ПЛАН
1. Правовой статус дворянства. Табель о рангах. 4
2. Духовенство: обязанности и привилегии. 6
Пётр 1 провел много реформ и преобразований. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.
В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие – шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из «простого люда») одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён «Табелем о рангах» (1722 г.). В «Табели» все чины были распределены на 14 рангов или «чинов» по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг. «Табель о рангах» заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Петр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.
Петр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Петр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям.
Принятие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств.
Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления — это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.
Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Петр же жестоко карал попытки уклониться от службы.
После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по западным образцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле, в каком был им его отец. Вопросы религии и веры не были для Петра той «страшной святостью», о которой не дерзал свободно помыслить царь Алексей.
Еще в молодости Петр высказывал главе русского духовенства свои пожелания о поднятии уровня грамотности и просвещения среди духовенства, об организации школ. Но патриарх чуждался новшеств и ничего не предпринимал в указанном царем направлении. Очень сильные трения возникли по поводу брадобрития, но Петр твердо стоял на своем и вел себя по отношению к главе духовенства так, что тот счел за лучшее удалиться.
С каждым годом недовольство Петра духовенством все усиливалось, так что даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Петр стремился подчинить церковное управление государству, что после Тридцатилетней войны было общеевропейской модой.
В 1700 году после смерти патриарха Адриана блюстителем и управителем патриаршего престола был назначен митрополит рязанский и муромский Явроский, сочувствовавший реформам. Ему были поручены только дела веры, а все остальные дела, находившиеся в ведении патриарха были распределены по приказам. В 1701 году был восстановлен монастырский приказ, в ведении которого отошли патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства.
Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства. Особой чистке подверглись монастыри. Им запрещалось владеть вотчинами и угодьями. Жить они должны были за счет своего труда. Также был издан указ, запрещающий просить и подавать милостыню, но он встретил очень сильный протест и непослушание. Особым указом 1718 года предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благочестием и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же.
25 января 1721 года Петр подписал манифест об установлении святейшего синода и 14 февраля произошло торжественное открытие нового управления церковью. Состав святейшего синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых 3 непременно должны были носить сан архиерея. Президентом синода был назначен митрополит Стефан. Синодским указом 1722 года были установлены определенные штаты духовенства, как бы замкнув этим духовное сословие в нем самом.
В конце января 1724 года Петр опубликовал знаменитый указ о звании монашеском, об определении в монастыри отставных солдат и об учреждении семинарий и госпиталей. Но через год Петра не стало и этот указ его не успел войти в жизнь со всей полнотой, как хотел того преобразователь.
При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. В результате духовных реформ Петра святейшему синоду теперь стало не на что опереться - духовенство разгромлено и поставлено в положение слуг правительства, связанных исходящими от него распоряжениями.
Реформы Петра относительно православной церкви имели немалое значение для его основной задачи – построение светского европейского государства.
Таким образом, Петр конструирует новое церковное устройство, юридически и символически утверждает подчинение церковного управления императорской власти, учреждая с этой целью Синод и заменяя символы патриаршего возглавления символами императорского единовластия.
Преобразования, проведенные в последний период, определяют порядок церковного управления в течение почти всего императорского периода.