Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например «Стоглав», соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных.
Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них же и в церквах, особенно при митрополичьем и епископских дворах, имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т. д.).
Во второй половине XVI в. прикладные знания умножаются и усложняются. К примеру, строительство Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, очень сложного сооружения, не могло обойтись без теоретических сведений по механике, математике.
Иван IV, несомненно, является одной из самых ярких и важных фигур в истории России. В разные времена его оценивали по-разному, иногда на его опыт ссылались государственные деятели уже в более позднее время. В разное время в центре внимания историков оказывались разные факторы правления Ивана Грозного.
Книга В. Б. Кобрина «Иван Грозный» — попытка в общедоступной форме представить основные вехи правления царя, акцентируя внимание на его внутренней политике.
К. Валишевский в своей работе «Иван Грозный» попытался представить все, по его мнению, важнейшие факты и дать свою оценку личности и правления Ивана Грозного.
Книги Валишевского и Кобрина предоставляют хорошую возможность для сравнения хотя бы потому, что это взгляды разного времени. Казамир Валишевский — поляк по происхождению, работал и издавался во Франции в конце ХIХ – начале ХХ века, а В. Кобрин писал уже в советское время. Но не только временной фактор определяет мнения авторов, их рассуждения в общем близки, но имеют множество различий в подробностях.
Оценивая Ивана Грозного как государственного деятеля нельзя не признать, что на его действия повлиял склад его характера. Однако многие ученые склонны только жестокостью царя и стремлением к личной власти характеризовать время его правления.
Действительно, почти во всех действиях Ивана Грозного чувствуется стремление всех подчинить своей воле, не допуская утечки власти из своих рук. И осуществлял он это самыми разными, в основном, жестокими способами.
Валишевский, анализируя государственную деятельность Ивана Грозного, обращает особое внимание на то, как последовательно царь боролся со всеми, кто хоть как-то посягал на власть в стране. Этим Валишевский объясняет боярские погромы и массовые казни. Таким образом, считает Валишевский, «Иван стал борцом самодержавной, централизованной государственной власти». В отличие от прежних, сугубо отрицательных, взглядов на государственную деятельность Ивана Грозного, Кобрин и Валишевский отмечают и положительные преобразования, которые провел Иван Грозный. Например, положительным преобразованием они считают судебную реформу и издание в 1550 г. нового русского судебника, в котором почти ничего не было оставлено без внимания, в отличие от старого. Почти все реформы, имеющие положительный результат проводились во времена существования Избранной рады, но, по мнению Кобрина, Избранная рада не имела тщательной программы действий, и это косвенным образом повлияло на скорый ее распад.
Реформу, приведшую к реорганизации службы, Валишевский считает началом зарождения опричнины. Опричнина сама по себе — уникальный феномен в русской истории, поэтому и Кобрин, и Валишевский в своих трудах уделяют большое внимание причинам и истокам опричнины, а также ее последствиям и исторической оценке. По этому поводу их взгляды несколько рознятся.
Валишевский считает, что причинами опричнины являлось стремление Ивана Грозного укрепить свою власть, также Валишевский отмечает, что разорение опричниками Новгорода и других городов, стоящих на торговых путях имело большое финансовое и экономическое значение.
Кобрин, в отличие от Валишевского, выдвигает другую гипотезу возникновения опричнины: в то время не было сформировано аппарата центральной власти, а личная власть Ивана Грозного как правителя была слаба, поэтому и требовала жестокости. По мнению Кобрина «Жестокость, террор — показатель слабости власти, ее неумения добиться своих целей обычными путями, то есть компенсация слабости». Таким образом, Кобрин косвенно признает, что Иван Грозный как государственный деятель был слаб, поэтому и прибег к самому простому выходу — действовал путем террора [Устрялов Н. Г. История Отечества, СПб.: «Питер», 1997, с. 221 – 223].
Заключение
В конце ХV – первой половине XVI вв. наше государство в официальных документах именовалось по-разному: Русь, Россия, Российское государство, Московское царство, а в конце XVI в. — Россия. Создание единого государства привело к расширению его территории и росту численности населения. Иван III в 1462 г. получил в наследство территорию в 430 тыс. км, с населением 4 млн. человек. Через 100 лет, в конце XVI в., территория Российского государства увеличилась более чем в 10 раз, численность населения достигла 7 млн. человек.
В начале XVI в. завершился процесс объединения русских земель, образовалось Российское централизованное государство, сложилась великорусская народность на основе восточнославянских народов, проживающих на территории Владимиро-Суздальского княжества и Новгородско-Псковской земли. В состав России входили также другие народности: утро-финны, карелы, коми, пермяки, ненцы, ханты, манси. Российское государство формировалось как многонациональное.