Смекни!
smekni.com

Порт Александра III (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Первый этап строительства базы
1.1 Начальные работы по сооружению
1.2 Изменение защитной структуры порта
1.3 Официальная церемония закладки
1.4 Создание портового канала
1.5 Создание либавского адмиралтейства
1.6 Присвоение имени Александра Третьего
1.7 Решения Адмиралтейств-совета

2 Продолжение и завершение строительных работ
3 Изменение существовавшей программы
4 Порт в период русско-японской войны
5 Дальнейшая история порта до Первой мировой войны
6 Порт в Первую мировую войну



Введение

Порт Александра III — военный порт имени Александра III в Либаве; значимая военно-морская база Российской империи в регионе Балтийского моря.

1. Первый этап строительства базы

1.1. Начальные работы по сооружению

Указ о строительстве военного порта в Либаве (ныне латвийский город Лиепая) был отдан морским министерством, которое распланировало шаги по строительству новой базы имперского флота на Балтийском море: сперва отстроить аванпорт, затем, получив соответствующие распоряжения от военного ведомства, и сам порт. 19 января 1890 года на должность руководителя инженерных и строительных работ назначается высококлассный военный инженер И. Г. Мак-Дональд, находившийся в звании полковника. Такой административный орган, как Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС) назначило на посты кураторов строительства С. П. Максимовича и П. А. Борейшу. Механизмы и строительная техника была доставлена в Либаву из Англии и Германии. Сразу же кураторы (подрядчики) приступили к строительству временной гавани, были проложены 8 километров железнодорожного полотна, заложены фундаменты бетонного и различных каменеобрабатывающих мастерских.

Рабочие, занятые в строительстве отдельных частей военного порта, происходили в основном из Виленской, Ковенской и Витебской губерний. Всего их насчитывалось более 5 тысяч человек.

18 мая 1890 года, в разгар начального этапа строительных работ в «город ветров» прибывает управляющий имперским морским министерством Н. М. Чихачёв. Он прибыл на крейсере «Азия» с целью осуществления фактического контроля, поскольку возникли временные затруднения со строительством бетонного завода. В итоге его запустили в действие, а камень для работ доставлялся из гавани святого Павла, которая располагалась в устье реки Сакке, в 28 милях от Либавы. Одновременно отстраивался центральный участок будущего мола с помощью закупленного в Англии современного парового крана «Титан». В присутствии ведомственного управляющего Чихачёва, неусыпно наблюдавшего за ходом сооружения мола и заводов, 16 августа 1890 года состоялась закладка первого массива кладки будущего форта.

К осени 1891 года строительство базы временно приостановилось, поскольку произошла вынужденная заморозка финансовых средств, поступавших на обеспечение строительства. Глава финансового ведомства России, а по совместительству видный учёный и один из зачинателей машиностроения в России Иван Алексеевич Вышнеградский должен был заполнить брешь в крестьянских хозяйствах, которые серьёзно пострадали от беспрецедентно сильного наводнения весеннего сезона, а также от колоссального неурожая, настигшего крестьянские угодья средней полосы России. Тому, что финансовые сокращения не оказались вредоносными, немало способствовал Мак-Дональд, который лично подавал запрос в финансовое ведомство.

В зимний сезон 1891 — 92 года грянули неожиданно сильные морозы, что повлекло за собой временные задержки в строительстве. В частности, центральная часть мола несколько раз повреждалась бурями, также временная гавань замёрзла, однако ближе к марту ледорубам удалось проломить ледяную корку, что способствовало продолжению подвоза материалов. Однако вскоре (уже в середине марта) в связи с непрекращающимися снегопадами, не вполне типичными для весны, снова возникли проблемы со снабжением.

1.2. Изменение защитной структуры порта

13 мая 1892 года состоялось специальное совещание, в котором принимали участие высокопоставленные представители Имперского Военного и Морского ведомств, которые совместно несли ответственность за проведение строительных работ. Сразу же в ходе собрания был несколько видоизменён план фортификационных сооружений строящейся военно-морской базы. Между озёрами было решено создать один оборонительный пост, состоявший из восьми батарей и укреплённый водяным рвом. Ближе к северным воротам аванпорта следовало воздвигнуть дополнительный элемент оборонительного комплекса — насыпной форт. Оборонительная линия должна была завершаться ещё восемью береговыми батареями, вооружение которых состояло из 135 разнокалиберных пушек и 90 мортир. В итоге была подведена смета расходов — строительство потянуло в общей сложности на 15 550 000 рублей. Через несколько месяцев после судьбоносного совещания чинов 30 августа 21892 года Александр III утвердил проект либавского комплекса. 19 октября дополнительную официальную поддержку императора получил план строительства укреплений.

