Смекни!
smekni.com

Экономика Англии в XVI XIX вв (стр. 3 из 6)

Положение сельского хозяйства после отмены «хлебных зако­нов» было вполне благоприятное. Под влиянием иностранной конкуренции фермеры стали придерживаться совершенно новой системы хозяйства. Они уже не рассчитывали на высокие цены продуктов и старались увеличить доходность хозяйства путем со­кращения расходов. Это достигалось при применении новых тех­нических средств — молотилки, парового плуга и др. Также вы­годным оказалось разведение кормовых трав, хмеля и льна и особенно племенного рогатого скота. Последнее происходило в связи с ростом цен на мясо. Рост цен на мясо был вызван зна­чительным усилением спроса. Рабочие в 1860-х гг. из-за повыше­ния заработной платы получили возможность потреблять мясои другие продукты животноводства. Улучшилось также положение сельскохозяйственных рабочих.

В промышленности постепенно менялось трудовое законодательство. Размер заработной платы ежегодно устанавливался государственным должностным лицом. Этот закон относился к промышленным и с/х рабочим.

В 70-е гг. XVIII в. в Англии появились машины, и возникла новая форма промышленности — фабрика. Характерной чертой фабрики было применение машин, заменяющих труд человека. Начиналась промышленная революция. Потребность в замене ручного труда машинным появилась уже в середине XVIII в. Хлопчатобумажная и шерстяная промышленность нуждались в машине, с помощью которой можно было бы за то же время производить больше пряжи.

Монополии в промышленности стали помехой для конкурен­ции. Это были монополии на изготовление стекла, булавок, мыла, различных тканей, на эксплуатацию медных, свин­цовых и других рудников и- так далее. В этих исключительных привилегиях активно участвовали придворные, знатные лорды, ад­миралы. Постепенно в Англии промышленные монополии стали считаться недопустимыми злоупотреблениями, с которыми следо­вало бороться, так как они стесняли развитие промышленности в стране. Парламент принял решение, по которому ни один моно­полист не мог быть членом парламента. К началу XVIII в. в Англии действительно не существовало исключительных приви­легий в области производства и торговли внутри страны.

Новая технология вызвала значительные эффекты в промыш­ленности. Стали снижаться расходы предпринимателей при про­изводстве хлопчатобумажной пряжи. С 12 шиллингов в 1788 г. они снизились до трех шиллингов в 1800 г. и до одного шиллин­га в 1830 г. Такое снижение издержек привело к огромной эконо­мии в производстве. Экономия вызвала сильное удешевление хлопчатобумажной пряжи. Теперь многие люди получили воз­можность одеться в дешевые хлопчатобумажные изделия. Из-за появления машин заработки ручных прядильщиков сильно упали и вскоре в Англии ручной труд в прядильном производстве стал невозможен.

Номинальная зарплата фабричных рабочих росла, но еще быстрее в начале XIXв. росли цены на продовольствие. Прихо­ды были вынуждены помогать рабочим, и тратили миллионы на поддержку бедствующего населения. В 1799—1800 гг. были при­няты законы против рабочих союзов. Кроме того, «право на жизнь» оказалось опасной ловушкой. По закону Спинхемленда, человек получал пособие, даже имея ра­боту, пока его заработная плата была ниже установленного дохо­да по шкале. Поэтому у рабочих не было стимула хорошо и много работать. Постепенно рабочий человек деградировал настолько, что стал предпочитать пособие для бедных заработ­ной плате. Его заработная плата, субсидируемая обществом, на­чала падать до бесконечности. Ускорялась социальная и нравст­венная деградация рабочих в городе и в деревне. Попытка соз­дать капитализм без рынка труда окончилась провалом. В 1834 г. был отменен Закон о бедных, и система Спинхемленда исчезла. Одновременно были отменены все пособия для бедных. Был создан полностью конкурентный рынок труда. «Право на жизнь» было упразднено. Теперь люди должны были заботиться о себе сами. Но только в 1870 г. было разрешено создание про­фессиональных союзов рабочих.

Свобода договора не могла сразу изменить положение рабоче­го. Рабочий по закону теперь имел право покинуть своего хозяи­на и перейти в другое заведение, но фактически он не мог осу­ществить это право. Он не был в состоянии узнать, где более выгодные условия работы, не мог добиться более выгодных усло­вий работы и не мог добыть средства для переезда в другое ме­сто. Право на профессиональные союзы рабочий первоначально не получил. Поэтому трудовой договор фактически являлся одно­сторонним решением хозяина и рабочий по-прежнему ему под­чинялся. Быстрый рост населения в эти годы ухудшал положение рабочего. В Англии появился избыток рабочих рук, что мешало другим рабочим добиваться повышения зарплаты в соответствии с ростом цен на продукты.

