Данная дипломная работа не является исчерпывающим исследованием по указанной теме. В ходе работы автор, к сожалению, не смог воспользоваться всем необходимым комплексом источников. Поэтому перед нами остаётся ещё очень широкое поле для исследований, в котором настоящее сочинение является лишь первым шагом.
Список использованных источников и литературы.
Список использованных источников:
Список использованной литературы:
1. Буганов В.И. Русь на перепутье. – М.: Мысль, 1997. – 213 с.
2. Будовниц И.У. Общественно – политическая мысль Древней Руси. – М.: Наука, 1960. – 320 с.
3. Белевцев Иоанн, прот. Образование Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Моск. Патр., 1988. – 160 с.
4. Булгаков Макарий, митр. История Русской Церкви // Общество любителей церковной истории. М., 2001. Т.2. – 820 с.
5. Воронин Н.Н. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг (из истории русско-византийских отношений XII в.). // Византийский временник Т.21. М., Л., 1962 С. 50
6. Воронин Н.Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XIIв. // Византийский временник. Т.23. М., 1963 С. 28, 37, 38
7. Гейм И. Историческое описание Сеноксарского монастыря. – М.: Изд-во тип. Сытина, 1853. – 56 с.
8. Георгиевский В.Т. Святый благоверный великий князь Андрей Боголюбский. – Владимир: Изд-во тип. Ахтырцева, 1894. – 48 с.
9. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. // Общество любителей церковной истории. М., 1997. Т.1. – 966 с.
10. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. // Общество любителей церковной истории. М., 2001. – 935 с.
11. Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах // Биографический словарь. IX-XVIIIв.в. – Казань, 1999. – 269 с.
12. Забелин И.Е. Следы литературного труда Андрея боголюбского. // Археологические известия и заметки. М., 1895, N 2-3 С. 46-47
13. Иловайский Д.И. Становление Руси. – М.: Астрель, 2003. – 861 с.
14. Карамзин М.Н. Предания веков. – М.: Весь мир, 1989. – 623 с.
15. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Астрель, 1998. – 456 с.
16. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. // Общество любителей церковной истории. М., 1993. – 618 с.
17. Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XIв. – СПб.: Изд-во тип. Сытина, 1906. – 127 с.
18. Кожа Александр, свящ. Русская Православная Церковь. Очерки истории. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. – 350 с.
19. Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро – Суздальской Руси. – Л.: Наука, 1967. – 198 с.
20. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. – СПБ.: Алетея, 2001. – 608 с.
21. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско – восточной церкви от конца XIдо середины XV века. – СПб.: Алетея, 1998. – 198 с.
22. Нечволодов А. Сказания о Русской земле. – М.: Изд-во Гос. тип., 1913. – 487 с.
23. Погодин И.П. Исследования. – М.: Изд-во Гос. тип., 1914. Т.5. – 613 с.
24. Павлов А.С. Курс церковного права. – СПб.: Изд-во СПб Дух. Акад., 1902. – 215 с.
25. Павлов Иннокентий, иером. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Моск. Патр., 1988. – 301 с.
26. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII – XIIIв.в. – М.: Наука, 1982. – 588 с.
27. Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X – пер. половине XIII в. – М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1977. – 264 с.
28. Скрынников Р.Г. История Российская. IX – XVIIв.в. – М.: Весь мир, 1997. – 496 с.
29. Соловьев С.М. История Российская с древнейших времен. – М.: Изд-во соц. – экономич. лит-ры, 1959. Т.1. – 809 с.
30. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Изд-во РАН., 1997. – 516 с.
31. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 765 с.
32. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. – Киев: Наукова душка, 1992. – 213 с.
33. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – М.: Наука, 1995. – 720 с.
34. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI – XVIв.в.). – М.: Правда, 1986. – 314 с.
35. Христианство: Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1993. Т.1. – 717 с.
36. Ципин В.А. Церковное право. – М.: Изд-во Моск. Патр., 1996. – 385 с.
37. Шмурло Е.Ф. Курс Русской истории. – СПб.: Алетея, 1996. – 485 с.
Послание патриарха Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому
Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондрею ростовскому, Боголюбскому.
Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный княже ростовский и суждальский! Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом принесена бысть и прочтена бысть в Соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие умиряется, яко многи по местом молебныа домы создал еси Богу, доброе се твое почтание вси похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом, и не токмо же грамотою благородия твоего сия извествовахом, но от того самого епископа твоего многа благая о благородии твоем, и свидетельствова пред нашим смирением и пред Божественным Собором, и пред державным нашим святым царем. Сказывает же нам писание твое, иже град Володимерь из основания воздвигл еси велик со многом человек, в немже и церкви многи создал еси. Не хощеши же его быти под правдами епископьи Ростовския и Суздальския, но обновити е митрополиею и поставити от нас в не митрополита, тамо сущаго у благородия твоего Феодора. Да еже убо о граде твоем, иже в нем святых церквей, яже воздвигл еси на славу Богу, но той ти множицею благородию твоему воздаст; а еже отъяти таковый град от правды епископьи Ростовския и Суждальския и быти ему митрополиею не мощно есть то. Да ведомо буди благородию твоему: понеже бо, якоже слышим, оже не иноя страны есть ни области таковый град; не ново бо есть зашел к любви и к твоему княжению ныне бы приложен, но тое же самое земли и области есть, в ней (же) суть прадеди твои были; и ты сам обладаеши ею ныне, в нейже едина епископья была издавна, и един епископ во всей земли той. Ставим же по временом священным митрополитом всея Руси, еже есть от нас святыя и великия Церкве, ставим и посылаем тамо; а не можем мы того сотворити, занеже яве съвъпрашати сважатися с Божественными и священными правилы. Правила убо святых апостол и Божественных отец каяждо митрополия и епископья цели и непорушимо своя держати оправдания повелели, и никтоже от святых может Божественных и священных преступити правил, аще не странен от Бога хощет быти.
1160 г.
[1] «История Русской Церкви».
[2]«История Русской Церкви» Т.2.
[3] «Очерки по истории Русской Церкви».
[4] «Общественно-политическая мысль Древней Руси».
[5] «Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг».
[6] «Общественно-политическая мысль Древней Руси».
[7] Об этом, в частности, косвенно свидетельствует Повесть временных лет: «Том же лете, месяца того же, иде Володимер, и Давыд и Олег к Аепе и ко другому Аепе, и сотвориша мир. И поя Володимер за Юргя Аепину дщерь, Осеневу внуку, а Олег поя за сына Аепину дщерь, Гиргеневу внуку месяца генваря 12 день». (Памятники литературы Древней Руси. XI – нач. XII века. М., 1978. С. 274)
Данные Повести временных лет косвенно подтверждаются современными научными открытиями. Так, например, известный отечественный антрополог М.М. Герасимов по подлинному черепу Андрея Боголюбского, взятому из гробницы, восстановил внешний облик князя. Черты лица по получившейся реконструкции явно свидетельствуют о том, что его близкими предками были выходцы из степи.
[8] Владимир I. Святославич (ум. 15.VII.1015). Кн. новг. (969), вел. кн. киев. (980 – 1015). Сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Первый князь официально принявший титул вел. князя. Значительно расширил и укрепил владения Руси. При нем сооружены оборонит. Рубежи по р.р. Осетр, Трубеж, Сулла и др., заново укреплен и застроен кам. зданиями Киев. Провозгласил христианство гос. религией. В его княжение Др. – русск. гос-во вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. Канонизирован русск. Церковью. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. - Казань, 1999. С. 84)
[9] Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1913. С.138
[10] Скрынников Р.Г. История Российская. IX- XVII в.в. М., 1997. С. 105
[11] Владимир Всеволодович Мономах (Владимир II) (1053 – 1125), князь смоленск. (с 1067), чернигов. (с 1078), переясл. (с 1093), вел. кн. киев. (с 1113). Сын Всеволода Ярославича и дочери визант. Имп. Константина Мономаха. Организатор борьбы против половцев, активный участник княжеских съездов 1097, 1100, 1103. После смерти вел. кн. киев. Святополка Изяславича призван киевскими боярами на великокняж. Стол. Подавил народное восстание 1113. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. Был женат три раза. Стремился укрепить династические связи с европ. дворами. (Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: Биографический словарь. IX – XVIII в. Казань, 1999. С. 84)