Весной 1893 года разгорелся нешуточный конфликт (который, правда, быстро удалось разрешить мирным путём) между представителями ведомства военных инженеров, которыми руководил опытный и энергичный полковник Д. И. Бубнов, и руководителем сооружения Макдональдом, поскольку по решению полковника Бубнова началась вырубка деревьев на территории, находившейся под защитой Морского ведомства. На очищенных участках территории, «освободившихся» от растительности, решено было провести нивелирование, после чего по плану перешли к земляным работам. Вскоре, уже ближе к лету, в Либаву прибыла Комиссия по вооружению крепостей, которая должна была выработать общие принципы сооружения форта согласно «Табели нормального вооружения», который также необходимо было разработать прямо на месте, ознакомившись с условиями.

1.3. Официальная церемония закладки

Церемония закладки новой современной военно-морской базы на западном форпосте Российской империи состоялась после преодоления всех трудностей 12 августа 1893 года. В этот торжественный и исторический для города день в 9 часов 35 минут утра возле берегового павильона происходила встреча императора Александра III, прибывшего в Либаву на крейсере «Полярная звезда». Встречал царя, посетившего город с семьёй и свитой, почётный караул с эскадренного броненосца «Александр II». В специально оговоренное место северного мола были отнесены два мемориальных массива: в них почётными гостями были заложены серебряные монеты, прикрытые закладными досками, поверх которых располагались именные закладные камни.

27 ноября 1893 года Макдональд рапортовал о завершении строительства аванпорта, одновременно прося предоставить ему заслуженный двухмесячный отпуск. Дело в том, что полковник Макдональд вынужден был неотступно находится при объекте и днём и ночью, что определённым образом сказалось на состоянии его здоровья. В итоге врачи порекомендовали начальнику строительства получить медицинскую помощь на зарубежных курортах, так что Макдональд отправился восстанавливать подорванные силы на воды в Европу.

1.4. Создание портового канала

После отъезда Макдональда за дело взялся штабс-капитан Н. Г. Корсакевич. Ему выпала обязанность руководить сооружением портового канала, который должен был иметь дугообразную форму, в ширину по поверхности воды достигать 128 метров, а по дну — 64 метров. Специальную землечерпательную технику, которую использовали после предварительного снятия слоя песчаного грунта, транспортировали на место строительства либавской военной базы из Марселя.

1.5. Создание либавского адмиралтейства

4 января 1894 года на месте портовые инженеры осуществили разбивку первого портового района — Либавского адмиралтейства. Были расчерчены места расположения доков, а уже ближе к весеннему сезону 1894 года происходило интенсивное бурение скважин. Поскольку вскоре выяснилось, что под тонким слоем песчаного грунта в местах бурения пролегает твёрдая порода, стало ясно, что доки и мастерские следовало сместить южнее. Корсакевич заручился разрешением управляющим Морским министерством, чтобы в условиях необходимости осуществить смещение скважин. Система оборонительных укреплений либавской морской базы сместила госпиталь, который оказался между жилым городком и казарменными постройками.

Что касается размеров спроектированного бассейна для стоянки судов, то она могла вместить 36 кораблей 1 ранга, 36 кораблей 2 ранга и около 60 судов третьего ранга, а также до 50 грузовых и угольных барж. Тем не менее, согласно разработанному плану следовало учитывать, что вместимость жилые здания, мощность мастерских и вместимость складов были рассчитаны на 20 броненосцев, с экипажем в 500 человек каждый. В то же время планировщики создали проект жилого городка при военно-морском комплексе (он должен был располагаться в полукилометре от береговой линии) с опорой на схожие жилые городки, к тому времени уже существовавшие и исправно функционировавшие в итальянском Таранто, Вильгельмсгафене, английском Портсмуте и немецком Киле. При этом решено было «с пользой» обобщить опыт жилых городков при перечисленных выше крупнейших европейских портовых базах для того, чтобы минимизировать возможные недостатки и «приумножить» имевшиеся преимущества. Таким образом, согласно распоряжению Чихачёва, необходимо было осуществить строительство стольких объектов при военно-морской базе, скольких хватило бы для фактического количества боевых единиц: это означало, что к положенному времени (начало 1899 года) «свет» должны были «увидеть» одно здание портового дока, около десятка мастерских и три казарменных сооружения.

1.6. Присвоение имени Александра Третьего

После безвременной кончины царя Александра Третьего вступивший на престол Николай II первым делом издал указ от 5 декабря 1894 года, по которому будущей передовой военно-морской базе присваивалось имя его отца, фактически начавшего строительство порта. Тогда же одним из ответственных лиц генерал-майором Чикалёвым было внесено конструктивное предложение о начале строительства здания адмиралтейства, портовых пороховых военных складов, армейских магазинов и погребов.