Горбачёв передал Ярузельскому обнаруженные этапные списки НКВД из Козельска, из Осташкова и из Старобельска.
Вслед за тем, Главная военная прокуратура СССР начала расследование по факту катынского убийства.
26 ноября 2010 Госдума России, при противодействии со стороны фракции КПРФ[11], приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором признает массовый расстрел польских граждан в Катыни преступлением сталинского режима. В заявлении, в частности, говорится[57]:
Опубликованные материалы, многие годы хранившиеся в секретных архивах, не только раскрывают масштабы этой страшной трагедии, но и свидетельствуют, что Катынское преступление было совершено по прямому указанию Сталина и других советских руководителей.
5.1. Секретные материалы
Передача материалов дела польской стороне задерживается из-за секретного статуса последних. 26 января 2011 Верховный суд России признал законным засекречивание материалов дела. Таким образом, кассационная коллегия отклонила жалобу просветительского центра «Мемориал» на принятое ранее решение Мосгорсуда об отказе рассекретить материалы дела[58].
Катынь в контексте общественно-политической жизни и польско-российских отношений (начало XXI века)
Тема Катынского расстрела регулярно появляется в польской и российской печати. По мнению покойного ныне польского президента Леха Качиньского, она продолжает занимать важное место в национальной исторической памяти поляков[59], в то время как подавляющее большинство россиян, согласно опросу ФОМ, считают её неактуальной.[60]
16 января 2002 президент России В. В. Путин возложил цветы к могиле Неизвестного солдата в Варшаве, где находится земля из Катыни, с места расстрела четырёх тысяч польских офицеров, и пообещал провести тщательное расследование по вопросу о событиях 1940 года.[61] Путин полагает, что памятники польским офицерам и судьба красноармейцев, погибших в польских лагерях, должны «стать символами общей скорби и взаимного прощения».[62]
24 октября 2008 года Хамовнический суд Москвы закончил рассмотрение жалобы родственников польских офицеров, расстрелянных в 1940 году близ села Катынь, на действия Главной военной прокуратуры, ранее отказавшейся рассматривать вопрос о политической реабилитации погибших; жалоба была судом полностью отклонена.[63] 29 января 2009 года Верховный суд РФ поддержал решение Хамовнического суда.[64] На сегодняшний день «катынское дело» рассматривается Европейским судом по правам человека.[65]
В августе 2009 года Алла Ярошинская писала с ссылкой на слова председателя КГБ УССР Николая Голушко: «Сталин, наверное, не забыл и хорошо помнил те годы, — как польские власти поступили со 120 тысячами военнопленных Красной Армии в годы гражданской войны», возможно, «расстрелы польских военнопленных были местью за гибель наших соотечественников в те далекие, но памятные для нас времена».[66]
В ноябре 2009 года прошли финальные обсуждения совместной российско-польской рабочей Группы по сложным вопросам. Особо были отмечены итоги визита премьер-министра России В. В. Путина в Польшу 1 сентября 2009 г. и видео-выступление Президента России Д. А. Медведева 30 октября 2009 г., в котором была подчеркнута необходимость «изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть трагические стороны».
7 апреля 2010 года Председатель Правительства России В. В. Путин и премьер-министр Польши Дональд Туск посетили Катынь[67]. На совместной пресс-конференции В. В. Путин высказал своё «личное мнение», что массовый расстрел польских офицеров под Катынью был местью И. В. Сталина за поражение в советско-польской войне (1921), в которой он лично принимал участие как член Реввоенсовета Юго-Западного фронта: «Полагаю, <…> Сталин чувствовал <…> свою личную ответственность и совершил этот расстрел из чувства мести. От этого совершённое деяние не перестает быть преступным, но, может быть, это что-то может объяснить. Мы этого не знаем, и в документах этого нет.». Кроме того, Путин отметил, что в оставшихся засекреченными документах нет «ничего такого, что скрывало бы правду о самом преступлении, ничего такого, что скрывало бы правду о механизмах этого преступления, не закрыто за семью печатями. Это всё вскрыто и показано. В том числе, в том миллионе документов, которые переданы нашим польским партнерам». «Единственное, что требует дополнительного изучения, это вопросы гуманитарного характера» — сказал он. По его мнению, «нет рационального объяснения» тому, почему некоторые пленные были сосланы в сибирские лагеря, а другие расстреляны под Смоленском: «Непонятно, зачем это было сделано, почему совершено это преступление, с какой целью. Нет никакого объяснения. И нет ни одного намека в документах на это»[68]. Отвечая на вопрос, содержавший упрёк, что Путин «говоря о преступлениях сталинского режима» не называл никаких имён, В. В. Путин, в частности, сказал: «Ещё раз хочу подчеркнуть: первой жертвой тоталитаризма был сам русский народ.»[68]
