План
Введение
1 Древнейшая история
2 Название
3 Зарождение государства
4 Великое княжество Литовское
5 Речь Посполита
6 Российская империя
7 Первая мировая и гражданская войны
8 Первая республика
9 Вторая мировая война
10 Литовская Советская Социалистическая Республика
11 Восстановление независимости
Список литературы
Введение
Исто́рия Литвы́ — история Литвы, как самостоятельного государства начинается с середины XIII века.
1. Древнейшая история
Территория современной Литвы, по данным археологических исследований, была обитаема людьми с конца десятого — девятого тысячелетия до н. э. Древнейшие стоянки обнаружены в юго-восточной части страны. С ростом числа поселений в восьмом — шестом тысячелетиях до н. э. они появились в долинах рек Немана, Вилии, Меркиса. Обитатели их занимались охотой и рыболовством, использовали лук и стрелы с кремниевыми наконечниками, скребки для обработки кожи, удочки и сети. В конце неолита (третье тысячелетие до н. э. — второе тысячелетие до н. э.) на территорию современной Литвы с юга и юго-востока Центральной Европы проникли носители культура шнуровой керамики и ладьевидных боевых каменных топоров, отождествляемые с индоевропейскими племенами. Они занимались земледелием, разводили домашних животных, выращивали зерновые культуры. Однако охота и рыболовство оставались основными занятиями местных жителей. С этого времени между Вислой и Западной Двиной начинает складываться культура предков балтийских племён.
В XVI веке до н. э. появились бронзовые орудия (топоры, наконечники копий, мечи, ножи, украшения), первоначально завозимые из Скандинавии, из Западной Европы и юга современной России, затем изготавливаемые на месте. В VI—V веках до н. э. к балтам приходят железные орудия. Местное производство изделий из железа начинается только в I веке н. э. Каменные и бронзовые орудия продолжали использоваться наряду с железными, затем инструменты и орудия изготовлялись преимущественно из железа, бронза применялась в изготовлении украшений. Распространение железных орудий (топоров для вырубки леса, деревянная соха с железным лезвием и т. п.) привело к развитию земледелия, ставшего основой хозяйства.
Балтийские племена были расселены на Балтийском поморье между устьями Вислы и Западной Двины; позже они заняли половину бассейна Западной Двины и почти весь бассейн Немана, на западе доходя до низовьев Вислы, на юге — до середины Западного Буга. Соседями Литвы были отчасти ливы, и славяне (кривичи, дреговичи, мазовшане, поморяне). К Х—XI векам относится формирование нескольких народов, известных под особыми названиями: летыгола (латгалы) — по правой стороне нижнего течения Западной Двины, жемгала (семигаллы) — по левому берегу её от середины до моря, корсь (курши, у западных писателей куроны) — на полуострове Рижского залива. По нижнему течению Немана и его притокам, Дубисе и Невяже, жила жмудь (жемайты), по среднему течению Немана и по Вилии — литва. К западу от жмуди по берегу моря жили десять колен пруссов, по южным окраинам собственной Литвы — ятвяги, достигавшие до Западного Буга и северных пределов Волыни. Из всех этих народов более других развилась культура у пруссов, что объясняется их особым географическим положением, рано заставившим их вступить в борьбу с соседями. У пруссов развились народные мифы, сложились эпические сказания о Войдевуте и Прутене, образовался правильный культ богов и жреческое сословие, бывшее единственной связью между литовскими племенами.
Средневековые писатели изображают литовцев в домашнем быту добродушными, обходительными и гостеприимными, на войне — суровыми, хищными. В IX и X веках литовцы занимались преимущественно звероловством, рыболовством, изредка земледелием; есть указание на бортевое пчеловодство и на скотоводство, особенно на разведение лошадей, которых они употребляли в пищу. Торговые сношения у них были с городами славяно-балтийского поморья и с землей кривичей: они меняли шкуры, меха, воск на металлические изделия и оружие. Среди литовцев рано встречаются зачатки сословий: были роды, владевшие многочисленной не свободной челядью; из этих родов избирались местные князья (кунигасы). Рабами (несвободная челядь) были главным образом военнопленные. Жреческое сословие не составляло особой касты; доступ в него был свободен. Оно пользовалось громадным значением в народе и было многочисленно. Жрецы у литовцев назывались вайделотами (лит. Vaidila); были и жрицы вайделотки. Богам своим литовцы приносили в жертву животных, а в торжественных случаях — и людей. При погребении знатные сожигались вместе с любимыми предметами и рабами. Загробную жизнь литовцы представляли себе продолжением настоящей.
До XIII века у литовцев не было объединяющей политической власти, как не было и объединяющих центров-городов. Со второй половины XII века в источниках упоминаются литовские князья, но власть их простирается только на незначительную территорию. Отсутствие политической организации сказалось особенно тяжело после того, как с конца XII века и с начала XIII века на границах литовской земли стали поселяться немцы, с каждым годом продвигавшиеся все дальше. Сначала литовские племена стараются, каждое в отдельности, отстоять свою самостоятельность; когда силы их ослабевают, они примыкают к государствам ближайших соседей, напр. князей славянского поморья, Святополка и Мествина. Это, впрочем, только на время задержало наступление немцев, к концу XIII в. окончательно подчинивших себе пруссов, латышей и жемгалу.
