица; выполняет определенные правовые функции (компенсационную, карательную, превентивную); реализуется в особом правоохранительном отношении обязательственного типа; возникает при наличии полного состава правонарушения, включающего вину, противоправность, наступление вреда и причинную связь между ними.
Весьма своеобразным видом имущественной ответственности субъектов предпринимательства является их ликвидация за долги. Ликвидационный процесс находится на стыке гражданского (торгового) права и процесса и может быть классифицирован как специфический вид гражданской ответственности. Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом по решению суда. «Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в определенной законом очередности» (ГК РФ ч.1 ст.23-25). Таким образом, правовой статус предпринимателя определяется рядом нормативных актов и имеет свои специфические черты, отличающие эту правоспособность от правосубъектности юридических лиц. Но правосубъектость (право- и дееспособность) индивидуального предпринимателя возникает по другим нормам, отражающим правосубъектность физического лица, а именно - с регистрации предприятия.
Судебная практика. 26 апреля 2001 г.(БВСР 02-08) (Извлечение) Малоархангельским районным судом Орловской области Е. осужден по ч. 1 ст. 171 УК РФ.
Он признан виновным в осуществлении предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в крупном размере, без регистрации и без специального разрешения (лицензии) в случае, когда такое разрешение обязательно.
Согласно приговору Е. с ноября 1997 г. по декабрь 1998 г. с целью получения дохода незаконно осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации и специального разрешения (лицензии): оказывал платные услуги ОАО "Малоархангельский райпищекомбинат" по автоперевозке грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ по договору аренды транспортного средства от 3 января 1998 г. (подписанному от имени администрации ОАО генеральным директором Гриневой и женой предпринимателя Е. - И.) и за названный период времени получил доход в сумме 22 168 руб.
Президиум Орловского областного суда 26 апреля 2001 г. Протест удовлетворил, указав следующее.
Приговор, кассационное определение в отношении Е. подлежат отмене, а дело - прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления по следующим основаниям.
В обоснование своего решения о виновности Е. в осуществлении незаконного предпринимательства суд сослался на показания свидетелей
Гриневой, Ананьевой, Сергеечевой, Малыгиной, Мелехина, на Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, письма Орловского отделения Ространсинспекции, главы администрации области, договор аренды, книгу приказов и штатное расписание названного ОАО.
Однако анализ этих доказательств не дает оснований прийти к выводу о наличии в действиях Е. уголовно наказуемого деяния.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что деятельность Е. в упомянутом ОАО не являлась самостоятельной, так как он выполнял указания руководства комбината по перевозке грузов. Он не нес ответственности и не рисковал при недостаче или порче товара, из его заработной платы бухгалтерией производились различные виды удержаний, велся график учета его рабочего времени.
Следовательно, действия Е. признаков предпринимательства не содержат, поэтому специального разрешения (лицензии) на перевозку грузов при таких обстоятельствах не требовалось.
При таких обстоятельствах Е. находился с ОАО "Малоархангельский райпищекомбинат" в трудовых отношениях. Следовательно, нельзя признать обоснованным осуждение Е. за осуществление предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в крупном размере, без регистрации и без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно.