В конце 1914 года руководство Болгарии не торопилось со вступлением в войну. Антивоенные настроения в народе, победы войск Антанты в конце года и успехи сербской армии в декабре отрезвляюще подействовали на высшие правящие круги болгарского государства[31].
2.3. «Македонский вопрос»
В октябре 1914 года члены ВМРО, которые с разрешения болгарского правительства имели базы на территории Болгарии начали подрывную деятельность на территории сербской Вардарской Македонии. В ноябре 1914 деятельность боевых групп ВМРО в сербской Македонии крайне активизировалась. Болгарские четники действовали только на территории сербской Македонии, но не греческой, чтобы не давать повод Греции для действий против Болгарии[40].
Эти меры по активизации антисербской деятельности в Македонии были одобрены Германией и Австро-Венгрией. В октябре лидер ВМРО Александр Протогеров посетил Вену по приглашению министра иностранных дел Австро-Венгрии Берхтольда[40][41]. Германская сторона активно поддерживала действия ВМРО в Македонии. Немцами был выдвинут план создания на территории сербской Македонии сети боевых групп ВМРО общей численностью более 25 000 человек[42].
Кроме того практически все слои болгарского общества считали Македонию болгарской исконной территорией и желали присоединения Вардарской Македонии к Болгарскому царству. Политики, ориентировавшиеся на австро-германский блок, также как и проантантовские политики поддерживали идею о присоединении Македонии. Правые политические силы заявляли о «руководящей роли Болгарии на Балканах» и о планах создания Великой Болгарии[9].
3. Переговоры с Болгарией
3.1. Ситуация в начале 1915 года
В начале 1915 года правительство Болгарии предпринимает попытки выведать позиции ряда государств по балканским вопросам. Для этих целей в Париж и Рим отправился бывший министр иностранных дел Генадиев. В ходе переговоров в Риме, итальянцы заверили Генадиева, что готовы поддержать претензии Болгарии на Македонию.
В январе 1915 года австрийские и германские банки предоставили новые займы Болгарии в размере 150 млн. марок. Австро-Венгрия и Германия активно использовали финансы в привлечении Болгарии на свою сторону[43]. Немцы и австрийцы финансировали болгарские газеты, подкупали политиков и оказывали финансовую помощь прогерманским политическим силам. В ответ на это болгарское руководство в феврале 1915 года снова дало разрешение на пропуск через территорию Болгарии грузов в Османскую империю[44].
Антанта также предпринимала определённые шаги в Болгарии. Начало Дарданелльской операции должно было способствовать разрешению правительством Радославова на использование союзниками болгарских портов Дедеагач и Бургас[45]. Помимо этого в феврале и марте в Софию прибыли французский аристократ де Гиз, французский генерал По, британский генерал Пейджет, которые беседовали с Фердинандом[прим. 6] о преимуществах Болгарии в случае выступления на стороне Антанты. Также страны Антанты начали финансирование газет и политиков в Болгарии по примеру Австрии и Германии. Таким образом проантантовскими газетами стали: «Балканский курьер», «Балканский сговор», «Заря»[46].
В 1915 году обострилась ситуация в Македонии. При поддержке австрийского военного атташе в Болгарии, ВМРО активизировало свои действия в cербской Македонии. В апреле отряд турок и боевиков ВМРО совершил в районе села Валандово нападение на силы сербских полицейских, охранявших железную дорогу. Этот инциндент вызвал протест со стороны Сербии и представителей Антанты в Софии. В ответ болгарское правительство заявило, что Болгария не имеет отношения к этому акту и это дело рук турецких четников[47]. Эта акция в Македонии фактически являлась попыткой Австрии и Германии создать конфликт между Сербией и Антантой с одной стороны и Болгарией с другой стороны. Однако в апреле 1915 года болгарское правительство не определилось, внимательно следя за боевыми действиями между войсками обеих коалиций. Победы войск Центральных держав на Восточном фронте, были омрачены вступлением в войну Италии на стороне Антанты. В это время болгарское правительство начинает активные переговоры с представителями обеих коалиций[48].
3.2. Ситуация летом 1915 года
Открытка времён Первой мировой войны. Центральные державы изображены в образе детей
В июле 1915 года начались германо-болгарские переговоры о вступлении Болгарии в войну. Германской дипломатией была проделана большая работа. Немцы убедили Османскую империю передать Болгарии часть своих европейских владений к западу от реки Марицы, таким образом германским дипломатам удалось примирить многовековых врагов — турок и болгар. Также германцы обещали Болгарии обширные территориальные приращения.
Страны Антанты заверили Болгарию, что после окончания войны турецкая часть Восточной Фракии и определённые территории в Македонии войдут в состав Болгарского царства. Однако чёткие границы всех обещанных территориальных приращений установлены не были. Этому препятствовала Сербия, которая не хотела идти на уступки Антанте и передавать свои территории в состав Болгарии.[49]
В свою очередь Центральные державы однозначно заявили, что в случае выступления Болгарии на их стороне Болгария получит всю Македонию, Фракию, а также Южную Добруджу (если Румыния вступит в войну на стороне Антанты). Помимо этого Германия обязалась предоставить Болгарии военный заём на сумму 500 млн марок.
Болгарское правительство желало вернуть в свой состав территории, отторгнутые после Второй Балканской войны.[49] На этих территориях проживало большое количество болгар. Кроме того, в середине 1915 года на фронтах Первой мировой войны сложилась неблагоприятная ситуация для стран Антанты. На Восточном фронте австро-германские войска успешно вели наступление против русской армии. Турецкие войска успешно оборонялись в Дарданелльской операции, а англо-французские войска не могли прорвать германский фронт на Западе.
Эти факторы сыграли решающую роль для болгарского правительства. Будучи уверенным, что победа будет за блоком Центральных держав, а Болгария получит все обещанные территории, царь Фердинанд I, настроенный прогермански, принял окончательное решение выступить на стороне Центральных держав.[49]
3.3. Болгария вступает в войну
Манифест болгарского царя Фердинанда І, объявляющий войну Сербии
6 сентября 1915 года в столице Болгарии Софии была подписана конвенция между Германией и Болгарией. Болгарию представлял министр иностранных дел Васил Радославов, а Германию — Георг Михаэлис.
В конвенции говорилось, что Германия и Австро-Венгрия выставят не менее 6 дивизий, Болгария обязуется выставить не менее 4 дивизий для проведения операции против Сербии. Общее командование всеми войсками в операции возлагалось на германского генерал-фельдмаршала Августа фон Макензена. Также германская сторона обязалась оказывать Болгарии финансовую и материальную поддержку. Также было оговорено, что Болгария не будет предпринимать агрессивных действий против Греции и Румынии, если эти страны продолжат соблюдать нейтралитет. В свою очередь Болгария обязывалась обеспечить возможность доставки материальных грузов из Османской империи в Германию и наоборот.
Болгарский плакат времён Первой мировой войны. Соединение болгарских и венгерских войск в Кладово
В это время Антанта ещё предпринимала отчаянные попытки вовлечь Болгарию в войну на своей стороне. 15 сентября 1915 года Антанта обратилась к болгарскому правительству с гарантией передать Болгарии часть территории сербской Македонии, которая отошла к Сербии после Второй Балканской войны. Однако эти предложения были уже явно запоздалыми. Кроме того, эти обещания территориальных приращений были намного меньше, чем те территории, которые обещала передать Болгарии Германия.
Однако всё уже было решено: после подписания необходимых документов 21 сентября 1915 года в Болгарии была объявлена мобилизация.[49]
4. Болгария в войне
4.1. Кампания 1915 года
Операция против Сербии
Вильгельм II, Фердинанд I и генерал Макензен в оккупированном Нише
14 октября Болгария, объявив войну Сербии, вступила в Первую мировую войну. В ответ на это на следующий день страны Антанты объявили войну Болгарии. В этот же день, 15 октября, болгарские войска начали наступление, перейдя болгарско-сербскую границу. Болгарские войска общей численностью до 300 000 человек атаковали сербские войска.[50] 1-я болгарская армия под командованием генерала Бояджиева завязала ожесточённые бои с сербскими армиями. Сначала болгарские войска встретили ожесточённое сопротивление и продвигались довольно медленно. 24 октября болгары заняли Пирот, а сербские войска полностью отошли за Тимок. В этих ожесточённых боях болгарские войска нанесли сербским армиям очень тяжёлые потери, захватив 60 орудий.
Далее части 1-й болгарский армии продолжили наступление и 10 ноября заняли Ниш, соединившись там с австро-германскими войсками, которые вели наступление с севера.[51] Затем болгарские части продолжили наступление против ослабленных сербских войск в Косово, где болгарские войска также успешно продвигались, нанося поражения сербским подразделениям.
Боевые действия на Балканах, 1915 год
2-я болгарская армия под командованием генерала Тодорова, практически не встретив сопротивления, довольно быстро продвинулась к реке Вардар и заняла населённый пункт Вранье и большой участок железной дороги, связывавший Сербию с союзным экспедиционным корпусом в Салониках. Это поставило под угрозу окружения основную часть сербской армии. Англо-французские дивизии, чтобы восстановить связь с сербской армией, в конце октябре выдвинулись из Салоник к реке Черна. Здесь также находились части 2-й болгарской армии, перед которыми стояла задача не допустить прорыва союзных войск и восстановления связи экспедиционных сил в Салониках и сербской армии.