В 1797 г. английский рабочий трудился обычно 74 часа в не­делю. Затем в 1814 г. продолжительность труда сократилась до 72 часов в неделю, в 1820—1830-х гг. — до 70 часов в неделю. В на­чале XXв. рабочий день был длиной в 8—9 часов. Только с на­чала XIXв. началась борьба с трудом малолетних. Этот труд те­перь считали вредным и опасным для физического и умственно­го развития детей. Интересы рабочих теперь ставились выше, чем Дешевизна производства и возможность разорять дешевым трудомконкурентов в лице других стран. Оказалось также, что дешевый труд не так выгоден, как казалось раньше. Сложные машины требовали опытных и умелых рабочих. По закону 1802 г. приход­ским ученикам на шерстяных и хлопчатобумажных фабриках за­прещалась ночная работа. Рабочий день для них составлял 12 ча­сов. Дети должны были обучаться чтению, письму и арифметике, а также не менее одного раза в месяц посещать церковь. По за­кону 1819 г. возраст работающих детей должен быть не менее де­вяти лет. Для подростков моложе 16 лет (с 1831 г. — моложе 18 лет) рабочий день ограничен 12 часами и запрещен ночной труд. Закон 1833 г. на текстильных фабриках совсем запретил работу детей до девяти лет, труд малолетних 9—13 лет ограничил девя­тью часами в день, для 13—18-летних— до 12 часов. Всем им за­прещен ночной труд. Для детей 9—13 лет было обязательно посе­щение школы не менее двух часов ежедневно. Была создана фаб­ричная инспекция с правом посещения фабрик в любое время и с правом привлечения виновных к ответственности.

В 1844—1847 гг. действовал 12-часовой рабочий день для всех рабочих. По закону 1847 г. рабочий день (с 1848 г.) стал 10-часо­вым для всех, а для детей до 13 лет стал 6,5 часов. Этот закон вызвал большое возмущение среди фабрикантов. В отраслях про­мышленности, носивших еще кустарный характер, сохранялись самые тяжелые условия труда: рабочий день более 12 часов, ноч­ной и воскресный труд, работа малолетних с самого раннего воз­раста, болезни и преждевременная смерть. Только в 1860—1864 гг. законодательство по охране труда вышло за пределы фабрик и стало регулировать труд на предприятиях с ручным трудом. Здесь промышленники были тоже недовольны, но вскоре эти за­коны заставили их ввести технические новшества и машины. За­кон 1867 г. применил охрану труда к металлургии и машино­строению, к производству изделий из бумажной массы и ко всем в целом отраслям производства, где число рабочих превышало 50 человек. Англия уже в первой половине XIXв. ограничила ис­пользование труда капиталом.

В это же время произошел переход от ремесла к кустарной форме промышленности, особенно в портняжном и обувном промыслах. В первой половине XIX в. в портняжном промысле применялась потогонная система (sweatingsystет).Мелкие пред­приниматели нанимали рабочих, и те работали на них либо в хо­зяйских мастерских, либо в жилых помещениях самих рабочих. Они жили в крайней нищете, работали с утра до полуночи и подрывали свое здоровье. Только законодательство по охране труда уничтожило позже эту эксплуатацию.

Развитие торговли способствовало развитию кредитных сде­лок. Закон 1536 г. уничтожил старые законы о ростовщичестве и разрешил займы с процентом не выше 10%. Это было своеобразным компромиссом со старыми идеями о вредности процен­тов, и закон стали обходить.

Уже с XVI в. перевод платежей проходил при помощи ювели­ров — золотых дел мастеров: наряду с изготовлением ювелирных изделий они занимались разменом монет. Кроме то­го, они принимали вклады и платили за них проценты. Они вы­давали удостоверения о помещенных у них вкладах — «билеты золотых дел мастеров», позже их стали называть «билетами банкиров» (Ьапкer's поtes). С середины XVIIв. таких ювелиров стали называть банкирами. Позже вместо одного биле­та ювелиры стали выдавать несколько более мелких билетов на общую сумму вклада. Возвращая билеты, вкладчик получал об­ратно соответствующую часть вклада. Вскоре началось обращение этих банкнот. Поэтому в Англии еще до появления Банка Анг­лии в больших масштабах обходились без монет, заменяя их банкнотами. Банкиры из-за этого получили возможность выда­вать ссуды торговцам и давать в долг государству. К банкирам обращался даже Кромвель. Эти же банкиры ввели в употребле­ние такую новинку, как чеки (Ьапкеrsdraft), то есть поручение вкладчика своему банкиру заплатить предъявителю чека некото­рую сумму, размещенную у банкира на текущем счете. В течение XVIIIв. чеки в Лондоне очень широко распространились, и в 1775 г. лондонские банкиры учредили Расчетную палату для пога­шения чеков путем компенсации (зачета). Эти частные банкиры вскоре перешли к приему депозитных вкладов, платили вкладчи­кам 6 % годовых.