10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел катастрофу правительственный самолет Польши Ту-154, на борту которого находилось 96 человек, в том числе 88 членов польской делегации во главе с президентом Польши Лехом Качиньским, которые направлялись в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях; все находившиеся на борту погибли. 18 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев, находясь в Кракове в связи с церемонией похорон Леха Качиньского и его супруги Марии, заявил: «Катынская трагедия — это следствие преступления Сталина и ряда его приспешников. И здесь необходимо, наверное, провести дополнительные исследования, но, тем не менее, позиция российского государства по этому вопросу давно сформулирована и остается неизменной.»[69]
28 апреля 2010 года, по просьбе Д. А. Медведева, документы «пакета № 1» были официально опубликованы на сайте Росархива.[70][71] По состоянию на 2010 год, 116 из 183 томов уголовного дела, а также текст постановления Главной военной прокуратуры о закрытии уголовного дела в 2004 году, оставались засекреченными.[72][73] 26 ноября 2010 года Государственной Думой России было принято заявление, возлагающее ответственность за Катынский расстрел на Сталина и других советских руководителей[74]. 6 декабря 2010 года было опубликовано интервью Д. А. Медведева польским СМИ, в котором он в частности отметил:[75]
Совершенно очевидно, кто совершил это преступление и ради чего. И вчера Государственная Дума ещё раз вернулась к этому вопросу. За это преступление отвечает Сталин и его приспешники. И у меня есть соответствующие документы, которые были получены из так называемой «особой папки». Эти документы сейчас присутствуют и в интернете, они общедоступны со всеми резолюциями. Попытки поставить эти документы под сомнение, говорить о том, что их кто-то сфальсифицировал, это просто несерьёзно. Это делается теми, кто пытается обелить природу режима, который создал Сталин в определённый период в нашей стране.
7. Поддержка первичной советской версии событий
Ряд российских политиков, публицистов, юристов и историков в настоящее время придерживается официальной советской версии. В частности, аргументы о непричастности к этому преступлению советской стороны выдвигают заместитель Председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин[76], бывший адвокат по делу КПСС Юрий Слободкин, лидер партии «Великая Россия» Андрей Савельев[77], публицисты Александр Широкорад и Юрий Мухин, политолог Владислав Швед, журналист и политконсультант Анатолий Вассерман[78], Сергей Стрыгин, в прессе также высказываются историки Юрий Жуков и Александр Колесник[79].
Среди сторонников советской версии отсутствует единая версия событий. Некоторые из них заявляют, что расстрел поляков был планомерной акцией уничтожения польской аристократии и евреев немцами в 1941 году, частью данной акции было убийство львовских профессоров в 1941 году, признанное преступлением немецких оккупационных войск.
Также некоторые из них считают, что если бы расстрел был осуществлён НКВД, то Хрущёв этим бы воспользовался на XX съезде КПСС при развенчании культа личности Сталина[80].
Некоторые из них заявляют о поддельности главных улик — записки Берии[81], в которой он предложил Сталину дать согласие на расстрел более 25 тысяч пленных польских граждан, и решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Такой вывод они делают, в частности, из того, что на одной из двух выписок, сделанной с листов № 9 и 10 протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) № 13 за 17 февраля — 17 марта 1940 года[82], которая 27 февраля 1959 года была направлена председателю КГБ при СМ СССР А. Н. Шелепину, была поставлена печать «Коммунистическая партия Советского Союза»[83] (ВКП(б) была переименована в КПСС в 1952 году)[84].
Проведённая в 2009 году по заказу Сергея Стрыгина экспертиза цифровых фотоснимков записки Берии, с целью определения, на каких машинках были напечатаны листы данной записки, установила[85]:
При микроскопическом исследовании (микроскоп МБС-10, увеличение до 32 Х) изображений постраничных фрагментов машинописного текста признаков технической подделки их оригиналов (подлинников) не установлено. |
Данной экспертизой также было установлено, что первые три листа записки, на которых находятся подписи Сталина, Ворошилова, Молотова и Микояна с предложением дела более чем 25 тысяч пленных «…рассмотреть в особом порядке с применением высшей меры наказания — расстрела», были отпечатаны на одной индивидуально-конкретной пишущей машинке, а последняя страница данной записки, где находятся пять строк текста и подпись Берии была отпечатана на другой индивидуально-конкретной машинке[81][85].
19 апреля 2010 года в Государственной думе КПРФ организовала круглый стол на тему «Катынь — правовые и политические аспекты». В его работе приняли участие сторонники советской версии катынского расстрела. Результатом проведённой работы стало письмо В. И. Илюхина президенту России Д. А. Медведеву[79][76].