2. Название
Название «Литва» (Lituae — род. пад. от Litua) впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах (иначе Кведлинбургские летописи) в 1009 году. Речь идёт об убийстве язычниками миссионера Бруно на стыке Rusciae и Lituae. Происхождение названия страны и соответствующего этнонима объяснялось различными гипотезами: выводилось от искажённого L'Italia, связывалось с названием племени лютичей, якобы прозванными соседними племенами за жестокость в набегах и грабежах «лютвой», и с литовским словом lietus («дождь»). Ни одна из этих и многих других гипотез не стала общепринятой. Литовский языковед Казимерас Кузавинис выдвинул гипотезу [1] о том, что начало названию Литвы мог дать славянизированный гидроним Lietauka. Так в настоящее время называется правый приток реки Нерис. Это небольшая речка, протяженностью около 11 км, находящаяся в 30 км от Кернаве, важного политического центра древнего Литовского государства.
3. Зарождение государства
Зарождение государства относят к X—XIII векам. Свидетельством существования отдельных догосударственных образований считается договор 1219 между галицко-волынскими князьями и 21 литовским князем. В договоре среди 5 старших князей упоминается Миндовг (лит. Mindaugas; 1238—1263). Унаследовав власть в своём уделе от отца, Миндаугас около 1236 уничтожил или изгнал соперников, объединил под своей властью часть земель балтов и стал великим князем.
Сложившееся в 1236—1258 годах под его властью государственное образование на территории Литвы и части Белоруссии между средним течением Немана (лит. Nemunas), Вилией (лит. Neris) и её притока Святой (лит. Šventoji) стало первым литовским и единственным у балтов средневековым государством.
С середины XIII века начались набеги литовских князей на владения князей русских, ослабленных татаро-монгольским нашествием и вторжением рыцарей Ливонского ордена в псковские и новгородские земли. Экспансия немецких крестоносцев на протяжении нескольких веков была также определяющим фактором истории Литвы. Первый значительный поход меченосцев окончился их поражением в битве при Сауле (Шяуляй) в 1236 году от жемайтов (жмудь) с жмудским князем Викинтасом, как полагают, во главе. После гибели в бою магистра ордена и 48 из 55 рыцарей, против ордена восстали покорённые курши, земгалы, селоны и орден утратил завоёванные им земли на левом берегу Западной Двины.
Немецкие крестоносцы вовлекались в междоусобную борьбу литовских князей. Князь Товтивиль (лит. Tautvilas), владения которого захватил Миндаугас в конце 1240-х, заключил союз с Даниилом Галицким, женатым на его сестре, и принял крещение в Риге. Когда началась война объединённых сил Даниила Галицкого и Ливонского ордена против Миндаугаса, тот был вынужден (1250) отправить послов через Ригу к папе римскому Иннокентию IV, получить его согласие на крещение и принять крещение в 1251. Ливонский орден прекратил воевать с Миндаугасом и оказал ему поддержку в войне против галицко-волынского князя. В июле 1253 Миндаугас был коронован королём Литвы. Таким образом установилась связь между Миндаугасом и папским престолом, независимая от Ливонского ордена. Литва была признана христианским королевством. Миндаугас отдал Ливонскому ордену за поддержку часть земель. По окончании войны с Даниилом Галицким Миндаугас уступил Чёрную Русь сыну Даниила Роману в качестве своего вассала, и отдал свою дочь в жёны другому сыну Даниила Шварну.
Между тем крестоносцы во второй половине XIII века завладели всеми землями пруссов от устья Вислы до Куршского залива, несмотря на их сопротивление. Сопротивление западных балтов (битва при Дурбе, 1260; восстание пруссов под руководством Геркуса Мантаса, 1260—1274) сдержало экспансию крестоносцев в литовские земли и позволило укрепиться государству. Вероятно, сопротивление родственных племён крестоносцам повлияло на возвращение Миндаугаса к язычеству (1261) и его решение, разорвав мир с Ливонским орденом (1260 или 1261), заключить союз с Александром Невским. Войска Миндаугаса и Тройната (Трениота) вторглись в Ливонию, но взять замок Цесис не смогли.
Стремление Миндаугаса к единоличному правлению порождало врагов. 12 сентября 1263 года Миндаугас был убит князьями Тройнатом и Довмонтом (Даумантас).
4. Великое княжество Литовское
Созданное Миндовгом государство не распалось. Власть в нем принадлежала Тройнату (Трениоте, лит. Treniota; 1263—1264), затем сыну Миндовга Войшелку (лит. Vaišvilkas, Vaišelga; 1264—1267). Войшелк, на сестре которого был женат Шварн, находился под русским влиянием, принял православие, поддерживал тесные контакты с галицкими и волынскими князьями, при поддержке их дружин завладел властью в Литве. Жмудь его власти не подчинилась и фактически, как полагают, он правил только Чёрной Русью и собственно Литвой, то есть южной частью Литвы. Продолжая политику централизации Литвы, Войшелк уничтожал противников, победил Довмонта (бежал в Псков) и других удельных князей. Его вассалами стали полоцкие и витебские князья. Войшелк оставил власть Шварну (лит. Švarnas; 1267—1269) и был убит, по некоторым сведениям, его братом Львом, также стремившимся к власти над литовским княжеством. После смерти Шварна властью завладел князь Тройден (Трайдянис, лит. Traidenis; 1269 или 1270—1282). Он успешно воевал с Ливонским орденом (битвы 1270, 1279) и с волынскими князьями. После смерти Тройдена князем стал, по-видимому, Довмонт (тёзка Довмонта псковского). После гибели Довмонта правили сначала Бутигейд, затем Пукувер Будивид. Пукувер Будивид, отец Витеня и Гедимина, стремился отразить экспансию крестоносцев в южную часть Жемайтии.